ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9741/17 от 22.12.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-9741/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей Железовского С.И., Романовой И.А.

при секретаре Борзуновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2017 года гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности по переоформлению лицензии на право деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объекта и объектах инфраструктуры,

по апелляционному представлению Приморского транспортного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 5 октября 2017 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителей: прокурора Марченко Ю.Н., ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» - Храповицкой Н.С., ГУ МЧС России по Хабаровскому краю – Гордеева Д.А.,

У С Т А Н О В И Л А:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование указал, что в марте 2017 года была проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении полномочий в сфере функционирования аварийно-спасательных служб и формирований на железнодорожном транспорте, в ходе которой установлено, что Владивостокский отряд - структурное подразделение филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге имеет в составе 6 профессиональных аварийно-спасательных формирований, расположенных на территории Приморского края – пожарные поезда на станциях: Первая Речка, Уссурийск, Ружино, Гвоздево, Сибирцево и Смоляниново. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию. Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют, следовательно, деятельность по тушению пожара осуществляется пожарными поездами незаконно, с нарушением лицензионного законодательства Российской Федерации. Просил обязать ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию на право деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее места осуществления лицензируемого вида деятельности по следующим адресам: Приморский край, г.Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 1а; Приморский край, г. Лесозаводск, ул.Челюскина, д. 1; Приморский край, пгт.Сибирцево, ул. Линейная, д. 6; Приморский край, п. Смоляниново, ул. Маяковского, д. 2; Приморский край, г. Уссурийск, пр-т Блюхера, д.77б; Приморский край, Хасанский муниципальный район, ул. Линейная, д. 1.

Определениями суда от 30.06.2017 года, 28.08.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 5 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Приморскому транспортному прокурору отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить. В обоснование указывает, что лицензиат может осуществлять лицензированный вид деятельности только в месте, соответствующем лицензионным требованиям и указанным в лицензии. Согласно лицензии на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выданной МЧС России 8 мая 2013 года, действующей бессрочно, единственным местом осуществления лицензируемого вида деятельности является г. Москва, Костромской пер., д. 2. Осуществляя лицензируемый вид деятельности на территории Приморского края, ФГП «ВО ЖДТ РФ» прямо нарушает требования лицензионного законодательства. Судом не принято во внимание, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может быть железнодорожной станцией, а не зданием, сооружением. Суд, основываясь на доводах ответчика, не подтверждённых документально, устанавливает, что по адресам, указанным в исковом заявлении, в качестве мест дислокации пожарных поездов, и, как следствие, мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Приморского края, фактически располагаются жилые дома и иные объекты. При этом не учитывается то обстоятельство, что данные адреса указаны в качестве мест расположения пожарных поездов в официальных документах - свидетельствах об аттестации. Суд фактически установил отсутствие нарушения лицензионного законодательства, что противоречит решению Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2017 года и постановлению пятого Арбитражного суда от 06.07.2017 года, имеющих преюдициальное значение. Пожарные поезда в рассматриваемом случае являются стационарными объектами.

В письменном отзыве представитель ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» просит решение оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель ОАО «РЖД» не явился, просил рассмотреть дело без участия.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, выслушав участвующих лиц, проверив решение суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В пунктах 1, 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решения суда не соответствует.

Из материалов дела следует, что между ОАО «РЖД» (заказчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (исполнитель) заключен договор от 22.12.2016 года об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в области пожарной безопасности на объектах структурных подразделений филиалов заказчика, на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности заказчика и ином законном основании, а также в полосе отвода железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», в пределах тактико-технических возможностей пожарных подразделений(поездов), согласно Перечню пожарных подразделений(поездов).

В перечне пожарных подразделений(поездов) – приложению к договору об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», указаны станции дислокации пожарного поезда, численность работников.

31.03.2017 года в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства при осуществлении полномочий в сфере функционирования аварийно-спасательных служб и формирований на железнодорожном транспорте комиссией в составе представителя транспортного прокурора с участием заместителя начальника Владивостокского отряда по пожарно-технической части, начальников поездов Первая Речка, ст.Ружино было установлено, что во Владивостокском отряде ФГП «ВО ЖДТ РФ» на ДВЖД создано 7 профессиональных аварийно-спасательных формирований (пожарные поезда на ст. Ружино, Сибирцево, Смоляниново, Уссурийск, Первая Речка, Гвоздево, Находка-Восточная). Указанные пожарные поезда имеют свидетельства об аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ, сроком действия до 28.10.2018 года. ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» имеет лицензию на право осуществления указанного вида деятельности. Лицензия от 8 мая 2013 года на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по тушению лесных пожаров не предусматривает право осуществления лицензируемого вида деятельности в местах дислокации пожарных поездов Владивостокского отряда ФГП «ВО ЖДТ РФ» на ДВЖД, что является нарушением законодательства о лицензировании. Установлено, что на территории пожарного поезда оборудованы следующие стационарные объекты: учебно-административные, учебно-тренировочные, производственные, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, санитарно-бытовые, складские.

Результаты обследования и установленных нарушений отражены в акте проверки от 31.03.2017.

В лицензии на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выданной МЧС России 08.05.2013 года ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и действующей бессрочно, адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности является: г. Москва, пер. Костомаровский, д. 2.

Согласно свидетельствам об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 28.10.2015 года, адреса авариной-спасательных формирований – пожарных поездов ФГП «ВО ЖДТ РФ»: Приморский край, г.Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 1а; Приморский край, г. Лесозаводск, ул.Челюскина, д. 1; Приморский край, пгт.Сибирцево, ул. Линейная, д. 6; Приморский край, п. Смоляниново, ул. Маяковского, д. 2; Приморский край, г. Уссурийск, пр-т Блюхера, д. 776; Приморский край, Хасанский муниципальный район, ул. Линейная, д.1.

Как следует из штатного расписания подразделения Владивостокского отряда – структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ РФ» на Дальневосточной железной дороге от 1 января 2017 года, на станциях Первая Речка, Смоляниново, Уссурийск, Сибирцево, Ружино, Находка-Восточная, Первая Речка, Уссурийск, Гвоздево сформированы стрелково-пожарные команды и имеются отдельные специализированные пожарные поезда.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 22 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением пятого Арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2017 года, ФГП «ВО ЖДТ РФ» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Судебными актами установлено, что вопреки требованиям законодательства о лицензировании, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Приморского края посредством своих структурных подразделений – пожарных поездов, расположенных по следующим адресам: пожарный поезд на ст. Первая Речка - г. Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 1а; пожарный поезд на ст. Ружино - г. Лесозаводск, ул. Челюскина, д. 1; пожарный поезд на ст. Сибирцево - пгт.Сибирцево, ул. Линейная, д. 6; пожарный поезд на ст. Смоляниново - п.Смоляниново, ул. Маяковского, д. 2; пожарный поезд на ст. Уссурийск - г.Уссурийск, пр-т Блюхера, д. 776; пожарный поезд на ст. Гвоздево - Хасанский муниципальный район, ул. Линейная, д.1. Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от 08.05.2013 , выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют, что свидетельствует, о нарушении данным юридическим лицом лицензионного законодательства Российской Федерации, в частности условий выдачи лицензии.

Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что по адресам формирований – пожарных поездов, указанных в свидетельствах об аттестации от 28.10.2015 г., обязанность по включению в лицензию которых транспортный прокурор просит возложить на ответчика, деятельность по тушению пожаров не ведется, по адресам: Приморский край, п.Смоляниново, ул.Маяковского, д.2 и Приморский край, г.Уссурийск, пр-т Блюхера, д.77б расположены многоквартирные жилые дома; в пгт Хасан, с.Гвоздево имеется ул.Линейная, на которой в поселениях расположены жилые дома; по адресу: Приморский край, г.Лесозаводск, ул.Челюскина, д.1 расположена автозаправочная станция. Исходя из указанных обстоятельств, суд сделал вывод, что возложение обязанности на ответчика по включению в лицензию от 08.05.2013 г. мест осуществления лицензируемого вида деятельности по указанным прокурорам адресам противоречит требованиям п.8 ч.2 ст.8 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку объекты, находящееся по указанным адресам, на праве собственности либо ином законном основании ответчику не принадлежат, пожарные поезда, как мобильные средства пожаротушения, не подлежат включению в лицензию в качестве мест осуществления деятельности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

По смыслу статей 3 и 8 указанного Закона вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

Материалами дела подтверждено, что ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Приморского края посредством своих структурных подразделений – пожарных поездов, расположенных по следующим адресам: пожарный поезд на ст. Первая Речка - г. Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 1а; пожарный поезд на ст. Ружино - г. Лесозаводск, ул. Челюскина, д. 1; пожарный поезд на ст. Сибирцево - пгт.Сибирцево, ул. Линейная, д. 6; пожарный поезд на ст. Смоляниново - п.Смоляниново, ул. Маяковского, д. 2; пожарный поезд на ст. Уссурийск - г.Уссурийск, пр-т Блюхера, д. 776; пожарный поезд на ст. Гвоздево - Хасанский муниципальный район, ул. Линейная, д.1. Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от 08.05.2013 № 8-А/0030, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют, в связи с чем, требования о возложении обязанности по переоформлению лицензии на право деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры с включением в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности адресов места расположения пожарных поездов, подлежат удовлетворению.

Выводы суда и доводы возражений ответчика о том, что пожарные поезда не подлежат включению в лицензию в качестве мест осуществления деятельности по тушению пожаров, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Пунктом 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является не только объект недвижимого имущества, но и иной объект, используемый для осуществления лицензируемого вида деятельности, имеющий данные, позволяющие его идентифицировать.

В соответствии с письмом МЧС России от 10.04.2014 N 19-1-13-1579 «О заполнении заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров под адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности понимаются адреса мест расположения пожарных депо. Проверки соответствия соискателя лицензии(лицензиата) лицензионным требованиям проводятся по адресу места нахождения организации, с учетом адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Следовательно, пожарным депо является комплекс пожарных помещений и сооружений, обеспечивающих пожарную безопасность.

Из п. 3.9, 3.10 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», утверждённого генеральным директором ФГП «ВО ЖДТ РФ» 20.12.2010 года, на территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений: учебно-административное (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100- метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская и др.); санитарно-бытовые и складские. Стационарные объекты на территории пожарного поезда и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должны быть обеспечены средствами связи, водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением (л.д. 58-59).

Таким образом, понятие «пожарный поезд» подразумевает не только сам подвижной состав, но и ряд стационарных объектов.

Пожарные поезда для целей ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, являются аварийно-спасательной службой (аварийно-спасательным формированием) и фактически аттестованы в таком качестве, в связи с чем, прокурором обоснованно предъявлены требования по переоформлению лицензии с включением в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности адреса расположения пожарных поездов.

Выводы суда о том, что деятельность по тушению пожаров по адресам, указанных по адресам формирований - пожарных поездов, указанных в свидетельствах об аттестации от 28.10.2015 г., не ведется, по части адресов находятся иные объекты недвижимого имущества, основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора не являются.

Согласно п.3.1 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», пожарные поезда должны размещаться на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.
В соответствии с п. 3.2 Положения, каждый пожарный поезд привязан к конкретной железнодорожной станции, пути его дислокации четко определены.

Положением об эксплуатации и содержании пожарных поездов предусмотрено, что пожарные поезда как подразделения ведомственной пожарной охраны входят в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны, за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания, границы участков обслуживания определяются из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние, не превышающее остановленное положением, расчетное время доставки пожарного поезда на конечный пункт, ограничивающий участок обслуживания, должно составлять от 1 до 2,5 часов в зависимости от класса железнодорожной линии (пункт 1.5, 2.4).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) установлена их аттестация. Обязательной аттестации подлежат все без исключения аварийно-спасательные службы независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и их возможности ограничиваются видами работ, на которые они аттестованы.

В силу пункта 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение N 1091), аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.

Согласно пункту 13 Положения N 1091 для проведения первичной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, в котором, помимо прочего, указывается место дислокации аварийно-спасательной службы(формирования).

Пунктом 19 указанного Положения предусмотрено, что при изменении, в том числе, места дислокации аварийно-спасательной службы (формирования) руководитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, представляет в аттестационную комиссию заявление о переоформлении свидетельства об аттестации с указанием новых сведений.

Сведений об изменении места дислокации пожарных поездов и переоформления свидетельств об аттестации с указанием новых сведений об адресах дислокации, если таковые менялись, материалы дела не содержат и на них ответчик не ссылается, в связи с чем, выводы суда и доводы ответчика о необоснованном возложении обязанности по переоформлению лицензии на право деятельности по тушению пожаров с включениями в нее адресов осуществления лицензируемого вида деятельности по адресам, указанным в свидетельстве об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, ошибочны.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

По смыслу указанных норм права лицензиат может осуществлять лицензированный вид деятельности только в месте, соответствующем лицензионным требованиям и указанном в лицензии.

В отношении каждого пожарного поезда определены место его постоянной дислокации, участки обслуживания, железнодорожные станции, в связи с чем, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанной с тушением пожаров, в лицензии от 08.05.2013 № 8-А/00030, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», в том числе на территории Приморского края, посредством пожарных поездов, расположенных по указанным в иске адресам, подлежат включению в места осуществления лицензируемого вида деятельности ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований с установлением срока исполнения обязанности переоформить лицензию на право деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок для исполнения обязанности является достаточным с учетом необходимости соблюдения лицензиатом установленного ст.18 Федерального закона № 99-ФЗ порядка переоформления лицензии.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 5 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Приморского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности по переоформлению лицензии на право деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объекта и объектах инфраструктуры, удовлетворить.

Обязать федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию на право деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее места осуществления лицензируемого вида деятельности по следующим адресам: Приморский край, г.Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 1а; Приморский край, г. Лесозаводск, ул.Челюскина, д. 1; Приморский край, пгт.Сибирцево, ул. Линейная, д. 6; Приморский край, п. Смоляниново, ул. Маяковского, д. 2; Приморский край, г. Уссурийск, пр-т Блюхера, д.77б; Приморский край, Хасанский муниципальный район, ул. Линейная, д. 1.

Председательствующий М.В.Гвоздев

Судьи С.И.Железовский

И.А.Романова