Судья Моисеенкова О.Л. 24RS0018-01-2022-000404-48
Дело № 33-9745/2022
2.211г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Крятова А.Н.,
судей: Полянской Е.Н., Андриенко И.А.,
с участием прокурора: Дубро В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.
гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края о возложении обязанности привести схему теплоснабжения города Зеленогорска в соответствии с требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154,
по апелляционной жалобе представителя администрации ЗАТО г.Зеленогорск – ФИО1,
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 15 апреля 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края удовлетворить.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края привести схему теплоснабжения города Зеленогорска в соответствие пунктам 10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", в срок до 01 октября 2022 года».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратился с иском к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края с требованием о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в 2021году проведена проверка в сфере теплоснабжения, по результатам которой установлено, что ответчиком не актуализировались схема теплоснабжения города в период 2017-2020 г.г.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 23.09.2013 № 389-п утверждена схема теплоснабжения города Зеленогорска.
В целях актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска на 2019-2020 г.г. распоряжением первого заместителя Главы ЗАТО г. Зеленогорска от 15.01.2019 № 79-р утвержден график мероприятий, и состав рабочей группы для рассмотрения предложений по актуализации схемы теплоснабжения.
До настоящего времени график мероприятий по актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска, утвержденный распоряжением первого заместителя Главы ЗАТО г. Зеленогорска № 79-р от 15.01.2019, за исключением первого пункта, не выполнен.
По результатам проверки 02.02.2021 прокуратурой города Главе ЗАТО г. Зеленогорск внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Согласно ответу Администрации от 03.03.2021, в срок до 31.12.2021 будет разработан проект новой схемы теплоснабжения.
Ссылаясь на то, что по состоянию на 07.02.2022 указанный проект не разработан, актуализация схемы в 2021году также не проводилась, прокурор ЗАТО г.Зеленогорск просил возложить на администрацию ЗАТО г. Зеленогорск обязанность привести схему теплоснабжения города Зеленогорска в соответствии с пунктами 10, 12 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ЗАТО г.Зеленогорск – ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что судом необоснованно возложена на администрацию ЗАТО г. Зеленогорск обязанность о привести схему теплоснабжения города Зеленогорска в соответствие пунктам 10, 12 Требований к порядку разработки. Поскольку схема теплоснабжения утверждается правовым актом органа местного самоуправления, суд фактически обязал администрацию ЗАТО г. Зеленогорска принять правовой акт, что не входит в компетенцию судебных органов. Указывает на то, что данные требования должны быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
В представленных возражениях на апелляционную помощник прокурора ЗАТО г.Зеленогорска – ФИО2 просит оставить решение без изменения.
Представитель Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения прокурора Дубро В.И., согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п.п. 1 и 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
В соответствии с п. 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (п. 6 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154).
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящего документа.
В случае если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план, то проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет (п. 7, 8 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154).
Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" (далее - переходный период), подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения (п. 10 указанных Требований).
Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения (п. 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 29.03.2007 № 28-300р утвержден Генеральный план, регламентирующий порядок и стратегию территориального планирования и поэтапного развития городского округа на расчетный срок с 2007 по 2020.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 23.09.2013 № 389-п утверждена схема теплоснабжения муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края.
В целях актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска на 2019-2020 распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 79-р от 15.01.2019 утвержден график мероприятий и состав рабочей группы для рассмотрения предложений по актуализации схемы теплоснабжения, которым предусмотрены поэтапные мероприятия по актуализации схемы теплоснабжения в период с 15.01.2019 по 18.07.2019.
:
В 2021 году прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска проведена проверка, в ходе которой выявлено, график мероприятий по актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска, утвержденный распоряжением Первого заместителя Главы ЗАТО г. Зеленогорска № 79-р от 15.01.2019, за исключением первого пункта, не выполнен.
Актуализация схемы теплоснабжения города Зеленогорска в период 2017- 2020г.г. не проводилась.
В период 2018-2020гг. к магистральным сетям теплоснабжения городского округа, находящимся в хозяйственном ведении и обслуживании единой теплоснабжающей организации МУП ТС, подключены к источнику теплоснабжения: в 2018г. - 11 жилых объектов, в 2019г.- 6 жилых объектов, в 2020г. - 7 жилых и 1 нежилой объект.
02.02.2021 заместителем прокурора Главе ЗАТО г. Зеленогорска внесено представление об устранении нарушений Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федерального законодательства в сфере теплоснабжения.
Согласно ответу первого заместителя главы ЗАТО г. Зеленогорска по жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и градостроительству от 03.03.2021 проект новой схемы теплоснабжения г. Зеленогорска будет разработан до 31.12.2021.
Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорск от 25.10.2021 № 1677-р утвержден план-график разработки схемы теплоснабжения города Зеленогорска на 2022 – 2031 годы, согласно которому предусмотрено до 12.11.2021 разработать проект схемы теплоснабжения, в срок до 28.12.2021 утверждение схемы, размещение на официальном сайте Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, опубликование в газете «Панорама».
Распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 79-р от 15.01.2019 «Об организации работы по актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска» признано утратившим силу.
Из пояснений допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5 следует, что распоряжение об актуализации схемы теплоснабжения не было исполнено в связи с отсутствием подрядчиков, было принято решение о разработке новой схемы. 04.10.2021 о том, что с индивидуальным предпринимателем К-вым был заключен договор по выполнению работ по разработке схемы теплоснабжения города в срок до 26.10.2021, однако выполненная К-вым схема неоднократно возвращалась для доработки и устранения недостатков, работа так и не выполнена.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Требований к схемам теплоснабжения и требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неисполнении администрацией ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края возложенной на него законом обязанности по актуализации схемы теплоснабжения города Зеленогорска, новая схема также не подготовлена, в связи с чем, суд возложил на администрацию ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обязанность по приведению схемы теплоснабжения г. Зеленогорска в соответствие пунктам 10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, установив в срок исполнения решения суда - до 01.10.2022.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, подтвержденным представленными в материалах дела доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку, согласно правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из предмета требований прокурора, данный спор верно разрешен судом в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы жалобы о том, что судом фактически возложена на ответчика обязанность по принятию нормативного правового акта судебной коллегией отклоняются, поскольку такие требования прокурором не заявлялись и судом не рассматривались.
Принятое судом решение в части возложения на ответчика обязанности по приведению схемы теплоснабжения г. Зеленогорска в соответствие пунктам 10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" направлено на исполнение органом местного самоуправления возложенных на него Федеральными законами 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" полномочий по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, согласно положениям статьи 67 ГПК РФ судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны суда не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 15 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ЗАТО г.Зеленогорск – ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 августа 2022 года