ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-975/2015 от 29.01.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Шеховцова Ю.В. дело № 33-975/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Волгоград 29 января 2015 г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,

 судей: Горковенко В.А., Волковой И.А.,

 при секретаре Тершуковой Е.И.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма,

 по апелляционному представлению прокурора Быковского района Волгоградской области

 на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 14 ноября 2014 года, которым постановлено:

 в удовлетворении исковых требований прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма – отказать.

 Заслушав доклад судьи Горковенко В.А., выслушав пояснения прокурора фио, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Быковского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении проявлений экстремизма и терроризма в деятельности администрации Быковского муниципального района, в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ответчиком не принята муниципальная программа предупреждения и проявлений экстремизма и терроризма в 2014 году. Бездействие администрации Быковского района Волгоградской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 Просил признать бездействие администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не принятии муниципальной программы предупреждения проявлений экстремизма и терроризма незаконным, обязать ответчика принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционном представлении прокурор Быковского района Волгоградской области оспаривает законность вынесенного судебного постановления, в связи с чем просит решение Быковского районного суда Волгоградской области от 14 ноября 2014 года отменить.

 Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

 В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

 Основные принципы, вопросы профилактики и противодействия терроризму, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены в Федеральном законе от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

 Частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

 В силу подпункта 6.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 марта 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

 Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Быковского района Волгоградской области проводилась проверка федерального законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в результате которой установлено, что администрацией Быковского муниципального района Волгоградской области в 2014 году не принималась муниципальная программа в сфере предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений экстремизма и терроризма, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

 Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным, понуждении принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по разработке и принятию муниципальной программы предупреждения проявлений экстремизма и терроризма.

 Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.

 Разработка и принятие муниципальной программы, направленной на профилактику экстремизма и терроризма является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования. Тем более, осуществление деятельности по профилактике экстремизма и терроризма возможно без принятия муниципальной программы, а путем принятия профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской и террористической деятельности.

 Из представленных представителем ответчика доказательств видно, что на территории Быковского муниципального района Волгоградской области организовано взаимодействие с правоохранительными органами, уполномоченными органами исполнительной власти и местного самоуправления для повышения готовности к действиям в условиях террористической угрозы. С этой целью отделами МВД России по Быковскому району, администрацией Быковского муниципального района ежегодно проводятся не менее 2 тренировок по действиям сил и средств по ликвидации последствий террористического акта.

 В сфере предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений экстремизма и терроризма имеется план работы антитеррористической комиссии Быковского муниципального района на 2014 год, а также План мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму на территории Быковского муниципального района на 2013-2017 годы. Кроме того, в городском и сельском поселениях разработаны и утверждены Планы мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму на территории поселения.

 В целях предупреждения террористических угроз на ранних стадиях и своевременному устранению реально существующих угроз антитеррористической комиссией Быковского муниципального района, в соответствии с Планом работы антитеррористической комиссии на год проводятся соответствующие мероприятия. Данные вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях антитеррористической комиссии Быковского муниципального района.

 Главами городского и сельских поселений принимаются меры по организации безопасности в жилом секторе, организован контроль за состоянием чердачных, подвальных помещений многоквартирных домов.

 Ежемесячно в рамках планерных совещаний с главами муниципальных образований района освещаются вопросы межнациональных отношений, мероприятия по минимизации и ликвидации последствий и проявлений терроризма и экстремизма, механизмы предотвращения случаев вовлечения несовершеннолетних и подростков в антиобщественное поведение, распространение экстремистской идеологии и межнациональной розни среди несовершеннолетних и проживающего населения.

 Доводы апелляционного представления о том, что ответчик обязан принять муниципальную программу предупреждения проявлений экстремизма и терроризма, судебной коллегией отклоняются, поскольку приведенными выше нормами Федеральных законов обязанность по разработке и принятию муниципальной программы предупреждения проявлений экстремизма и терроризма на органы местного самоуправления не возлагается.

 Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, в апелляционном представлении не приводится.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда, постановленного в соответствии с исследованными обстоятельствами дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Быковского районного суда Волгоградской области от 14 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Быковского района Волгоградской области - без удовлетворения.

 Председательствующий: подпись

 Судьи: подписи

 Верно

 Судья Волгоградского областного суда В.А.Горковенко