ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-977 от 26.05.2015 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Щербина И.С. Дело № 33 – 977

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2015 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.

судей Герасимовой Л.Н., Зубовой Т.Н.

при секретаре Макешиной Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Северного района г. Орла о признании книги Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» экстремистским материалом,

по апелляционной жалобе Семенова И.Л. на решение Советского районного суда г. Орла от 27 февраля 2015 г., которым постановлено:

«заявление прокурора Северного района г. Орла о признании книги экстремистским материалом – удовлетворить.

Признать книгу Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа»- Ростов н/Д, издательство Феникс; М.: Алгоритм-Книга, 2010. – 320 с. – (Тайны истории), изданную тиражом 3000 экземпляров экстремистским материалом».

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения старшего помощника прокурора Северного района г. Орла Бахаревой Т.Н., поддержавшей заявление по изложенным в нем основаниям и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица Семенова И.Л., объяснения представителя заинтересованного лица УМВД по Орловской области Макашова А.С., полагавшего заявление прокурора подлежащим удовлетворению, объяснения заинтересованного лица Семенова И.Л. и его представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Краюхина Д.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам и возражавших против удовлетворения заявления прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с заявлением о признании книги «Тайная миссия Христа» (автор Семенов И.Л.) экстремистским материалом.

В обоснование заявления ссылался на то, что в ходе мониторинга сети Интернет Центром по противодействию экстремизму УМВД России по Орловской области был выявлен факт распространения книги Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа», в которой предположительно содержались негативные высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды по национальному, религиозному признакам.

Согласно религиоведческому исследованию кандидата философских наук, доцента кафедры <...> ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» ФИО10 от <дата>, в анализируемом произведении имеются слова, выражения, содержащие негативные оценки в адрес этно-конфессиональной группы – иудеев в сравнении с другими группами. Кроме того, в данной книге используются высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов конфессиональных групп – древних иудеев и филистимлян, древних иудеев и христиан.

Ссылаясь на вышеприведенное религиоведческое исследование, прокурор просил суд признать книгу Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» экстремистским материалом.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе автор книги «Тайная миссия Христа» Семенов И.Л. просит об отмене решения суда, как постановленного с существенным нарушением норм процессуального права и ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Указывает на то, что суд неправомерно рассмотрел дело без его участия, поскольку оспариваемым решением суда разрешен вопрос о его правах и обязанностях, как автора книги «Тайная миссия Христа», признанной экстремистским материалом.

Ссылается на необходимость привлечения к участию в деле и издательства – ООО «Феникс» (Ростов-на-Дону), где издавалась указанная книга и чьи права также затронуты обжалуемым решением.

Отмечает, что в написанной им книге «Тайная миссия Христа» отсутствуют высказывания и выражения, которые позволяли бы отнести ее к экстремистским материалам.

На заседание судебной коллегии не явились представители издательств – ООО «Алгоритм Книга» и ООО «Феникс», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ, в соответствии с пунктом 5 статьи 330 ГПК РФ судебной коллегией дело принято к рассмотрению суда апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, полагает, что вынесенное решение суда подлежит отмене, поскольку постановлено с существенным нарушением норм процессуального права и ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что <дата> по настоящему делу судом постановлено решение, которым книга Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» признана экстремистским материалом.

Вместе с тем усматривается, что автор книги «Тайная миссия Христа» Семенов И.Л. и издательство ООО «Феникс» (Ростов-на-Дону), где была издана указанная книга, к участию в деле не привлекались.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Учитывая изложенное обстоятельство и указанное положение закона, постановленное судом решение нельзя признать законным, так как автор книги «Тайная миссия Христа» Семенов И.Л. и издательство ООО «Феникс», как правообладатели таковой, были лишены гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на доступ к правосудию, что является существенным нарушением норм процессуального права и безусловным основанием для отмены решения суда.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены автор книги «Тайная миссия Христа» Семенов И.Л. и издательство ООО «Феникс» (Ростов-на-Дону).

Разрешая настоящий спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении заявления прокурора Северного района г. Орла в силу следующего.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к выводу о наличии к тому правовых оснований, поскольку в исследуемом произведении имеются слова, выражения, содержащие негативные оценки в адрес этно-конфессиональной группы – иудеев в сравнении с другими группами, а также высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов конфессиональных групп – древних иудеев и филистимлян, древних иудеев и христиан.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда и с доводами прокурора по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55).

В Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19).

Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).

Международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию; всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование; всякая дискриминация на основе религии или убеждений должны быть запрещены законом (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года, Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ от 25 июля 2002г. «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

<...>

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

<...>

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Из приведенных норм права в их совокупности следует, что экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, то есть силовое свержение действующей государственной власти, а также достижение других целей, указанных в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Именно такие материалы, содержащие призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, являются экстремистскими.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно отмечал, что отнесение положением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) и экстремистским материалам всех действий и материалов, связанных с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, основано на положениях Конституции Российской Федерации, которая, гарантируя свободу мысли и слова, также запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, что соответствует и международно-правовым стандартам; такое регулирование само по себе конституционные права и свободы не нарушает (определения от 18 декабря 2007 года № 940-О-О, от 19 июня 2012 года № 1271-О и от 18 октября 2012 года № 1995-О).

В Определении от 2 июля 2013 года № 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», закрепляющего понятие экстремистской деятельности (экстремизма), в частности, включающего в него возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, отметил, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.). В тоже время ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое, по смыслу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, сохраняющих свою силу, обращено, как это вытекает из статей 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П; Определения от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 5 марта 2013 года № 323-О и др.).

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» разъяснено, что под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Как видно из материалов дела, книга «Тайная миссия Христа» (автор Семенов И.Л.), 320 страниц, выпущена в 2010 году издательствами ООО «Алгоритм-Книга» (Москва) и ООО «Феникс» (Ростов-на-Дону).

Относительно содержания указанной книги судебной коллегией установлено следующее.

Книга Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» посвящена проблеме происхождения, жизни и деятельности Иисуса Христа, а также анализу тех исторических событий, которые, по мнению автора, имеют важное значение для правильного понимания миссии Иисуса Христа.

В книге много внимания уделено истории Парфии, истории народов и правителей этой сверхдержавы, истории взаимоотношения с римской империей. Автор показывает близость парфян или скифо-сарматов славянским народам и считает, что парфяне имели отношение к формированию славянского мира, и в частности, к происхождению русского народа. Во многих местах книги автор приводит аргументы, призванные обосновать древность славянских, и, прежде всего, русских племен, в частности, рассказывая об истории Трои и этрусков.

Семенов И.Л. отмечает культурное и антропологическое сходство народов Туркменистана и народов Средиземноморья и делает вывод о переселении арийских племен в переднюю Азию и Египет. Далее автор описывает историю Троянской войны и связывает ее с историей выхода иудеев под руководством Моисея из Египта.

Автор книги описывает историю израильских племен, считает, что израильтяне не были родственниками иудеям и отделились от них, создав государство Израиль с центром в г. Сихеме, иудейские же племена создали Иудею с центром в Иерусалиме.

Описывая историю жизни Христа, Семенов И.Л. рассматривает разные версии о месте пребывания Иисуса с 12 до 30 лет: при царе Артабане в Парфии, Индии, Египте, а также излагает свою версию о происхождении и становлении христианства.

Изложенные обстоятельства подтверждаются текстом книги «Тайная миссия Христа» и заключением о результатах религиоведческого исследования указанного произведения от <дата>, подготовленного кандидатом философских наук, доцентом кафедры <...> ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» ФИО10

Согласно выводам, изложенным в вышеприведенном заключении, в книге Семенова И.Л. имеются слова, выражения, содержащие негативные оценки в адрес этно-конфесиональной группы – иудеев в сравнении с другими группами.

Такие слова и выражения присутствуют в приводимой автором цитате историка Тацита, ссылка на источник при этом не указана:

«Римский историк Тацит первым заметил синхронность действий парфян и иудеев. Он писал: «Пока Востоком правили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самым презренным из их поданных; потом, во время господства македонян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улучшить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это время отложился Арсак» (с.19).

Следует отметить, что ссылка на источник не указана, но данное высказывание можно найти в издании сочинений Тацита: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том 2. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.

Семенов И.Л. приводит в книге мнение неких исследователей о причине 40-летнего блуждания иудеев по пустыне: «Одни исследователи утверждают, что Моисей сделал это сознательно, чтобы подвергнуть народ, особенно вновь родившихся детей, психологической обработке, дать им установку об избранности и необходимости завоевания всего мира» (с. 36). Однако, отношение автора к этим утверждениям достаточно скептическое, что вытекает из особенности построения следующей фразы: «Сорок лет Моисей и его соратники, мол, отучали иудеев от трудовой деятельности, к которой многие из них успели приобщиться в Египте при последних фараонах» (с. 36).

Негативная оценка иудеев присутствует и в следующем высказывании Семенова И.Л.: «К моменту прихода Христа иудеи были самым презираемым племенем, разлагающем и другие народы» (с. 173). В доказательство своих взглядов автор ссылается на Библию, послания Павла и высказывания античных авторов типа Цицерона, Сенеки, Тацита, Диодора Сицилийского, Апполония Молона и т.д., однако цитат и прямых ссылок не приводит. Вместе с тем в Интернете легко можно найти небольшое количество негативных высказываний указанных античных авторов относительно евреев. Следует учитывать, что в данном высказывании Семенова И.Л. негативная оценка имеет отношение к иудеям, жившим до прихода Христа.

Негативная оценка иудеев в сравнении с другими народами присутствует и в рассуждениях самого автора книги: «В русском языке имеется слово «лодырь», то есть человек, не занимающийся физическим трудом. Но ведь именно так и воспринимали иудеев по всему свету в прежние времена почти все народы. Иудеи крайне редко занимались физическим трудом… Но Локи так же был очень зол и коварен. Такие черты характера явно указывают на иудейское происхождение Локи» (с. 67).

В данном случае Семенов И.Л. негативный смысловой оттенок понятия «лодырь» переносит на всех иудеев, но ограничивая эту связь «прежними временами». Вместе с тем, такие черты характера, как злоба и коварство, автор связывает с иудеями, но при этом в тексте отсутствует прямое указание на временные рамки. Однако следует учитывать, что И.Л. Семенов комментирует древние германо-скандинавские мифы, описывающие события глубокой древности, в которых, по мнению автора, «поведение аса Локи по всем показателям соответствует именно роли иудеев в Парфии» (с. 67).

В другой фразе Семенова И.Л. можно увидеть негативную оценку этно-конфессиональной группы иудеев, как «испорченных» людей, однако испорченность эта не полная и имеющая отношение ко временам жизни семьи Иисуса Христа: «Конечно, по иудейским предписаниям чужеземцам могли и отказать в приюте, но все-таки я полагаю, что не все иудеи, несмотря на всю свою испорченность, были настолько жестоки, чтобы не пустить в дом беременную женщину, готовую в любой момент родить» (с. 119).

Можно отметить еще ряд высказываний автора книги об иудеях, в которых присутствует негативная оценка:

«Парфяне, по сути бывшие оккупантами на Ближнем востоке и в Вавилонии, широко использовали иудейское лихоимство в своих целях. Посредством иудеев собирались налоги на нужды армии и государства…» (с. 276). Однако здесь можно заметить, что те, кто использует в своих целях тех, кто творит зло, ничем не лучше тех, кто совершает само зло. Таким образом, четкого противопоставления иудеев другим этно-конфессиональным группам в этом отрывке нет.

В других местах книги Семенов И.Л. показывает, что иудеи играли негативную, разрушительную роль в жизни многих государств: «Вообще замечено, что возвеличивание иудеев, как правило, сопровождается падением существующих государств и их роли в мире» (с. 276). Или «Став во главе Русского государства, Рюриковичи, как и следовало ожидать, вскоре нанесли сокрушительный удар по иудейскому Хазарскому каганату… Очевидно, только в X веке потомки Арсакидов полностью осознали причину падения Троянского, израильского, парфянского и Меровинговского государства, и отомстили иудеям за ослабление их власти» (с.281). В тоже время следует учитывать, что в данном случае негативная оценка иудеев не связана с полным противопоставлением другим этно-конфессиональным группам.

Еще одну скрытую негативную характеристику иудеев, как людей, склонных к преступлениям, можно увидеть и в следующих фразах: «Более того, на Западе иудеи, эмигрировавшие из России, считаются русскими. Там же сложилось устойчивое криминальное определении – «русская мафия», хотя в этой мафии состоят почти одни иудеи» (с. 54). Однако, такой точки зрения придерживается и доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке, экс-руководитель Российского бюро Интерпола в 1997-1999 гг. Владимир Семенович Овчинский, который написал об этом в статье «Русская мафия»: мифы и реальность» (Владивостокский центр исследования организованной преступности. 2007-05-28 URL: …).

В соответствии с выводами, изложенными в заключении, в анализируемом произведении имеются высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов конфессиональных групп – древних иудеев и филистимлян, древних иудеев и христиан:

«Но мы должны помнить при оценке этого божества (Велеса, Вельзевула – В.А.), все, что для других народов было свято, для иудеев считалось мерзостью, и наоборот» (с.50).

«К середине IV века иудаизм и христианство, особенно его восточная ветвь, отдалились друг от друга, как два земных полюса, стали противоположны, как ночь и день, превратились в двух злейших врагов, сразившихся между собой за мировое господство» (с. 307).

Следует отметить, что книга носит исторический характер и характеризует отношения конфессиональных групп древних исторических эпох в период от XVII до н.э. до X века н.э.

Также в заключении сделан вывод о том, что в книге Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» отсутствуют высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного призыва к осуществлению противоправных действий в адрес одной социальной, национальной или конфессиональной группы за счет другой.

Допрошенный в суде апелляционной инстанции специалист в области теологии и религиоведения ФИО10 подготовленное им заключение полностью поддержал и пояснил суду, что данная книга имеет исторический характер, отражает события, которые происходили в основном 2000 лет назад. Автор опирается на источники, проведенные исследования и книги других авторов, где-то делает собственные выводы. В книге имеется негативная оценка в отношении национальностей и конфессий, но данная оценка сделана на выводах авторов, на которые опирается Семенов И.Л. В книге имеются сочетания как негативных, так и позитивных оценок иудеев и других народов. Книга носит исторический характер, научно-публицистический стиль, не является пропагандистской и в ней отсутствуют высказывания директивного характера. В данной книге написано о многих народах, речь идет о древних временах, об иудеях, которые жили в те времена. Те негативные высказывания, которые приводятся в книге, достаточно известные, каждый может обратиться к источнику, найти первоисточник высказываний. В книге отсутствуют оскорбления нации, указание на национальное или расовое превосходства, а также отсутствуют высказывания побудительного характера к осуществлению в отношении иудеев военных действий, оправдание осуществления противоправной деятельности, призывы возвеличивать иудеев или не возвеличивать.

Заявителем не приведены какие – либо другие слова, фразы и выражения, помимо указанных в вышеприведенном заключении, в отношении которых специалистом в области теологии и религиоведения ФИО10 даны пояснения и которые, по мнению прокурора, позволяли бы книгу «Тайная миссия Христа» (автор Семенов И.Л.) признать экстремистским материалом.

Не опровергнуто заявителем и положенное в основу предъявленного заявления заключение о результатах религиоведческого исследования книги Семенова Игоря Леонидовича «Тайная миссия Христа» от <дата>, подготовленное кандидатом философских наук, доцентом кафедры религиоведения и теологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» ФИО10

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что книга «Тайная миссия Христа» (автор Семенов И.Л.) не отвечает признакам экстремистского материала, так как в ней отсутствуют призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении заявления прокурора Северного района г. Орла о признании книги Семенова И.Л. «Тайная миссия Христа» экстремистским материалом отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Орла от 27 февраля 2015 года отменить и постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Северного района города Орла о признании книги Семенова Игоря Леонидовича «Тайная миссия Христа» экстремистским материалом – отказать.

Председательствующий

Судьи