ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-977/2014 от 10.02.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Паршина Т.А.

 Судья-докладчик Усова Н.М. По делу №33-977/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    10 февраля 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего: Зубковой Е.Ю.,

 судей: Усовой Н.М., Ивановой О.Н.,

 при секретаре: Ободоевой О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ис­ку прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Добчурского муниципального образования, ФИО1 о признании действий незаконными, признании распоряжения недействительным, возложении обязанности внести изменения в должностную инструкцию, расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим,

 по апелляционным жалобам ответчиков - Администрации Добчурского муниципального образования, ФИО1 на решение Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по данному гражданскому делу,

 УСТАНОВИЛА:

 В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Братского района была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе администрацией Добчурского муниципального образования. Главой администрации Добчурского МО является М., в администрации проходит службу специалист ФИО2, назначенная на должность муниципальной службы распоряжением Главы Добчурского сельского поселения № от <дата изъята>.

 По результатам проверки <дата изъята> прокурором Братского района в адрес Главы Добчурского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Основанием для внесения представления явились, в частности, нарушения требований закона, допущенные администрацией Добчурского МО при приеме на работу на должность муниципального служащего ФИО1 Так, в нарушение требований действующего законодательства ФИО1 при поступлении на службу не представлен документ о наличии образования. Согласно объяснительной, имеющейся в личном деле муниципального служащего ФИО1, аттестат о среднем образовании ФИО1 находится в <...>. После окончания школы в <дата изъята> она поступила в институт. Не закончив институт, вышла замуж и уехала в <...>. На неоднократные запросы о предоставлении документа об образовании ответ не получала. Согласно ответу Главы Добчурского муниципального образования от <дата изъята> документ об образовании ФИО1 утерян и запрошен его дубликат. Согласно ответу Главы Добчурского МО ФИО1 обязуется поступить на заочное отделение в <дата изъята>.

 Указал, что с учетом этого прокуратурой района ФИО1 было предоставлено время для принятия мер к повышению уровня образования до соответствующего требованиям законодательства. Вместе с тем, согласно информации, полученной от Главы Добчурского МО, на запрос о подтверждении образования ФИО1 ответа не поступило. Таким образом, документальное подтверждение уровня образования ФИО1, принятой на муниципальную службу в администрацию Добчурского МО, и занимающей должность муниципального служащего до настоящего времени, отсутствует.

 Также указал, что в соответствии с главой 1 подраздела II раздела IV Закона Иркутской области от 15.10.2007 №89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» должность специалиста администрации сельского поселения относится к категории младших должностей муниципальной службы, образованных для обеспечения исполнения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Пунктом 5 раздела 1 должностной инструкции специалиста Добчурской администрации установлено, что для замещения младшей должности муниципальной службы категории «В» необходимо наличие среднего или среднего профессионального образования. Однако согласно п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» обязательным требованием к уровню профессионального образования в органах местного самоуправления сельских поселений по старшим и младшим должностям муниципальной службы является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Таким образом, положения должностной инструкции специалиста администрации Добчурского МО в части установления требований к уровню образования, противоречат указанным нормам действующего законодательства.

 Указал, что, учитывая, что специалист администрации является должностным лицом, состоящим на муниципальной службе, наличие среднего профессионального образования является обязательным условием для работы в указанной должности. Отсутствие образования исключает возможность продолжения работы на должности муниципального служащего. Поскольку в администрации Добчурского МО отсутствуют должности муниципальной службы для замещения которых наличие образования необязательно, перевод ФИО1 на другую имеющуюся у работодателя работу невозможен, следовательно, трудовой договор с ФИО1 подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ, ст. 84 ТК РФ - вследствие нарушения установленных федеральным законом правил его заключения: отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

 Просил суд признать незаконными действия Главы администрации Добчурского муниципального образования по изданию распоряжения от <дата изъята> № о приеме ФИО1 на работу специалистом администрации Добчурского муниципального образования и заключении с ФИО1 трудового договора; признать недействительным распоряжение Главы администрации Добчурского муниципального образования от <дата изъята> №; обязать администрацию Добчурского муниципального образования привести пункт 5 раздела 1 должностной инструкции специалиста Добчурской администрации в соответствие с требованиями п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»; обязать администрацию Добчурского муниципального образования расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим - специалистом администрации Добчурского муниципального образования ФИО1 по основанию, предусмотренному статьей 84 ТК РФ.

 Решением Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Добчурского муниципального образования, ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

 Ответчик - Администрация Добчурского муниципального образования в лице Главы Добчурского МО М., не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала, что из числа лиц, проживающих в Добчурском МО, претендентов на должность муниципального служащего администрации фактически нет. Указала, что ФИО1 полностью справляется с возложенными на нее обязанностями, нареканий по службе не имеет, принимает меры к повышению образования - в настоящее время обучается в Братком профессиональном техникуме по специальности «Право и организация социального обеспечения», поэтому в условиях дефицита кадров соответствует занимаемой должности. Указала, что ранее в администрации Добчурского МО работала в должности специалиста Б., имевшая среднее образование. Считает, что увольнение ФИО1 может негативно сказаться на работе администрации.

 Просит решение Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по данному гражданскому делу отменить, принять по делу новое решение.

 Ответчик ФИО1 также обратилась с апелляционной жалобой, в которой приводит аналогичные доводы о необходимости отмены вынесенного решения. Дополнительно указала, что утеря аттестата о среднем общем образовании препятствовала ей поступить в техникум, но в настоящее время аттестат восстановлен, в связи с чем, она начала обучение в Братском профессиональном техникуме по специальности «Право и организация социального обеспечения». Кроме того, положительно характеризует себя как работника, обладает необходимыми навыками и умениями.

 Просит решение Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по данному гражданскому делу отменить, вынести новое решение.

 В отзыве на апелляционную жалобу ФИО1 Глава Добчурского МО поддерживает требования ФИО1, изложенные в её апелляционной жалобе.

 В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчиков старший помощник прокурора района Ковалева И.С. просит решение Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Усовой Н.М., пояснения ответчика ФИО1, ее представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение Братского районного суда Иркутской области по данному гражданскому делу отменить, вынести новое решение, пояснения прокурора Зайцевой С.А., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, а апелляционные жалобы ответчиков не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

 При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

 Разрешая данный спор, суд установил, что на основании заявления от <дата изъята> и Распоряжения Главы Добчурского сельского поселения № от <дата изъята> ФИО1 была принята на работу специалистом администрации Добчурского муниципального образования с <дата изъята>.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

 Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 Согласно разделу IV подраздел II глава 1 Закона Иркутской области №89-оз от 15.10.2007 «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» должность специалиста администрации сельского поселения относится к категории младших должностей муниципальной службы, образованных для обеспечения исполнения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

 В соответствии с п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области №88-оз от 15.10.2007 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» обязательным требованием к уровню профессионального образования в органах местного самоуправления сельских поселений по старшим и младшим должностям муниципальной службы является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

 Вместе с тем, суд установил, что ФИО1 имеет среднее общее образование. Таким образом, ФИО1 занимает должность специалиста администрации Добчурского муниципального образования при отсутствии среднего профессионального образования, что не соответствует квалификационным требованиям, установленным законом для замещения данной должности.

 Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленных ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что, поскольку ФИО1, назначенная на должность специалиста администрации Добчурского сельского поселения, предусмотренным законом квалификационным требованиям не отвечает, то исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действия Главы администрации Добчурского муниципального образования по изданию распоряжения от <дата изъята> № о приеме ФИО1 на работу специалистом администрации Добчурского муниципального образования и заключении с ФИО1 трудового договора, признании недействительным распоряжения Главы администрации Добчурского муниципального образования от <дата изъята> №, подлежат удовлетворению.

 Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

 Таким образом, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу. В этой связи, поскольку уровень профессионального образования ФИО1 не отвечает установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора и обязал администрацию Добчурского муниципального образования расторгнуть трудовой договор с ФИО1 по основанию, предусмотренному ст. 84 ТК РФ.

 Рассмотрев исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Добчурского муниципального образования привести п. 5 раздела 1 должностной инструкции специалиста Добчурской администрации в соответствие с требованиями п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», суд пришел к обоснованному выводу, что данное требование также подлежит удовлетворению.

 При этом суд правильно исходил из того, что согласно должностной инструкции специалиста администрации Добчурского сельского поселения, утвержденной Главой Добчурского сельского поселения <дата изъята>, специалист администрации Добчурского сельского поселения является муниципальным служащим, относится к младшей должности муниципальной службы категории «В» (п.4). Основными квалификационными требованиями для замещения младшей должности муниципальной службы категории «В» является наличие среднего или среднего профессионального образования или образования, считающегося равноценным (п. 5). Вместе с тем, суд установил, что п. 5 должностной инструкции специалиста администрации Добчурского МО в части установления требований к уровню образования противоречит п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области №88-оз от 15.10.2007 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в котором предусмотрено, что обязательным требованием к уровню профессионального образования в органах местного самоуправления сельских поселений по старшим и младшим должностям муниципальной службы является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

 Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

 Доводы апелляционных жалоб ответчиков об отсутствии в Добчурском муниципальном образовании кандидатов на должность специалиста администрации, о соответствии ФИО1 по своим деловым качествам занимаемой должности и о том, что она в настоящее время проходит обучение в техникуме, не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку при рассмотрении дела, а также основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ, могут служить основанием для отмены решения суда.

 Довод апелляционной жалобы ответчика - Администрации Добчурского муниципального образования, что ранее в администрации Добчурского МО работала в должности специалиста Б., имевшая среднее образование, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку не влияет на правильные по существу спора выводы суда, так как не подтверждает юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках настоящего дела.

 Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Братского районного суда Иркутской области от 08 ноября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - Администрации Добчурского муниципального образования, ФИО1 - без удовлетворения.

     Председательствующий

  Е.Ю. Зубкова

   Судьи

  Н.М. Усова

    О.Н. Иванова