ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-977/2022 от 07.04.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу

судья Балабанова Н.В.

Дело №33-977/2022

(№ дела в суде 1-й инст. 2-597/2021)

УИД 75RS0005-01-2021-001063-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Малолыченко С.В.,

судей Казакевич Ю.А., Погореловой Е.А.,

при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 07 апреля 2022 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю о признании приказа об увольнении и записи в трудовой книжке об увольнении незаконными, восстановлении на работе, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 24 сентября 2021 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском, указывая на то, что ею была получена копия приказа ЛС Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю (далее МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю) от , в соответствии с которым она уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы. С указанным приказом ФИО1 не согласна, поскольку в соответствии с предупреждением о сокращении от её должность подлежала сокращению с , однако, она продолжала работать и после срока предупреждения. При этом о сокращении и увольнении с работы с работодатель её не предупреждал.

На основании изложенного, истец просила суд признать приказ ответчика ЛС от , а также запись об увольнении в ее трудовой книжке недействительными, восстановить ее на работе, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб. (т. 1, л.д. 4, 201-203).

Протокольным определением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 27.07.2021 к участию в деле привлечен прокурор (т. 1, л.д. 177-179).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 12-22).

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своих требований истец указывает на то, что Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 утверждена должность «Главный государственный налоговый инспектор». Кроме истца в отделе и организации работали и многие другие главные государственные налоговые инспекторы, но преимущественное право на оставление на работе, вопреки нормам трудового законодательства, необоснованно не рассматривалось работодателем. Истец обращает внимание на то, что приказом ФНС от 22.01.2021 № ЕД-7-4/65, вступившим в законную силу 01.01.2021, утверждена структура УФСН России по Забайкальскому краю, согласно которой численность должностей гражданской службы инспекции составила 61 единица государственных служащих, 14 единиц младшего обслуживающего персонала, которая осталась неизменной по состоянию на 31.05.2021. Кроме того, усматривается факт перемещения должностей в рамках организации, но отсутствие их сокращения в указанный период, в связи с чем истец считает, что оснований для её сокращения у ответчика не имелось (т. 2, л.д. 31).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика выражает несогласие с её доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку у работодателя имелись все основания для сокращения истца. Данная процедура была проведена на законных основаниях (т. 2, л.д. 50-51).

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).

Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст. 2 Закона) (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

В силу п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ч. 7 ст. 27 и ст. 37 указанного федерального закона).

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с ч. 5 ст. 31Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 этого же закона.

Исходя из системного толкования ч. 1 и 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

Такое правовое регулирование обусловлено спецификой государственной службы и предопределенным ею правовым статусом государственных гражданских служащих, в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих и не может расцениваться как нарушающее их права (Определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав ч. 4 и 5 ст. 31 и п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно приказу МИФНС России № 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округа от лс ФИО1 назначена на должность начальника выездных проверок (ТОСП ) (т. 1, л.д. 33).

с ФИО1 заключен служебный контракт (т. 1, л.д. 35-40).

Приказом начальника МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю от лс ФИО1 переведена с должности начальника отдела выездных проверок на должность главного государственного налогового инспектора в том же отделе (т. 1, л.д. 42). Данная должность согласно должностному регламенту относится к ведущей группе должностей категории «специалисты» (т. 1, л.д. 46-53).

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС России) от № ЕД-7-4/302 утверждена предельная численность сотрудников налоговых органов Забайкальского края в количестве 1106 единиц, в том числе по Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю в количестве 66 единиц (т. 1, л.д. 56-57).

Приказом МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю от ПД утверждено штатное расписание, в котором отражено 66 единиц служащих, включая ставку главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, плюс 14 единиц младшего обслуживающего персонала (т. 1, л.д. 62-65).

Для реализации постановления Правительства Российской Федерации от «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» 31.12.2020 ФНС России издан приказ № ЕД-7-4/992@ «О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы», согласно которому предельная численность сотрудников налоговых органов Забайкальского края с 01.01.2021 составит 1049 единиц, а с 01.07.2021 составит 994 единицы (т. 1, л.д. 67-69).

Приказом ФНС России от 22.01.2021 № ЕД-7-4/65 утверждена структура Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее – УФНС России по Забайкальскому краю, Управление), согласно которой в Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю предусмотрено 61 единица численности (т. 1, л.д. 71-72).

Приказом УФНС России по Забайкальскому краю от утверждена предельная численность Инспекции в количестве 61 единицы (т. 1, л.д. 76-77).

Должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, занимаемая ФИО1, в штате МИФНС России по Забайкальскому краю указанными приказами была предусмотрена.

Приказом УФНС России по Забайкальскому краю от утверждена структура Инспекции. Приказ УФНС России по Забайкальскому краю от «О структуре Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю» признан утратившим силу (т. 1, л.д. 89).

Приказом Инспекции от ПД утверждено штатное расписание Инспекции, которое введено в действие с , и согласно которому в штате организации должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок упразднена (т. 1, л.д. 93-97).

в адрес профсоюзного комитета Инспекции отправлено сообщение о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим, в ответ на которое от председателя профсоюза МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю поступило мотивированное мнение от , согласно которому ФИО1 не является членом профсоюзного комитета (т. 1, л.д. 99, 101).

ФИО1 получила предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы, которое было получено ею лично, о чем свидетельствует ее подпись (т. 1, л.д. 7, 103).

Истцу ФИО1 вручено предложение о замещении вакантных должностей: государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок с рабочим местом в , заместителя начальника отдела информационных технологий с рабочим местом в , специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок с рабочим местом в , специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения с рабочим местом в на период отсутствия основного работника, специалиста 1 разряда отдела выездных проверок с рабочим местом в на период отсутствия основного работника. От замещения указанных должностей ФИО1 отказалась, что подтверждается ее рукописной записью в предложении (т. 1, л.д. 105).

Также отказом истец ответила на предложенные ей , и должности государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками с рабочим местом в , старшего специалиста 2 разряда аналитического отдела с рабочим местом в , государственного налогового инспектора аналитического отдела с рабочим местом в на период отсутствия основного работника; о замещении должности дворника 1 разряда ЕТКС отдела общего обеспечения с рабочим местом в , рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2 разряда отдела общего обеспечения с рабочим местом в , старшего специалиста 2 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками с рабочим местом в на период отсутствия основного работника, специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок с рабочим местом в на период отсутствия основного работника; уборщика служебных помещений 1 разряда ЕТКС отдела общего обеспечения (0,5 ставки) с рабочим местом в . От замещения указанных должностей в Инспекции истец также отказалась, что подтверждается её рукописной записью (т. 1, л.д. 107, 109, 120).

Таким образом, истец отказалась от всех имеющихся вакантных должностей, предложенных ответчиком.

ФНС России издан приказ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю» № ЕД-7-4/350, согласно которому с предельная численность Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю составит 53 единицы (т. 1, л.д. 113-116).

В период с по , с по , с по истец находилась на листке нетрудоспособности, что подтверждается электронными листами нетрудоспособности , , (т. 1, л.д. 118).

В соответствии с приказом начальника МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю от лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должности по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. С приказом истец ознакомлена (т. 1, л.д. 124).

вступило в силу новое штатное расписание, утвержденное приказом Инспекции от ПД (основание – приказ УФНС России по Забайкальскому краю от от , от (т. 1, л.д. 136-140).

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что со стороны ответчика отсутствуют какие-либо нарушения прав ФИО1 при увольнении, процедура увольнения истца по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ответчиком соблюдена: истец была предупреждена о предстоящем увольнении лично и под роспись более чем за 2 месяца до увольнения; до расторжения контракта истцу предоставлена возможность исполнения своих должностных обязанностей с соответствующей оплатой труда; ФИО1 предлагались все имеющиеся у нанимателя вакантные должности гражданской службы, которые она могла бы замещать с учетом уровня её квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, от занятия вакантных должностей она письменно отказалась.

К категории лиц, для которых предусмотрены гарантии от увольнения по сокращению штата, установленные ч. 4 ст. 261 ТК РФ, ФИО1 не относится.

Поскольку у нанимателя имелись вакантные должности государственной гражданской службы, он мог не предлагать истцу вакантные должности в других государственных органах, в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и п. 2 Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 822.

Суд первой инстанции отметил, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, ведение в штатное расписание новых должностей, а также решение вопросов о замещении данных должностей теми или иными работниками, оценка трудовых качеств работника относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).

Обстоятельствами дела и имеющимися доказательствами наличие у истца преимущественного права на оставление на службе, при увольнении истца оценке не подлежали в силу того, что преимущественное право оставления на работе подлежит оценке при увольнении гражданского служащего в том случае, если сокращается штатная единица из ряда идентичных должностей, имеющих, в том числе, и одинаковые должностные обязанности, что в данном случае не наблюдается.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Довод жалобы о перемещении должностей в рамках организации и отсутствие их сокращения в указанный период, в связи с чем, по мнению истца, оснований для её сокращения у ответчика не имелось, судебной коллегий отклоняется. Факт реального сокращения штата и занимаемой истцом должности нашел подтверждение в процессе судебного разбирательства, о чем свидетельствуют штатные расписания, подтверждающие упразднение ранее занимаемой истцом должности в отделе выездных проверок в .

Сокращение штата стало следствием исполнения работодателем постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2470, во исполнение которого 31.12.2020 ФНС России издан приказ № ЕД-7-4/992@ «О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы», согласно которому предельная численность сотрудников налоговых органов Забайкальского края с 01.01.2021 составит 1049 единиц, а с 01.07.2021 составит 994 единицы.

По состоянию на 01.10.2020 численность кадрового состава Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю составляла 80 единиц (66 единиц государственных гражданских служащих, 14 единиц младшего обслуживающего персонала)

Вследствие издания вышеназванных актов на региональном уровне Приказом УФНС России по Забайкальскому краю от утверждена предельная численность Инспекции в количестве 61 единицы, а затем 15.04.2021 ФНС России издан приказ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю» № ЕД-7-4/350, согласно которому с 01.07.2021 предельная численность Межрайонной ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю составит 53 единицы.

Таким образом, с 01.01.2021 произошло сокращением штатных единиц с 80 (66+14) по состоянию на 01.10.2020 до 75 (61+14), в связи с чем, как по состоянию на 01.01.2021, так и по состоянию на 31.05.2021 численность штатных единиц осталась неизменной – 75, между тем, должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок была упразднена.

Как верно указал суд первой инстанции, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, ведение в штатное расписание новых должностей, а также решение вопросов о замещении данных должностей теми или иными работниками, оценка трудовых качеств работника относится к исключительной компетенции работодателя.

Судебной коллегией также не принимается и позиция истца о том, что изначально работодатель уведомил ее об изменении существенных условий трудового договора, а именно, об изменении места работы с , и после фактического ее согласия на переезд в другой город, вручил ей уведомление о сокращении должности, поскольку определение финансово-хозяйственной деятельности и решение кадровых вопросов относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает соответствующие решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).

Кроме того, в силу действующего правового регулирования издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников, равно как и введение при этом нижестоящих должностей, относится к компетенции работодателя, как хозяйствующего субъекта, в связи с чем, суд не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров и законности изменения штатного расписания работодателем.

При этом, процедура увольнения истца по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ответчиком была соблюдена, от всех должностей, неоднократно предложенных ФИО1, истец отказалась.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для учета преимущественного права на оставление на службе у истца, поскольку ФИО1 работала главным государственным инспектором в отделе выездных проверок в . В юридически значимый период времени в штате МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю в имелась также должность главного государственного инспектора, но в отделе учета и работы с налогоплательщиками, которая, вакантной не являлась, была замещена ФИО4, при этом, согласно должностным регламентам, квалификационным требованияи и должностным обязанностям качественно отличалась от ранее занимаемой истцом должности.

Учитывая, что возможность реализации преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы наступает в случае сокращения одной должности из ряда одинаковых определенного структурного подразделения и зависит от конкретного состава лиц, подлежащих сокращению и занимающих одинаковые должности с одинаковыми должностными обязанностями, а поскольку должностей, соответствующих главному государственному налоговому инспектору ни в отделе выездных проверок, ни в целом по организации не имелось, ответчиком верно не рассматривался вопрос о преимущественном праве на замещение должности государственной гражданской службы истцом.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в своей совокупности полностью повторяют правовую позицию стороны истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, в том числе, и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 24 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы в Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий С.В. Малолыченко

Судьи Ю.А. Казакевич

Е.А. Погорелова

Апелляционное определение изготовлено 20.04.2022.