ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9781/2016 от 25.04.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Ракунова Л.И. Дело № 33-9781/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Исаевой Е.В.,

рассмотрев 25 апреля 2016 года частную жалобу Ивановой Т. Г. на определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года об отказе в принятии административного искового заявления Ивановой Т. Г. о признании правомочным состава Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области шестого созыва, переименованного в Совет депутатов городского округа Озеры, для решения вопросов местного значения в городском округе Озеры на определенный (ограниченный) период времени,

установила:

Иванова Т.Г. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Озерского муниципального района Московской области, выступающему от имени Совета депутатов городского округа Озеры в связи с переименованием, в котором просит признать правомочность состава Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, сформированного на муниципальных выборах, состоявшихся 8 сентября 2013 года, и выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры как участника универсального правопреемства, на ограниченный период времени (с 1 января 2016 года до формирования органов местного самоуправления городского округа Озеры в 2016 году); признать требование проведения выборов в органы местного самоуправления городского округа Озеры для формирования состава Совета депутатов городского округа Озеры первого созыва в 2016 году; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, утверждение схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, исходя из нормы представительства и численности населения городского округа Озеры; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, обеспечение проведения муниципальных выборов в Совет депутатов городского округа Озеры в 2016 году; возложить на территориальную избирательную комиссию города Озеры организацию муниципальных выборов Совета депутатов городского округа Озеры в сентябре 2016 года одновременно с выборами в Государственную Думу и в Московскую областную Думу; для осуществления возложенных на территориальную избирательную комиссию полномочий по определению схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское, входящих в состав Озерского муниципального района, с утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Озерского муниципального района вновь образованного муниципального образования – городского округа Озеры.

Вместе с тем решение о назначении выборов не принято в нарушение пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания, что нарушает избирательные права административного истца.

Определением судьи Московского областного суда 17 марта 2016 года в принятии административного искового заявления Ивановой Т.Г. отказано.

В частной жалобе административного истца поставлен вопрос об отмене определения как незаконного.

Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Как следует из представленного материала, Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское без изменения границ территории Озерского муниципального района, в результате чего прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений и поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, а в состав территории Озерского муниципального района входит один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района, наделено статусом городского округа (статья 1 Закона).

Статьей 2 этого же Закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа; полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района; в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района вправе принимать устав городского округа Озеры, который вступает в силу не ранее 1 января 2016 года.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случае, если будет установлено нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а именно:

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Отказывая в принятии административного искового заявления Ивановой Т.Г., судья правомерно исходил из того, что порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории урегулирован Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» и депутаты Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, избранные 8 сентября 2013 года на установленный законом срок (5 лет), фактически осуществляют в установленном законом порядке свои полномочия, в связи с чем оснований для разрешения судом общей юрисдикции вопроса с назначении и проведении досрочных выборов в сентябре 2016 года не имеется.

Основания полагать, что нарушены конституционные права Ивановой Т.Г. избирать и быть избранной в органы местного самоуправления, также отсутствуют.

Доводы частной жалобы Ивановой Т.Г. не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года оставить без изменения, частную жалобу Ивановой Т. Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: