ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9781/2016 от 25.04.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Ракунова Л.И. Дело № 33-9781/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Исаевой Е.В.,

рассмотрев 25 апреля 2016 года частную жалобу ФИО1 на определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 о признании правомочным состава Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области шестого созыва, переименованного в Совет депутатов городского округа Озеры, для решения вопросов местного значения в городском округе Озеры на определенный (ограниченный) период времени,

установила:

ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Озерского муниципального района Московской области, выступающему от имени Совета депутатов городского округа Озеры в связи с переименованием, в котором просит признать правомочность состава Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, сформированного на муниципальных выборах, состоявшихся 8 сентября 2013 года, и выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры как участника универсального правопреемства, на ограниченный период времени (с 1 января 2016 года до формирования органов местного самоуправления городского округа Озеры в 2016 году); признать требование проведения выборов в органы местного самоуправления городского округа Озеры для формирования состава Совета депутатов городского округа Озеры первого созыва в 2016 году; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, утверждение схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, исходя из нормы представительства и численности населения городского округа Озеры; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, обеспечение проведения муниципальных выборов в Совет депутатов городского округа Озеры в 2016 году; возложить на территориальную избирательную комиссию города Озеры организацию муниципальных выборов Совета депутатов городского округа Озеры в сентябре 2016 года одновременно с выборами в Государственную Думу и в Московскую областную Думу; для осуществления возложенных на территориальную избирательную комиссию полномочий по определению схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское, входящих в состав Озерского муниципального района, с утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Озерского муниципального района вновь образованного муниципального образования – городского округа Озеры.

Вместе с тем решение о назначении выборов не принято в нарушение пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания, что нарушает избирательные права административного истца.

Определением судьи Московского областного суда 17 марта 2016 года в принятии административного искового заявления ФИО1 отказано.

В частной жалобе административного истца поставлен вопрос об отмене определения как незаконного.

Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Как следует из представленного материала, Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское без изменения границ территории Озерского муниципального района, в результате чего прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений и поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, а в состав территории Озерского муниципального района входит один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района, наделено статусом городского округа (статья 1 Закона).

Статьей 2 этого же Закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа; полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района; в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района вправе принимать устав городского округа Озеры, который вступает в силу не ранее 1 января 2016 года.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случае, если будет установлено нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а именно:

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Отказывая в принятии административного искового заявления ФИО1, судья правомерно исходил из того, что порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории урегулирован Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» и депутаты Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, избранные 8 сентября 2013 года на установленный законом срок (5 лет), фактически осуществляют в установленном законом порядке свои полномочия, в связи с чем оснований для разрешения судом общей юрисдикции вопроса с назначении и проведении досрочных выборов в сентябре 2016 года не имеется.

Основания полагать, что нарушены конституционные права ФИО1 избирать и быть избранной в органы местного самоуправления, также отсутствуют.

Доводы частной жалобы ФИО1 не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: