Судья Ракунова Л.И. Дело № 33-9781/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Исаевой Е.В.,
рассмотрев 25 апреля 2016 года частную жалобу ФИО1 на определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 о признании правомочным состава Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области шестого созыва, переименованного в Совет депутатов городского округа Озеры, для решения вопросов местного значения в городском округе Озеры на определенный (ограниченный) период времени,
установила:
ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Озерского муниципального района Московской области, выступающему от имени Совета депутатов городского округа Озеры в связи с переименованием, в котором просит признать правомочность состава Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, сформированного на муниципальных выборах, состоявшихся 8 сентября 2013 года, и выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры как участника универсального правопреемства, на ограниченный период времени (с 1 января 2016 года до формирования органов местного самоуправления городского округа Озеры в 2016 году); признать требование проведения выборов в органы местного самоуправления городского округа Озеры для формирования состава Совета депутатов городского округа Озеры первого созыва в 2016 году; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, утверждение схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, исходя из нормы представительства и численности населения городского округа Озеры; возложить на Совет депутатов Озерского муниципального района, выступающего от имени Совета депутатов городского округа Озеры, обеспечение проведения муниципальных выборов в Совет депутатов городского округа Озеры в 2016 году; возложить на территориальную избирательную комиссию города Озеры организацию муниципальных выборов Совета депутатов городского округа Озеры в сентябре 2016 года одновременно с выборами в Государственную Думу и в Московскую областную Думу; для осуществления возложенных на территориальную избирательную комиссию полномочий по определению схемы избирательных округов и населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Требования мотивированы тем, что Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское, входящих в состав Озерского муниципального района, с утратой ими статуса муниципальных образований и созданием на территории Озерского муниципального района вновь образованного муниципального образования – городского округа Озеры.
Вместе с тем решение о назначении выборов не принято в нарушение пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания, что нарушает избирательные права административного истца.
Определением судьи Московского областного суда 17 марта 2016 года в принятии административного искового заявления ФИО1 отказано.
В частной жалобе административного истца поставлен вопрос об отмене определения как незаконного.
Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Как следует из представленного материала, Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское без изменения границ территории Озерского муниципального района, в результате чего прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений и поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, а в состав территории Озерского муниципального района входит один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района, наделено статусом городского округа (статья 1 Закона).
Статьей 2 этого же Закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа; полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района; в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района вправе принимать устав городского округа Озеры, который вступает в силу не ранее 1 января 2016 года.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случае, если будет установлено нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а именно:
законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Отказывая в принятии административного искового заявления ФИО1, судья правомерно исходил из того, что порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории урегулирован Законом Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района» и депутаты Совета депутатов Озерского муниципального района шестого созыва, избранные 8 сентября 2013 года на установленный законом срок (5 лет), фактически осуществляют в установленном законом порядке свои полномочия, в связи с чем оснований для разрешения судом общей юрисдикции вопроса с назначении и проведении досрочных выборов в сентябре 2016 года не имеется.
Основания полагать, что нарушены конституционные права ФИО1 избирать и быть избранной в органы местного самоуправления, также отсутствуют.
Доводы частной жалобы ФИО1 не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Московского областного суда от 17 марта 2016 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: