ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-979/2018 от 22.05.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Кечкина Н.В. Дело № 33-979/2018

Докладчик Адушкина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Адушкиной И.В., Елиной Т.А.,

при секретаре Ивашкиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2018 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований указал, что 20 декабря 2017 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 10 января 2018 г. <№> ему отказано во включении периодов работы с 22 октября 1998 г. по 28 декабря 2000 г. и с 29 декабря 2000 г. по 20 марта 2009 г. в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Считал данное решение незаконным, необоснованным, ущемляющим его права.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 10 января 2018г. <№> в части не включения периодов работы с 22 октября 1998 г. по 28 декабря 2000 г. в качестве контролера службы безопасности в МВФ «Развитие села» и период работы с 29 декабря 2000 г. по 20 марта 2009 г. в качестве контролера службы безопасности на условиях работы по контракту в ГУП «Развитие села» в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; обязать ответчика зачесть в стаж его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 19 января 2018 г. по нормам статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы, состоящие из расходов на составление искового заявления в размере 2 500 рублей, расходов на составление заявления об увеличении исковых требований в размере 1 000 рублей, уплаченной государственной пошлины в размере 900 рублей, всего 4 400 рублей.

Определением суда от 5 марта 2018 г. производство по делу в части исковых требований ФИО1 о понуждении ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периоды: с 20 марта 2009 г. по 11 мая 2012 г.; с 11 мая 2012 г. по 19 сентября 2017 г., прекращено, ввиду отказа истца от иска в данной части.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2018 г. уточненные исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 считала решение суда незаконным и просила его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указала на то, что спорные периоды работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не могут быть засчитаны в стаж работы, поскольку данный факт не подтвержден документально. Отсутствуют доказательства того, что истец работал на территории Саранского пищекомбината в поселке Ялга. ГУП РМ «Развитие села», о чем записано в трудовой книжке истца, находится в «чистой зоне». Просила принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1 об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 20 декабря 2017 г. ФИО1 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 10 января 2018г. <№> истцу отказано в назначении пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом норм статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указано, что у заявителя отсутствует стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом 12 лет, имеется 08 лет 07 месяцев 24 дня, что дает право на назначение страховой пенсии в возрасте 58 лет.

Не засчитан в стаж период работы, как работа на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, с 22 октября 1998 г. по 28 декабря 2000 г. в качестве контролера службы безопасности в МВФ «Развитие села» и период работы с 29 декабря 2000 г. по 20 марта 2009 г. в качестве контролера службы безопасности на условиях работы по контракту в ГУП РМ «Развитие села», поскольку факт работы в зоне с льготным социально - экономическим статусом документально не подтвержден. Организации находятся в «чистой зоне», то есть в зоне, не подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, обоснованным и законным.Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

До 1 января 2015 г. аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. №1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074, рабочий поселок Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд обосновывал свои выводы на основании письменных доказательств, а также показаниях свидетелей.

Из трудовой книжки на имя ФИО1 следует, что на основании приказа <№> от 22 октября 1998 г. истец с 22 октября 1998 г. принят на работу контролером службы безопасности МВФ «Развитие села», согласно приказу <№> от 28 декабря 2000 г. он уволен с 28 декабря 2000 г. в порядке перевода в ГУП РМ «Развитие села», с 29 декабря 2000 г. принят в порядке перевода в качестве контролера службы безопасности на условиях работы по контракту в ГУП РМ «Развитие села» на основании приказа <№> от 29 декабря 2000 г., согласно приказу <№> от 20 марта 2009 г. переведен контролером в службу внутреннего контроля на период аренды Саранского пищекомбината.

В справке <№> от 20 декабря 2017 г. ГУП РМ «Развитие села» указано, что ФИО1 действительно работал постоянно, полный рабочий день, полную рабочую неделю с 22 октября 1998 г. по 29 декабря 2000 г. контролером службы безопасности (Саранский пищекомбинат п. Ялга) МВФ «Развитие села»; с 29 декабря 2000 г. по 20 марта 2009 г. контролером службы безопасности (Саранский пищекомбинат п. Ялга) ГУП РМ «Развитие села». Каких-либо отвлечений, простоев не было. Предприятие находится в зоне с льготным социально - экономическим статусом в п. Ялга.

В соответствии со справкой <№> от 5 июня 2017 г. Администрации городского округа Саранск в р.п. Ялга, Саранский пищекомбинат ГУП РМ «Развитие села», расположенный по адресу: <адрес>, действительно находится в рабочем поселке Ялга, который относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Факт работы ФИО1 на территории рабочего поселка Ялга - зоны проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом, подтверждается также документами: приказом <№> от 24 октября 2005 г. ГУП РМ «Развитие села», из которого следует, что на период отопительного сезона обязанности операторов газовой котельной, расположенной в п. Ялга, возложены на охранников А.И.Я., К.Н.В., К.В.Н. и контролеров ФИО1, Г.В.Ю.; приказами о создании внештатных аварийно - спасательных формирований на Саранском пищекомбинате (п. Ялга) ГУП РМ «Развитие села», которыми установлена работа ФИО1 в п. Ялга.

Свидетели П.В.Е. и А.Е.В., допрошенные в суде первой инстанции, подтвердили работу истца в МВФ «Развитие села», затем в ГУП «Развитие села» и то, что его рабочее место находилось в рабочем поселке Ялга Республики Мордовия.

У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж для назначения пенсии с уменьшением возраста, как периоды работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не представлены суду документы, подтверждающие факт его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, отклоняются как необоснованные, так как данный факт установлен судом на основании как письменных, так и устных доказательств.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, пенсионным органом не представлено.

Поскольку факт занятости истца в спорные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств, отказ ответчика в назначении пенсии ФИО1 ущемляет его конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Демидчик

Судьи И.В. Адушкина

Т.А. Елина