ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9803/2013 от 15.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   дело № 33-9803/2013

адрес 15 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.,

судей Хамидуллиной Э.М.,

Салихова Х.А.,

с участием прокурора Крупновой А.И.,

при секретаре Исхаковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Железобетонный завод» на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

исковые требования прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Железобетонный завод» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Железобетонный завод», выразившееся в недооснащении имуществом, средствами защиты нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Железобетонный завод» доукомплектовать нештатные аварийно-спасательные формирования, работников организации средствами защиты: гражданский противогаз ГП-7 в количестве 149 штук, аптечка индивидуальная АИ-2 - 77 штук, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11- 67 штук, индивидуальные перевязочные пакеты ИПП-1- 77 штук, дополнительные патроны к фильтрующим противогазам ДПГ-3 - 95 штук, защитные костюмы Л-1 в количестве 32 штуки, в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор адрес обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Железобетонный завод» о признании незаконным бездействия по оснащению имуществом и средствами защиты нештатных аварийно-спасательных формирований, работников, организации, возложении обязанности по доукомплектованию нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации - 160 гражданских противогазов, 77 аптечек индивидуальных АИ-2, 102 дополнительных патрона ДПГ -3, 77 индивидуальных противохимических пакета ИПП-11, 77 индивидуальных перевязочных пакетов ИПП-1; 32 защитных костюма Л-1. В заявлении указывал, что в ходе проведенной прокуратурой адрес проверки исполнения организациями города законодательства о гражданской обороне, противодействии терроризму было установлено, что ответчик не уделяет должного внимания гражданской обороне, антитеррористической защищенности предприятия, принимаются недостаточные меры по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, по системному и комплексному использованию социально-экономических, социальных и иных мер противодействия терроризму. Выявлены факты недоукомплектования до установленного норматива средствами индивидуальной защиты работников организации.

В судебном заседании помощник прокурора адрес ФИО1 исковые требования уточнил. Просил признать незаконным бездействие ответчика и возложить на ответчика обязанность по доукомплектованию средствами защиты в виде гражданского противогаза ГП-7 в количестве 149 штук, аптечки индивидуальной АИ-2 - 77 штук, индивидуальных противохимических пакетов ИПП-11- 67 штук, индивидуальных перевязочных пакетов ИПП-1- 77 штук, дополнительных патронов к фильтрующим противогазам ДПГ-3 - 95 штук, защитных костюмов Л-1 в количестве 32 штуки. Суду пояснил, что организации должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Железобетонный завод» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с тем, что судом дана неправильная и неполная оценка информации, изложенной в исковом заявлении и представленным доказательствам, неправильно применены нормы материального права и допущены нарушения процессуального права.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «Железобетонный завод» - ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Крупнову А.И., полагавшую решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Принимая решение, суд исходил из следующего.

По смыслу статей 2 и 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, наряду и с другими, на принципе минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ от дата «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Статьей 6 Постановления Правительства РФ №... от дата «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Из п.п.4.11, 4.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в адрес, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от дата № УП-620 следует, что на территории Республики Башкортостан создаются спасательные службы (службы гражданской обороны) Республики Башкортостан, муниципальных образований и организаций. Положение о спасательной службе (службе гражданской обороны) организации согласовывается с руководителем гражданской обороны муниципального образования и утверждается руководителем гражданской обороны организации.

Согласно п.п. 2, 4, 14 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от дата №..., накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне».

В силу пункта 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), утвержденного Приказом МЧС РФ от дата №..., накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В соответствии с пунктами 4, 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), утвержденного Приказом МЧС РФ от дата №..., обеспечение населения СИЗ осуществляется: организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

Согласно пункту 46 вышеупомянутого Положения контроль за накоплением СИЗ в запасах (резервах), их хранением и использованием по прямому назначению осуществляется: органами по делам ГОЧС органов местного самоуправления - за СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Анализируя указанные выше нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что накопление и содержание запасов средств индивидуальной защиты должно осуществляться за счет финансовых средств организаций, в том числе и в мирное время, вне зависимости от того, относится ли предприятие к опасным производственным объектам.

Судом установлено, что в силу п.8 Постановления Правительства РФ от дата №... «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» городской округ адрес относится к 3-ей группе территорий по гражданской обороне.

Вышеуказанное подтверждается также справкой МБУ «Управление гражданской защиты ГО адрес» №... от дата

Пунктами 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), утвержденного Приказом МЧС РФ от дата №..., установлена обязанность осуществления накопления СИЗ в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего, в том числе и на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне: для работников организаций - противогазов из расчета на 100% от общей численности их работников и других СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций (с увеличением количества запасов противогазов на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов), медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности, дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

Приложением к Порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом Министерства РФ определены нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, согласно которым легкий защитный костюм Л-1 положен на штатную численность личного состава всех формирований для замены создается запас до 15% от потребности.

Постановлением суженного заседания администрации городского округа адрес от дата №.../СЗ утвержден расчет создания нештатных аварийно-спасательных формирований организаций городского округа (приложение №... данного постановления), согласно которого на всех объектах городского округа созданы следующие формирования:

- спасательное звено - 8 чел.;

- звено связи - 7 чел.;

- санитарный пост - 4 чел.;

- противопожарное звено - 6 чел.;

- пост радиационного, химического и биологического наблюдения - 3 чел.;

- звено охраны общественного порядка - 4 чел.;

Итого - 32 чел.

исходя из численности работающих (255 чел) и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (32 чел) в ООО «Железобетонный завод» потребность в средствах индивидуальной защиты составляет:

гражданские противогазы ГП-7-255 шт. - 100%;

аптечки индивидуальные АИ-2 - 77 штук, (т.е. 30% от общего числа работающих на данном предприятии);

индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11- 77 шт. (т.е. 30% от общего числа работающих на данном предприятии),

индивидуальные перевязочные пакеты ИПП-1- 77 шт. (т.е. 30% от общего числа работающих на данном предприятии),

дополнительные патроны к фильтрующим противогазам ДПГ-3 - 102 шт. (т.е. 40% от общего числа работающих на данном предприятии)

легкие защитные костюмы Л-1 - 32 комплектов (т.е. 100% от личного состава формирований).

Судом установлено, что ООО «Железобетонный завод» недоукомплектовано следующими средствами индивидуальной защиты: гражданский противогаз ГП-7 в количестве 149 штук, аптечка индивидуальная АИ-2 - 77 штук, индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11- 67 штук, индивидуальные перевязочные пакеты ИПП-1- 77 штук, дополнительные патроны к фильтрующим противогазам ДПГ-3 - 95 штук, защитные костюмы Л-1 в количестве 32 штуки.

Таким образом, разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика, выразившегося в недооснащении нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации имуществом, средствами защиты, и возложил на ответчика обязанность по доукомплектованию нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации средствами защиты, установив в соответствии со ст.206 ГПК РФ срок для устранения нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено то обстоятельство, что необходимость в приобретении СИЗ в количестве, перечисленном в исковом заявлении не подтверждена, являются необоснованными, поскольку Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от дата №... «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» установлены перечень и нормы объема оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, которые обязан соблюдать ООО «Железобетонный завод». Кроме того, пунктами 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), утвержденного Приказом МЧС РФ от дата №..., установлена обязанность осуществления накопления СИЗ в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего, в том числе и на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне: для работников организаций - противогазов из расчета на 100% от общей численности их работников и других СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций, с увеличением количества запасов противогазов на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов, медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности, дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

Как следует из справки, дата с участием представителя ООО «Железобетонный завод» была проведена проверка наличия СИЗ на данном предприятии и установлено несоответствие количества СИЗ установленным нормам.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем, они не могут рассматриваться как состоятельные.

Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Железобетонный завод» – без удовлетворения.

Председательствующий Троценко Ю.Ю.

Судьи Хамидуллина Э.М.

Салихов Х.А.

Справка: судья ...