ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9808/18 от 13.08.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Леонтьева И.В. Дело № 33-9808/2018

А-146г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макаровой Ю.М.

судей Наприенковой О.Г., Харитонова А.С.

при секретаре Мядзелец Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малькова Александра Васильевича к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности принять решение о внесении изменений по виду разрешенного использования земельного участка

по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска

на заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Малькова Александра Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в части невнесения изменений по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в соответствии с целью его использования.

Изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> в соответствии с целью его использования для размещения объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома.

Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> равной 386 000 рублей, установить выкупную стоимость испрашиваемого истцом земельного участка (согласно условий законодательства 2,5% от его рыночной стоимости, в размере 9650 руб.).

Обязать администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в течении одного месяца, после вступления решения в законную силу, издать распорядительный акт о предоставлении Малькову Александру Васильевичу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 9650 рублей.

Обязать администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в течении одного месяца, после вступления решения в законную силу, заключить с Мальковым Александром Васильевичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 9650 рублей, и совершить со своей стороны все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией данной сделки, в целях возникновения прав истца по данному договору купли-продажи.

Взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска за счет казны муниципального бюджета в пользу Малькова Александра Васильевича расходы по оплате юридических услуг в сумме 20 000 рублей и расходы по оплате госпошлины в сумме 900 рублей, итого 20 900 руб.».

Заслушав доклад судьи Макаровой Ю.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мальков А.В. обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности принять решение о внесении изменений по виду разрешенного использования земельного участка.

Требования мотивированы тем, что Малькову А.В. на основании решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 17.12.2003, на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 47,30 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Указанный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес> Права на земельный участок не оформлены, участок ранее не имел установленных границ и площади, не состоял до 17 мая 2016 на кадастровом учете.

12.11.2015 Мальков А.В. для регистрации права на оформление земли в собственность, подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в ДМИЗО администрации г. Красноярска без проведения торгов на праве собственности в целях размещения жилого дома, который зарегистрирован в установленном порядке за Мальковым А.В.

07.12.2015 Мальков А.В. получил распоряжение № 6265-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка. На основании п. 1 данного распоряжения администрация г. Красноярска утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовало предоставление данного участка истцу. На основании п. 2 распоряжения истец выполнил кадастровые работы в целях образования земельного участка согласно схеме КПТ, осуществил государственный кадастровый учет данного земельного участка, в подтверждение чего получил кадастровый паспорт на земельный участок. Испрашиваемому земельному участку присвоен кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, определена площадь 790 кв.м. Однако п. 4 указанного распоряжения установлено «Настоящее распоряжение является основанием для предоставления участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ, при условии изменения вида разрешенного использования участка, установленного для соответствующей территориальной зоны». При этом администрацией г. Красноярска не возложена ни на истца на свои структурные органы обязанность по осуществлению данных действий с целью изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, в то же время и самостоятельно до настоящего момента таких действий администрацией не осуществлено.

Получив указанное распоряжение администрации г. Красноярска и осуществив предписанные данным распоряжением действия, истец обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, однако получил отказ.

В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка указано: несоответствие использования земельного участка цели его использования. Из представленного кадастрового паспорта следует, что вид разрешенного использования земельного участка - коммунальное обслуживание, в части размещения объектов капитального строительства, гаражи.

С учетом уточнений просит: признать незаконным бездействие администрации города Красноярска в части невнесения изменений по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с целью его использования.

Установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> в соответствии с целью его использования для размещения объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома.

Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной 270 000 руб., установить выкупную стоимость испрашиваемого истцом земельного участка (согласно условий законодательства 2,5% от его рыночной стоимости, в размере 6750 руб.).

Обязать администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в течение одного месяца, после вступления решения в законную силу, издать распорядительный акт о предоставлении Малькову Александру Васильевичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> установив выкупную стоимость земельного участка в размере 6750 рублей.

Обязать администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение одного месяца, после вступления решения в законную силу, заключить с Мальковым Александром Васильевичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 6750 рублей, и совершить со своей стороны все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией данной сделки, в целях возникновения прав истца по данному договору купли-продажи.

Взыскать с ответчиков в солидарном порядке все понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины и по оплате юридических услуг представителя.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н. просит отменить решение, вынести по делу новое, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Указывают на то, что истец не представил суду доказательств обращения в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Указывает на то, что удовлетворив требования истца в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд подменил собою уполномоченный орган местного самоуправления.

На поданную апелляционную жалобу стороной истца представлены возражения, в котором решение суда просят оставить без изменения.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Бочкареву Н.В., согласившуюся с решением суда и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Мальков А.В. является собственником жилого дома, общей площадью 47,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 17.12.2003.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес> права на который не оформлены, участок ранее не имел установленных границ и площади, до 17 мая 2016 на кадастровом учете не состоял.

12 ноября 2015 года Мальков А.В. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, для оформления участка в собственность за плату в целях эксплуатации жилого дома.

По результатам рассмотрения обращения 07.12.2015 администрацией г. Красноярска

истцу выдано распоряжение «О предварительном согласовании предоставления земельного участка (Мальков А.В.)», согласно которому администрация г. Красноярска утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовало предоставление данного участка истцу.

Во исполнение п. 2. указанного распоряжения истец выполнил кадастровые работы в целях образования земельного участка согласно схеме КПТ, осуществил государственный кадастровый учет данного земельного участка, в подтверждении чего получил кадастровый паспорт на земельный участок.

Испрашиваемому земельному участку присвоен кадастровый категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, определена площадь 790 кв.м., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 17.05.2016.

Пунктом 4 указанного распоряжения администрации г.Красноярска установлено, что настоящее распоряжение является основанием для предоставления участка в порядке, установленном ст.39.17 ЗК РФ, при условии изменения вида разрешенного использования участка, установленного для соответствующей территориальной зоны.

25 декабря 2015 года истцом подано заявление, адресованное администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, управлению архитектуры администрации г. Красноярска о внесении изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка.

Одновременно, в указанном заявлении истец просил разъяснить порядок внесения изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в определенной территориальной зоне, в случае его несоответствия фактическому использованию в том случае, когда имеется распоряжение администрации г. Красноярска о предварительном согласовании такого земельного участка, содержащее условие изменения вида разрешенного использования, но без указания на лицо, которое обязано совершить указанные действия.

В ответ на обращение истца управление архитектуры администрации г. Красноярска указало, что в соответствии с материалами Генерального плана городского округа г. Красноярск, утвержденного решением Красноярского горсовета от 13.03.2013 № 7-107, рассматриваемый земельный участок относится к зоне размещения производственно-коммунальных объектов «коммунально-складские» и располагается в сформированном крупном образовании производственной зоны города в восточной части правого берега р. Енисей. Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденные решением Красноярского горсовета от 07.07.2015 № В-122 выполнены в соответствии с Генеральным планом города и обязательны для исполнения всеми учреждениями, организациями и гражданами. Согласно материалам Правил спорный земельный участок располагается в зоне размещения производственно-коммунальных объектов «коммунально-складские зоны (П-3)», которая не предусматривает размещения индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку, в связи с чем, внесение изменений в Правила полагает нецелесообразным (л.д. 32).

В ответ на обращение истца департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска указал, что изменение вида разрешенного использования земельного участка использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возможно в рамках видов разрешенного использования, установленных для той или иной территориальной зоны. Вид разрешенного использования – для размещения индивидуального жилого дома не предусмотрен в территориальной зоне П-3, а значит, земельный участок не соответствует установленному градостроительному регламенту территориальных зон. В сложившейся ситуации установление вида разрешенного использования земельного участка, соответствующее его целевому назначению, возможно при внесении изменений в Правила землепользования в части изменения территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок. Изменения в Правила вносятся посредством проведения публичных слушаний (л.д. 39-41).

Администрацией города Красноярска дан аналогичный ответ Малькову А.В. (л.д.42-44) со ссылкой дополнительно на то, что в соответствии с письмом Управления архитектуры администрации г. Красноярска внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны для одного земельного участка является нецелесообразным.

Письмом от 23.06.2016 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал Малькову А.В. в предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ по тому основанию, что разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования такого земельного участка (л.д.46).

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, с учетом установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, пришел к правильному выводу о незаконности отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в передаче в собственность земельного участка.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Жилой дом, расположенный в <адрес><адрес>, собственником которого является истец, возведен им в 2000 году, право собственности на указанный жилой зарегистрировано за ним на основании решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 17.12.2003 (л.д. 17-18, 16). В решении суда указано, что жилой дом возведен истцом во дворе рядом со старым домом его матери 1957 года постройки, принадлежащем ей на праве собственности с 1981 года, по <адрес> в <адрес>, пришедшем в негодность в результате ветхости. При вынесении решения судом учтено, что вновь возведенный жилой дом не выходит за пределы линии регулирования застройки и согласно генеральному плану г. Красноярска, утвержденному в 2000 году районы «Причал» и «Фестивальный», где расположен указанный жилой дом, сохраняются на перспективу, как зоны малоэтажного строительства.

При рассмотрении заявления истца о предоставлении земельного участка департамент градостроительства администрации г. Красноярска в заключении от 17.06.2014 № 16/5726дг о возможном формировании земельного участка указывал, что на дату рассмотрения заявления испрашиваемый земельный участок по адресу <адрес> в <адрес> расположен в территориальной зоне перспективного развития (ПР) согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007 № В-306. Одновременно в указанном заключении указано на соответствие земельного участка Генеральному плану.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) на 14.01.2016 департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщает, что в соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утв. 07.07.2015 № В-122, земельный участок по <адрес><адрес> в <адрес> относится к территориальной зоне П-3 (коммунально-складские зоны) с наложением зон с особыми условиями пользования территории, к которым относятся санитарно-защитная зона при размещении, реконструкции промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека в составе коммунально-складской зона П-3 и охранные зоны инженерных сетей: электроснабжения, канализации, водоснабжения (л.д. 22-25).

В соответствии с п. 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что на дату возведения жилого дома, расположенного фактически в пределах <адрес>, расположение указанного жилого дома соответствовало Генеральному плану города, что следует из текста приведенного выше решения суда от 17.12.2003, учитывая положения п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ и отсутствие в деле доказательств, что использование испрашиваемого земельного участка опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также учитывая мнение администрации г. Красноярска, полагающей нецелесообразным внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны для одного земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в передаче в собственность земельного участка и наличии оснований для передачи в собственность истцу земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

С учетом изложенного заявление истца о предоставлении земельного участка в собственность подлежит повторному рассмотрению.

Вместе с тем, удовлетворяя требования истца о признании незаконным бездействия ДМИЗО администрации г. Красноярска в части невнесения изменений по виду разрешенного использования земельного участка; возложении обязанности изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка, возложении обязанности на администрацию города Красноярска, на ДМИЗО администрации города Красноярска, в течение одного месяца после вступления решения в законную силу издать распорядительный акт о предоставлении истцу в собственность за плату земельный участок, суд первой инстанции фактически подменил собой орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять предоставление и распоряжение земельными участками.

Между тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке судопроизводства вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию решений в той или иной редакции.

С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований в данной части.

Также судебная коллегия соглашается с доводами жалобы администрации г. Красноярска о незаконности выводов суда в части установления рыночной стоимости спорного земельного участка.

Из текста оспариваемого решения следует, что разрешая требования об установлении выкупной стоимости земельного участка, на который претендует истец, определяемой в процентном отношении к рыночной стоимости земельного участка, суд определил размер рыночной и выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером исходя из заключения проведенной по делу судебной экспертизы.

Выкупная стоимость земельного участка устанавливается в процентном отношении к размеру кадастровой стоимости земельного участка.

Вместе с тем, суд не учел, что с 6 августа 2014 года согласно пункту 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в качестве суда первой инстанции подлежат рассмотрению краевым судом, то есть в настоящее время спор относится к подсудности Красноярского краевого суда.

Из материалов дела не следует, что истцом ранее оспаривался в установленном порядке размер кадастровой стоимости указанного земельного участка. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для установления стоимости земельного участка с целью выкупа в нарушение установленного гражданским процессуальным кодеком порядка.

При таких обстоятельствах решение суда в части установления рыночной и кадастровой стоимости земельного участка подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части возложения на ответчиков обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, установлению рыночной и выкупной стоимости спорного земельного участка, изданию распорядительного акта и заключению договора купли-продажи о передаче в собственность земельного участка за определенную цену постановлено с нарушениями норм действующего законодательства, в связи с чем в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.

При этом, поскольку из содержания искового заявления фактически следует, что истцом оспаривается законность действий ответчиков по отказу в передаче ему в собственность земельного участка, судебная коллегия полагает, что исковые требования Малькова А.В. о признании незаконными действий ДМИЗО администрации г. Красноярска по передаче в собственность земельного участка, расположенного под домом по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 декабря 2017 года в отменить в части удовлетворения требований об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с целью его использования для размещения объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома; установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – бытовое обслуживание, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной 386 000 рублей, установлении выкупной стоимости испрашиваемого истцом земельного участка (согласно условий законодательства 2,5% от его рыночной стоимости, в размере 9650 руб.); обязании администрации города Красноярска и ДМИЗО администрации города Красноярска, в течении одного месяца, после вступления решения в законную силу, издать распорядительный акт о предоставлении Малькову Александру Васильевичу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, площадь 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 9 650 рублей, в указанной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении указанных требований.

Исковые требования Малькова Александра Васильевича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска частично удовлетворить.

Признать незаконным отказ ДМИЗО администрации города Красноярска в передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью 790 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи