ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9813 от 05.08.2013 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Шам С.Е.. № 33- 9813

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2013 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Худяковой И.Н.,

судей Малиновского В.В., Калинченко А.Б.,

при секретаре Обориной С.П.,

заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Малиновского В.В. по апелляционной жалобе Шугайловой Т.Е. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 22 февраля 2013 года,

установила:

Шугайловой Т.Е. обратилась в суд с иском к Администрации г. Шахты Ростовской области о признании уклонения Администрации г. Шахты в признании квартиры непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу незаконными, о взыскании денежной компенсации за утрату жилья.

В обоснование исковых требований сообщила, что право собственности на квартиру АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН она приобрела на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.08.2009 г. Право собственности на вышеназванную квартиру зарегистрировано, ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от 10.03.2010 года.

По дополнительному списку, утверждает истица, жилой дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором находится принадлежащая ей на праве собственности АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, включен в 2007 г. в список ветхих, подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» непригодными для проживания по критериям безопасности, а проживающие в нем граждане, отселению.

В период составления соответствующих списков на переселение по дому НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН реально проживала ее мать [ФИО]1 Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Шахтинского городского суда от 26 января 2012 года. Указанным решением также было установлено, что в конце 2007 года она забрала свою мать в Адыгею для ухода за ней.

При таких обстоятельствах, по мнению истицы, Администрация г. Шахты обязана была включить собственника квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - ее мать в список граждан, подлежащих переселению; признанный ветхим жилой дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира, снести; ее мама имела право на получение социальных выплат.

Однако, как считает истица, несмотря на предусмотренные федеральным бюджетом денежные средства, этого сделано не было.

В феврале 2008 года ее мама умерла, так и не дождавшись получения соответствующей субсидии для приобретения нового пригодного для постоянного проживания жилья.

Впоследствии, жилой многоквартирный дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН после отселения проживавших в нем граждан пришел в полуразрушенное состояние, проживание в нем стало не возможным.

В материалах дела имеется Акт обследования технического состояния дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Департаментом строительства перспективного развития от 17.01.2012 года, согласно которому, дом находится в полуразрушенном состоянии, отсутствует одна сторона кровли, оконные рамы, двери, определить место нахождения квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не предоставляется возможным.

Своего жилья она не имела и не имеет. Проживать в квартире, перешедшей к ней в порядке наследования, она также не может в силу непригодности жилого дома для проживания.

На ее обращение в администрацию города Шахты с просьбой включить её в список граждан, нуждающихся в содействии в получении нового жилья взамен пришедшего в состояние, непригодное для проживания по критериям безопасности, ей было отказано по причине того, что она в 2007 году в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не проживала и не проживает в настоящее время.

Вступившим в законную силу решением Шахтинского городского суда от 26 января 2012 года ей было отказано в установлении юридического факта ее постоянного проживания в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в 2007 году и обязании включить в списки на переселение из ветхого жилья.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой, как и факт временного не проживания гражданина в квартире, считает истица, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием препятствующим реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами законодательными нормами субъектов РФ.

Просила признать уклонение Администрации г. Шахты в признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным и подлежащим сносу незаконными. Взыскать с Администрации г. Шахты в ее пользу денежную компенсацию за утрату жилья, в размере 110 000 рублей.

Администрация г. Шахты иск Шугайловой Т.Е. не признала. Просила в удовлетворении его отказать.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 22.02.2013 года в удовлетворении исковых требований Шугайловой Т.Е. к Администрации г. Шахты было отказано.

Свое решение суд мотивировал положениями Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков»; Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47; ст. ст. 254, 255, 256 ГПК РФ, ст. ст. 30, 32 ЖК РФ; ст. 210 ГК РФ.

Установив, что Шугайлова Т.Е. с заявлением в МВК Администрации г. Шахты не обращалась, не представляла предусмотренные действующим законодательством документы, заявление от Шугайловой Т.Е. в МВК Администрации г. Шахты о признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу не поступало; решение МВК Администрации г. Шахты о признании дома, в котором расположена квартира Шугайловой Т.Е., аварийным и подлежащим сносу не принималось; препятствий со стороны Администрации г. Шахты к осуществлению своих прав и свобод как собственника квартиры Шугайловой Т.Е. не создавались; в квартире длительное время никто не проживал, она была приведена в непригодное для проживание состояние не по вине Администрации г. Шахты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией г. Шахты права Шугайловой Т.Е., предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, не нарушались, поскольку истец добровольно без принуждения с чьей-либо стороны покинула жилое помещение и не проживает в нем долгое время.

В связи с тем, что не все собственники квартир в доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН переселены, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН для муниципальных нужд Администрацией г. Шахты не принято, по мнению суда первой инстанции, обоснованно, из чего следует, что администрация г. Шахты не может принять решения о сносе жилого дома.

Судом также было установлено, что Шугайловой Т.Е., нарушен трехмесячный срок для обращения в суд с заявленным требованием, что, по мнению суда, является самостоятельным основанием в отказе в удовлетворении требований в части признания уклонения администрацией г. Шахты в признании квартиры непригодной для проживания, а жилого дома аварийным, подлежащим сносу незаконными. По указанным основаниям суд первой инстанции отказал в удовлетворении ис кА Шугайловой Т.Е.

С таким решением не согласилась Шугайлова Т.Е. и обратилась в суд с апелляционной жалобой. Считает решение суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование своих доводов ссылается на те же обстоятелоьства, которыми обосновывала свои требования в суде первой инстанции: что ей на праве собственности принадлежит квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которая досталась ей в наследство от ее мамы; что указанный дом в настоящее время разрушился, и поэтому администрация г. Шахты, по ее мнению, обязана снести указанный дом, а ей, как собственнице квартиры, располагавшейся в указанном доме, в силу Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков»; Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» в связи с тем, что не была выплачена субсидия для приобретения жилья, должна быть выплачена компенсация за утрату жилья.

Просила решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 22.02.2013 года отменить и принять новое, которым удовлетворить ее исковое требование о взыскании с бюджета муниципального образования город Шахты Ростовской области в ее пользу компенсацию за утрату жилого помещения в размере 1200000 рублей.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Шугайловой Т.Е. – Жукова А.С., исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В своей апелляционной жалобе Шугайлова Т.Е. в одинаковой степени использует по отношению к спорному жилью разные термины «ветхий, подлежащий сносу дом» и «многоквартирный аварийный дом, подлежащий сносу». В то время как, указканные понятия предусмотрены и регулируются разными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Термин «ветхие, подлежащие сносу жилые дома» предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 (ред. от 27.01.2009 г.) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».

Термин «многоквартирные аварийные дома, подлежащие сносу» предусмотрен Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое было принято в соответствии со статьями 15 и 32 ЖК РФ.

Главой IV «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, разработан «Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Администрацией г. Шахты создана межведомственная комиссия на основании Постановления Администрации г. Шахты от 21.12.2009 года N 3689 (ред. от 03.08.2010 года) "О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах".

Указанным Постановлением Администрации г. Шахты от 21.12.2009 года N 3689 (ред. от 03.08.2010) утверждены четыре Положения, в том числе:

- о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах;

о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 4.1. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом первой инстанции установлено, что Шугайлова Т.Е. с заявлением в МВК Администрации г. Шахты не обращалась, доказательств обращения суду не представила.

Согласно п. 4.3 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией, решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

По итогам работы комиссии готовится распоряжение Администрации
города Шахты об утверждении акта комиссии по признанию жилого помещения и
многоквартирного дома непригодным (ветхим, аварийным) для постоянного
проживания граждан.

Передается по одному экземпляру распоряжения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 4.4. Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением;

заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (для признания многоквартирного дома аварийным);

заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания (по усмотрению заявителя).

Указанные требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденные Постановлением Администрации г. Шахты от 21.12.2009 года N 3689 (ред. от 03.08.2010) соответствуют требованиям пунктов 42, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 45 указанного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Шугайлова Т.Е. с заявлением в МВК Администраг г. Шахты не обращалась, и не представляла указанные документы, предусмотренные действующим законодательством.

Указанными Положениями предусмотрено, что многоквартирные дома признаются аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании решений Межведомственных комиссий.

Решение МВК Администрации г. Шахты о признании дома, в котором расположена квартира, принадлежащая Шугайловой Т.Е., аварийным, подлежащим сносу никогда не принималось.

При таких обстоятельствах Администрацией г. Шахты, как правильно сделал вывод суд первой инстанции, права Шугайловой Т.Е., предусмотренные 4.1 ст. 40 Конституции РФ, не нарушались, поскольку мама Шугайловой Т.Е. добровольно покинула жилое помещение, в котором проживала, Шугайлова Т.Е. в него не вселялась и не проживала в нем и также добровольно.

Заявления от Шугайловой Т.Е. в МВК Администрации г. Шахты о признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу не поступало.

Жалоба, с которой обращалась Шугайлова Т.Е. в Администрацию г. Шахты в апреле 2012 г., содержала просьбу иного характера - о выплате компенсации за утрату жилья, находящегося на праве собственности, и, обоснованно, как посчитал суд первой инстанции, быть признана заявлением о признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Доказательств тому, что со стороны Администрации г. Шахты к осуществлению истцом своих прав и свобод, как собственника квартиры, создавались препятствия, суду не представлено. К тому, что квартира из-за длительного не проживания в ней была приведена в непригодное для проживание состояние, Администрации г. Шахты отношения не имеет.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Ответ Администрации г. Шахты от 19.04.2012 г. на жалобу Шугайлова Т.Е. получила в мае 2012 г. Таким образом, истцом нарушен трехмесячный срок для обращения в суд с заявленным требованием. Причин уважительности пропуска срока на подачу жалобы Шугайлова Т.Е. не представила.

Иск Шугайловой Т.Е. к Администрации г. Шахты Ростовской области о признании уклонения Администрации в признании квартиры непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу незаконными, о взыскании денежной компенсации за утрату жилья правомерно судом первой инстанции признан необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, предоставленные суду, в их совокупности.

Согласно договору на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.09.2004 г. квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН приобрела в собственность мать истицы.

[ФИО]1 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА умерла. После её смерти право собственности на квартиру в порядке наследования перешло к Шугайловой Т.Е.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 10.03.2010 г., квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН принадлежит Пугайловой Т.Е. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.08.2009 г.

Согласно дополнительному списку жилой дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в 2007 г. включен в список граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» непригодным для проживания по критериям безопасности. Квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в данный список не включена.

Шугайлова Т.В. зарегистрирована в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН со 02.06.2010 г.

Согласно обследованию технического состояния дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Департаментом строительства перспективного развития от 17.01.2012 г. дом находится в полуразрушенном состоянии, отсутствует одна сторона кровли, оконные рамы, двери, определить место нахождение квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не представляется возможным.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков. В число мероприятий включен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 утверждены правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно пунктам 5 и 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного, самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцом сносимых домов.

В соответствии п. 11 вышеуказанных Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств, предоставленной ему социальной выплаты.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 года N 308 переселению подлежат жители ветхих домов независимо от формы собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Представление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобретения жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих помещений, либо членами семьи собственника. Включение в списки граждан, переселяющихся из ветхого жилья, предоставление социальных выплат по указанной программе возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие у гражданина права на данное жилое помещение и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем. Социальные выплаты по указанной программе, как правильно сделал вывод суд первой инстанции, Шугайловой Т.Е. предоставлены быть не могут, так как обстоятельства, при которых она приобрела в собственность уже ветхое непригодное для проживание жилье, не соответствуют обязательным, предусмотренным регулирующими отношения нормами по указанной программе условиям постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, отсутствия на момент ликвидации угольного предприятия у них другого жилья.

В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшем решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст. 128 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник квартиры обязан нести бремя содержания своего имущества.

Учитывая, что реализация прав собственника жилого помещения непосредственно связана с обеспечением его сохранности, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, добросовестно реализуя свои права, истица должна была узнать о нарушении ее прав и заявлять соответствующие требования органам местного самоуправления в связи с нахождением принадлежащего ей помещения в аварийном состоянии, в том числе и с момента, признания жилого дома непригодным для проживания.

Не интересовалась Шугайловой Т.Е. судьбой перешедшего к ней по наследству жилого помещения и в 2010 году, когда согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного 10.03.2010 г., квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН стала принадлежать на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.08.2009 г.

На момент признания дома ветхим и составления списков истица не являлась собственником квартиры, не проживала и не была зарегистрирована на момент и после смерти матери в спорной квартире. В настоящее время домовладение находится в полуразрушенном состоянии, в связи с частичным переселением граждан, право собственности на квартиру зарегистрировано за Шугайловой Т.Е..

Согласно программы, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", у Администрации г. Шахты перед Шугайловой Т.Е. нет обязательств.

С учетом того, что Шугайлова Т.Е. с заявлением в МВК Администрации г. Шахты не обращалась, не представляла необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством; что многоквартирные дома признаются аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании решений Межведомственных комиссий; но решения МВК Администрации г. Шахты о признании дома, в котором расположена квартира, принадлежащая Шугайловой Т.Е., аварийным и подлежащим сносу никогда не принималось; Администрацией г. Шахты права Шугайловой Т.Е., предусмотренные 4.1 ст. 40 Конституции РФ, не нарушались, поскольку мать Шугайловой Т.Е. добровольно покинула жилье, а сама Шугайлова Т.Е. не вселялась в него и не проживает в нем; заявление от Шугайловой Т.Е. в МВК Администрации г. Шахты о признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащим сносу не поступало; жалоба, с которой обращалась истица в Администрацию г. Шахты в апреле 2012 г., содержала просьбу о выплате компенсации за утрату жилья, находящегося на праве собственности и не может быть признана заявлением о признании квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в жилом доме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодной для проживания, а жилого дома аварийным и подлежащем сносу; препятствия со стороны Администрации г. Шахты к осуществлению прав и свобод, как собственника квартиры, Шугайловой Т.Е. не создавались; квартира была приведена в непригодное для проживания состояние не по вине Администрации г. Шахты; в связи с тем, что не все собственники квартир из дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН переселены, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН для муниципальных нужд Администрацией г. Шахты не принято, и не может быть принято решение о сносе жилого дома, в удовлетворении иска Шугайловой Т.Е. правомерно и обоснованно отказано.

Судебная коллегия согласилась с решением Шахтинского городского суда, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шугайловой Т.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: