Судья Доценко Л.А.
Дело № 33-9821/2021 (2-2651/2021)
УИД 25RS0029-01-2021-004322-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Прасоловой В.Б.
судей Левицкой Ж.В., Семенцова А.О.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанностей, с участием третьих лиц ООО «В.», ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края»
по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Прасоловой В.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском, обоснование требований указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В результате протекания кровли на протяжении длительного времени происходит затопление квартир жилого дома. Управляющей компанией ООО «В.» производятся работы по текущему ремонту кровли, которые результата не приносят. Согласно актам осмотра кровле дома требуется капитальный ремонт. Законом Приморского края «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес>» к полномочиям <адрес> отнесены утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, а также установлено право органа местного самоуправления утверждать краткосрочные (сроком до 3 лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, определяемом Администрацией Приморского края. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПА утверждена «Краевая программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы». <адрес> в <адрес> включен в региональную программу с запланированным капитальным ремонтом кровли в 2043 году. Собственниками дома неоднократно направлялись письма в адрес администрации Уссурийского городского округа <адрес> о переносе срока капитального ремонта кровли, однако предложений по актуализации региональной программы капитального ремонта в адрес регионального оператора не направлялось. Просила возложить на администрацию Уссурийского городского округа <адрес> обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу направить региональному оператору ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» акты осмотров многоквартирного дома по адресу: <адрес>, технический паспорт дома, документы о включении дома в перечень домов с аварийными крышами, предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли спорного дома.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержала.
Представитель администрации Уссурийского городского округа с исковыми требованиями не согласился, указал, что реестр актов осмотра многоквартирного дома направлялся Региональному оператору, используется им в целях актуализации программы капитального ремонта. Краткосрочный план в 2020 году в адрес Регионального оператора не направлялся, поскольку уже был утвержден на 2020-2022 годы, с учетом финансовой устойчивости.
Представитель ООО «В.» в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку обязанности администрацией Уссурийского городского округа исполнены ненадлежащим образом.
Представитель ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях указал, что от администрации Уссурийского городского округа не поступало предложений о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши <адрес> в <адрес> на более ранний период.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 11 августа 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить региональному оператору ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли <адрес> края.
Администрация Уссурийского городского округа с постановленным судебным актом не согласилась, в поданной апелляционной жалобе, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции извещенные надлежащим образом стороны не явились, судебная коллегия с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в ее пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40).
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Для определения потребности в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми в том числе устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (статья 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт проводится на основании утверждаемых субъектами Российской Федерации региональных программ, включающих перечень всех многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта. Конкретные сроки проведения капитального ремонта, виды услуг и работ, объемы государственной и (или) муниципальной поддержки определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в краткосрочных планах реализации региональной программы сроком на три года.
Частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена актуализация региональной программы капитального ремонта не реже чем один раз в год.
Организация на территории Приморского края своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется Законом Приморского края от 07 августа 2013 года N227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае".
В соответствии с положениями п.3 ст.13 указанного закона Региональная программа капитального ремонта включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов в <адрес> (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику) с указанием технических и эксплуатационных характеристик данных домов (адрес, этажность, площадь, материал конструктивных элементов, количество жителей и т.п.), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции, многоквартирных домов, расположенных на территориях закрывающихся населенных пунктов, а также домов, имеющих менее пяти квартир.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление жилым домом расположенным по адресу: <...>, осуществляет управляющая компания ООО «В.».
Из представленных в материалы дела пояснений ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» следует, что многоквартирный дом №56 по ул.Ленинградская в г.Уссурийске включен в региональную программу капитального ремонта (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-пп) по следующим видам и срокам (периодам) их выполнения: ремонт системы отопления и теплоснабжения, ремонт системы электроснабжения, холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, крыши, подвальных помещений, фасада, ремонт системы канализации и водоснабжения - 2041-2043 гг., ремонт фундамента - 2038-2040 г.г. Предложения о переносе сроков капитального ремонта многоквартирного дома от администрации Уссурийского городского округа не поступали.
Суд первой инстанции, проанализировав в совокупности представленные доказательства, не установил обстоятельств, свидетельствующих о направлении администрацией Уссурийского городского округа предложений по актуализации региональной программы, направленных на перенос установленных сроков капитального ремонта крыши в спорном многоквартирном доме на более ранний период, в связи с чем возложил указанную обязанность на ответчика.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Пунктом 1 ст. 14 Закона Приморского края N 227-КЗ установлены технические и общие характеристики многоквартирных домов, период (год) проведения работ по капитальному ремонту по видам таких работ и иные данные и сведения, необходимые для реализации региональной программы капитального ремонта, составляют электронную базу данных региональной программы капитального ремонта.
Электронная база данных формируется (заполняется) органами местного самоуправления самостоятельно (п.2 ст.14).
Положениями ст. 15 указанного закона установлен порядок разработки и утверждения региональной программы капитального ремонта.
Для формирования региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют. На основании поступившей и собранной информации органы местного самоуправления формируют предложения и заносят сведения в электронную базу данных.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не позднее 30 июня года, предшествующего году реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой капитального ремонта. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем один раз в год, на основании предложений органов местного самоуправления и регионального оператора (п.6 ст.15).
Основаниями для актуализации региональной программы капитального ремонта могут являться результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п.п.7 п.7 ст.15).
Органы местного самоуправления направляют предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта региональному оператору (п.8 ст.15).
Из материалов дела следует, что по результатам осеннего, весеннего осмотров управляющей компанией установлены значительные разрушения кровли дома, составленные акты и заключение специалиста №Д19 направлены в управление жилищной политики Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о необходимости изменения сроков проведения капитального ремонта крыши.
Критерии оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Приморского края, определены в статье 16 Закона N 227-КЗ.
Согласно ч. 2 указанной статьи, определение очередности проведения капитального ремонта для целей формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта должно осуществляться органами местного самоуправления.
Во исполнение Постановления администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края» администрацией Уссурийского городского округа Приморского края в ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» 4 марта 2021 года направлен реестр актов осмотра многоквартирных домов расположенных на территории Уссурийского городского округа, в который включен спорный дом с указанием на возможный срок устранения выявленных недостатков 2022 год, а также на износ кровли 80% и необходимость капитального ремонта.
Необходимость проведения капитального ремонта согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 227-КЗ может определяться также на основании актов о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома, составленных по результатам весенних и осенних осмотров.
Электронная база данных на основании внесенных органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 15 настоящего Закона сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома в автоматическом режиме рассчитывает планируемый период проведения капитального ремонта многоквартирного дома по видам работ и услуг, установленных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 19 настоящего Закона.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции проверены не были, доводы, по которым отправленные ответчиком в установленный законом срок реестры, содержащие все признаки предложений по актуализации программы капитального ремонта, не были признанны таковыми, в судебном акте не отражены.
Кроме того, судом не принято во внимание, что из ответа регионального оператора органу местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.128-131) следует, что Фондом рассмотрено обращение администрации Уссурийского городского округа в рамках проведения актуализации региональной программы капитального ремонта МКД, сообщено об отсутствии денежных средств для проведения капитального ремонта, прогнозном дефиците денежных средств на указанные цели, предложено принять меры в отношении управляющих организаций, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию МКД.
Указанное привело к неверному решению суда о возложении обязанности по направлению региональному оператору предложений по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли спорного дома, поскольку данная обязанность исполнена ответчиком надлежащим образом.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения заявленных обязанностей, а доводы приведенные в апелляционной жалобе считает заслуживающими внимания и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 августа 2021 года отменить, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа - удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанностей отказать.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи: