судья – Шатуленко И.В.
дело № 33–9825/2017 06 сентября 2017 года
г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
судей: Лобанова В.В., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 06 сентября 2017 дело по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 20 июня 2017 года, которым постановлено:
«исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № ** с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» обеспечить помывку осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, не менее двух раз в семь дней.
обязать ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний в рамках предоставленных им полномочий в необходимом объеме обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению помывки осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, не менее двух раз в семь дней.
срок исполнения настоящего решения установить – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., пояснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю - ФИО1, представителя прокуратуры Пермского края - Кузнецовой С.Н., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском, заявил требования о возложении на ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности пообеспечению помывки осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, не менее двух раз в семь дней, возложении на ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России обязанности в необходимом объеме обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению помывки осужденных, отбывающих уголовное наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, не менее двух раз в семь дней.
В обоснование исковых требований указано на то, что в ходе проведения прокуратурой проверки обнаружено нарушение ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в ИК-** требований п. 21 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 16.12.2016 года, предписание об устранении нарушения не исполнено. Поскольку причиной нарушения прав осужденных является отсутствие необходимых материально-технических возможностей обеспечивающих необходимое количество воды для помывки, полагает, что на ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России подлежит возложению обязанность по обеспечению необходимого для устранения нарушения финансирования ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в случае недостаточности средств казенного учреждения в рамках имеющихся полномочий
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков иск не признали, не оспаривая выявленный прокурором факт нарушения положений Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях в редакции, вступившей в силу с 07.01.2017 года, полагают, что требования об устранении недостатков будут исполнены без привлечения дополнительного финансирования в рамках проведения ремонтных работ банно-прачечного комбината.
Судом принято указанное решение, об отмене которого, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в части возложения обязанности по финансированию просят в апелляционных жалобах ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю.
Представитель ФСИН России приводит в жалобе доводы о том, что оснований для возложения обязанности осуществления финансирования в судебном порядке не имелось, поскольку выявленный недостаток может быть устранение за счет выделенных ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю средств, поскольку запросов о дополнительном финансировании учреждение не направляло. Указывая на предусмотренную действующими нормативными актами процедуру финансирования, ответчик полагает установленный срок исполнения решения суда недостаточным, также приводит доводы о том, что отсутствии указания в решении суда на объем финансирования и конкретные способы исполнения судебного акта, влечет невозможность исполнения.
Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю в апелляционной жалобе, указывая на полномочия Управления в структуре ФСИН России, полагает, что суд необоснованно возложил на управление обязанность по осуществлению финансирования.
В представленных письменных возражениях прокурор просит оставить постановленное судом решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалоб (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно положениям статей 1 и 3 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на день рассмотрения дела ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении лиц отбывающих уголовное наказание в ИК-** не соблюдаются в полной мере требования действующего законодательства, предъявляемые к условиям содержания и обеспечения быта осужденных, вынесенные Усольским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предписания в установленном порядке не исполнены.
Так, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками в апелляционных жалобах, что в ходе прокурорских проверок соблюдения законности в деятельности администрации ФКУ ОИК-** ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю выявлен факт нарушения требований п. 21 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях в ИК-**, а именно: не созданы условия обеспечивающие помывку осужденных, отбывающих уголовное наказание не менее двух раз в семь дней. Фактически помывка осужденных осуществляется по графику, утвержденному в 2016 году без учета нормативов, установленных действующим законодательством, 1 раз в семь дней. Неисполнение ФКУ ОИК-** ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю требований к организации условий отбывания наказания в виде лишения свободы, повлекло обращение осужденных, в том числе в прокуратуру с заявлениями о защите нарушении прав. На момент рассмотрения иска судом первой инстанции, разрешения апелляционных жалоб, доказательств устранения выявленного нарушения, принятых мер по устранению нарушения ответчиком не представлено, предписания прокурора не исполнены.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по устранению допущенного нарушения в принудительном порядке.
Также в судебном заседании установлено, что для устранения выявленного нарушения необходимо увеличение объема водонагревательных баков банно-прачечного комбината ИК-** ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, проведение ремонтных, монтажных работ.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктом 5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению о ГУФСИН по Пермскому краю, Главное управление для подведомственных учреждений (бюджетополучателей) является распределителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как установлено Уставом ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета (п. 5.8). Как предусмотрено п. 5.12 Устава при недостаточности Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В отсутствие допустимых и достоверных доказательств того, что ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю располагает средствами достаточными для приобретения необходимых водонагревательных баков банно-прачечного комбината ИК-**, проведения работ по их установке, монтажу, иных работ необходимых для реализации предусмотренной нормативным актом обязанности создать необходимые условия содержания осужденных, суд правомерно возложил на ответчиков - ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность в рамках предоставленных им полномочий в необходимом объеме обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению помывки осужденных отбывающих наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю.
При таких обстоятельствах решение суда о возложении на ответчиков обязанности обеспечения финансирования мероприятий по обеспечению помывки осужденных отбывающих наказание в ИК-** ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, действующему законодательству не противоречит. Наличие утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на текущий год, отсутствие обращения от ФКУ ОИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю за дополнительным финансированием не может являться достаточным основанием к освобождению ответчиков от обязанности по обеспечению соответствующего финансирования.
Также не могут быть приняты во внимание доводы жалоб о необоснованности предоставления срока для исполнения решения суда.
Так, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.
Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в трехмесячный срок суду первой инстанции представлено не было. Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что при недостаточности установленного судом срока ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), ГУФСИН России по Пермскому краю без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: