Судья Нигматзянова О. А. дело № 33-9829/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 20.08.2013
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Мазановой Т. П.,
судей Бурматовой Г. Г.,
ФИО1,
при секретаре Поденко С. В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей ... в интересах ФИО2 к Государственному унитарному предприятию Свердловской области ... о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.12.2012,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., объяснения представителя ответчика А, действующего на основании доверенности от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Городское общественное учреждение Артемовское общество защиты прав потребителей ..., действуя в интересах ФИО2, обратилось в суд с иском к государственному унитарному предприятию Свердловской области ... о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: ( / / ) без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19.01.2012 № 21-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01.01.2012 по 30.06.2012» незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) за период: ( / / ) для потребителя ФИО2, проживающей по адресу: ... на сумму ... рубля ... копейка, о признании действий по неосновательному предъявлению к взысканию с потребителя денежной суммы по графе «Долги РЭСПО» в размере ... рублей ... копеек незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет платы а коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировка в сторону уменьшения) ФИО2, взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей.
В обоснование иска указано, что истец проживает в одноэтажном доме индивидуального типа и является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии, предоставляемой ответчиком. Однако начисление ответчиком платы за отопление производится в завышенном размере без учета Постановления Администрации Артемовского городского округа от19.01.2012 № 21-ПА. Кроме того, вступившим в закону силу решением Арбитражного суда Свердловской области от ( / / ) с ООО ... взыскана в пользу ГУПСО ... задолженность за поставленную тепловую энергию за период ( / / ), однако ответчик включил указанную задолженность в квитанции по оплате коммунальных услуг истца, тогда как такое право принадлежит ООО ..., а само по себе наличие задолженности у потребителя перед ООО ... не является безусловным. В связи с изложенным, просил признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от ( / / ) заявленные исковые требования удовлетворены частично.
С таким решением суда в части признания незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги в период с ( / / ) по ( / / ) не согласился ответчик, обратился с апелляционной жалобой, где указал на неправильное определение судом обстоятельств, имеющие значение для дела, и неприменение нормативных актов, подлежащий применению при регулировании правоотношений по оплате коммунальных услуг. Также просил уменьшить штраф.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились. При этом как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 20.08.2013 определением от 25.07.2013, извещения о дате и времени рассмотрения направлены участвующим в деле лицам простым письмом 25.07.2013 по всем адресам, имеющимся в материалах дела.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, в удовлетворении ходатайства ГОУ АОЗПП ... об отложении судебного заседания судебной коллегией отказано, а иные лица не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, ответчик своего представителя в суд апелляционной инстанции также не направил, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, ФИО2 является собственником одноэтажного дома индивидуального типа, расположенного по адресу: ..., а также является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии, деятельность по производству и поставке которой осуществляет ответчик ГУП Свердловской области ....
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» Региональная энергетическая комиссия Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, полномочиями на государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии (мощности), производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
В соответствии с п. 3 Указа Губернатора Свердловской области от 19.03.2010 № 221-УГ «Об ограничении роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги» органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области рекомендовано совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами.
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), что и обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Аналогичные полномочия администрации Артемовского городского округа закреплены Уставом Артемовского городского округа.
Теплоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа на 2011 год, составляющий 115 %.
В силу п. 3 Постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 № 119-ПК органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предложено совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры и возмещаемых за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами.
Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии от 27.10.2011 N 162-ПК предельный индекс роста размера платы за коммунальные услуги на период с 1 января по 30 июня 2012 г. составил не выше 100%. Пункт 3 Постановления содержит аналогичное предложение органам местного самоуправления.
Во исполнение рекомендаций РЭК Свердловской области Администрацией Артемовского городского округа принято Постановление от 19.01.2012 № 21-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01.01.2012 по 30.06.2012». В соответствии с которым предельный размер платы за отопление в одно-, двухэтажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах предельный размер платы за единицу измерения в 2011 году на территории г. Артемовский составляет 50 руб. 12 коп.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что действие постановления не приостанавливалось, в предусмотренном законом порядке постановление ответчиком не оспаривалось, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что принятое в целях поддержания баланса интересов социально незащищенной категории потребителей Постановление Администрации Артемовского городского округа об определения размера платы за услугу отопление в период с 01.01.2012 по 30.06.2012, является обязательным для исполнения ГУП Свердловской области ... на территории Артемовского городского округа. Кроме того размер платы за единицу отопления в период с 01.01.2012 по 30.06.2012, установленный Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19.01.2012 № 21-ПА, не превышают предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденный Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК.
Доводы ответчика о том, что начисление платы за отопление ответчиком производилось в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК, судебная коллегия отклоняет, поскольку действия Администрации Артемовского городского округа направлены на реализацию полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступающей гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, и прежде всего для населения, призванное на недопущение резкого ухудшения социального положения граждан.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что начисление платы за отопление в соответствии с Постановлением Администрации Артемовского городского округа влечет возникновение у теплоснабжающей организации убытков, судебная коллегия отклоняет, поскольку ответчик не лишен возможности их возмещения.
В части сумм, подлежащих перерасчету, ответчик решение не оспаривает, контррасчета не представляет, в связи с чем судебная коллегия полагает, что в данной части ответчик соглашается в вынесенным решением суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, судебной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 24.12.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий: Т. П. Мазанова
Судьи: Г. Г. Бурматова
ФИО1