Судья Широкова М.В.
Судья-докладчик Малиновская А.Л. по делу № 33-9857/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Колпаченко Н.Ф., Малиновской А.Л.
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирские автобусные перевозки» о признании незаконным бездействия по неосуществлению перевозок на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту и не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, возложении обязанностей по организации перевозки пассажиров на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту и по предоставлению отдельным категориям граждан права бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту,
по апелляционной жалобе ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Братского городского суда Иркутской области от 20 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Братского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП ФИО1, ООО «Пассажирские автобусные перевозки» (далее ООО «ПАП»), указав в обоснование требований, что в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области значится маршрут № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)», на котором осуществляют свою деятельность ИП ФИО1 и ООО «ПАП».
В ходе проведенной проверки по обращению граждан было установлено, что ответчики осуществляют перевозки пассажиров автомобильным транспортом на основании бессрочной лицензии на указанный вид деятельности.
С перевозчиками, осуществляющими свою деятельность по маршруту «Братск-Вихоревка-Братск» договоры о предоставлении бюджетных ассигнований в связи с перевозкой пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации и Иркутской области, не заключены, заявки от перевозчиков не поступали.
Согласно информации, представленной ИП ФИО1, в настоящее время в связи с отсутствием технической возможности, перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту № 800 «Братск-Вихоревка» не осуществляется.
По маршруту № 800 «Братск-Вихоревка» осуществляются льготные перевозки отдельных категорий граждан, к которым относятся ветераны ВОВ и инвалиды 1 группы по зрению, на безвозмездной основе.
Проверка показала, что ИП ФИО1, будучи включенным в реестр перевозчиков, фактически перевозки по межмуниципальному маршруту «Братск-Вихоревка-Братск» не осуществляет, что делает невозможным использование отдельной категорией граждан права на льготы по оплате проезда. ООО «ПАП» самостоятельно организовано предоставление льготного проезда ветеранам ВОВ и инвалидам 1 группы по зрению, при этом указанное влечет нарушение прав на бесплатный проезд иных лиц, отнесенных к отдельной категории граждан.
В связи с изложенным, прокурор Братского района в интересах неопределенного круга лиц просил суд признать незаконным бездействие ИП ФИО1 по неосуществлению перевозок на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)» и не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)»; возложить на ИП ФИО1 обязанность организовать перевозку пассажиров пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту №800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)»; возложить на ИП ФИО1 обязанность предоставлять отдельным категориям граждан, включенным в списки граждан, оказание мер социальной поддержки которые относятся к ведению Российской Федерации и Иркутской области, право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)»; признать незаконным бездействие ООО «ПАП» по не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)»; возложить на ООО «ПАП» обязанность предоставлять отдельным категориям граждан, включенным в списки граждан, оказание мер социальной поддержки которые относятся к ведению Российской Федерации и Иркутской области, право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) -г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)».
Решением Братского городского суда Иркутской области от 17.09.2015 исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены полностью.
На основании определения Братского городского суда Иркутской области от 27.11.2015 решение Братского городского суда Иркутской области от 17.09.2015 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ПАП» ФИО2, представитель ответчика ИП ФИО1 ФИО3 исковые требования прокурора Братского района не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, возражений по иску не представил.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 20.01.2016 исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Бездействие ИП ФИО1 по неосуществлению перевозок на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г.Вихоревка (железнодорожный вокзал)» и не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г.Вихоревка (железнодорожный вокзал)» признано незаконным.
На ИП ФИО1 возложена обязанность организовать перевозку пассажиров пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г.Вихоревка (железнодорожный вокзал)» в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу; в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу организовать предоставление отдельным категориям граждан, включенным в списки граждан, оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации и Иркутской области, право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)».
Бездействие ООО «ПАП» по не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г.Вихоревка (железнодорожный вокзал)» признано незаконным.
На ООО «ПАП» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу организовать предоставление отдельным категориям граждан, включенным в списки граждан, оказание мер социальной поддержки которые относятся к ведению Российской Федерации и Иркутской области, право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по межмуниципальному маршруту № 800 «г.Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)».
В апелляционной жалобе ответчик ИП ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что осуществлять перевозки по спорному маршруту для ИП ФИО1 не представляется возможным, в связи с отсутствием технической возможности и отсутствием возмещения со стороны уполномоченных органов. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возмещение расходов перевозчика в связи с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляет не систематически, с опозданием, вопрос увеличения лимитов постоянно прорабатывается.
Обращает внимание на то, что перевозки пассажиров по маршруту «Братск-Вихоревка» и обратно осуществляют, в том числе перевозчики, которые не имеют соответствующей лицензии на данный вид деятельности, при этом надзорные органы в сфере транспортных правоотношений не осуществляют надлежащего контроля в сфере деятельности таких нелегальных перевозчиков.
В поддержку доводов апелляционной жалобы поступил письменный отзыв представителя ООО «ПАП» ФИО2
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО4, просят решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ООО «ПАП» ФИО5, полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения прокурора Попова А.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пп. «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», меры социальной поддержки по бесплатному проезду на пассажирском транспорте, предоставляемые ранее отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абз. 3 ч. 2 ст. 153).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области», установление, изменение и отмена межмуниципальных маршрутов, присвоение им порядковых номеров, а также вида регулярных перевозок по указанным маршрутам (по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам) относится к полномочиям уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области», в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченный орган устанавливает межмуниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 145-ОЗ, «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области» ведение реестра межмуниципальных маршрутов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством.
Положением «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп, определены порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, а также условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий (далее - перевозчики), а также порядок возврата субсидий (остатков субсидий).
Уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до уполномоченного органа на цели, указанные в настоящем пункте (п. 1).
Перечень отдельных категорий граждан определен прилагаемым Списком граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (п. 2 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП ФИО1 и ООО «ПАП» осуществляют перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, в том числе, по маршруту № 800 «г. Братск (автостанция) - г. Вихоревка (железнодорожный вокзал)», что подтверждается бессрочными лицензиями № (Номер изъят) от 17.05.2012 и № (Номер изъят) от 05.03.2013 соответственно.
27.05.2015 в прокуратуру Иркутской области обратился Х., имеющей право на льготный проезд по внутрирайонным маршрутам, по факту не предоставления ей перевозчиками услуг по льготному проезду, в связи с чем прокуратурой Братского района была проведена проверка.
Согласно информации от 26.06.2015 за № 53-38-2716/5-11, представленной министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с перевозчиками, осуществляющими свою деятельность по маршруту «Братск-Вихоревка-Братск» договоры о предоставлении бюджетных ассигнований в связи с перевозкой пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, мер социальной поддержки не заключены, заявки от перевозчиков не поступали.
По информации от 13.07.2015 за № 1025, представленной ИП ФИО1, в связи с отсутствием технической возможности, перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту №800 «Братск-Вихоревка» им не осуществляется.
Из информации ООО «ПАП» следует, что по маршруту № 800 «Братск-Вихоревка» осуществляются льготные перевозки отдельных категорий граждан, к которым относятся ветераны ВОВ и инвалиды I группы по зрению, на безвозмездной основе. В настоящее время решается вопрос о возможности заключения договора с органами социальной защиты на возмещение выпадающих доходов по остальным категориям граждан, имеющих право на льготные поездки.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск прокурора Братского района, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела установлены обстоятельства, касающихся ограничений прав льготной категории граждан на бесплатный проезд, в связи с чем бездействие ответчика ИП ФИО1 по неосуществлению перевозок на пассажирском транспорте общего пользования по утвержденному межмуниципальному маршруту № 800 «Братск – Вихоревка» и не предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный проезд по указанному маршруту; бездействие ответчика ООО «ПАП» по не предоставлению мер социальной поддержки всем определенным на законодательном уровне категориям граждан по бесплатному проезду на пассажирском транспорте общего пользования по утвержденному межмуниципальному маршруту № 800 «Братск – Вихоревка», являются незаконными.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о не предоставлении субсидий и отсутствии договора о предоставлении бюджетных ассигнований, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судом правильно указано, что данные обстоятельства не могут быть признаны основанием для отказа в реализации права отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в общественном транспорте. Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам не может ограничивать установленное законом право граждан на бесплатный проезд.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помимо ответчика по указанному маршруту также осуществляются перевозки перевозчиками, не имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности, в рамках настоящего гражданского дела правового значения не имеют.
Вопреки доводам жалобы, факт прекращения деятельности со стороны ответчика по осуществлению перевозок по маршруту «Братск-Вихоревка» материалами дела не подтверждается. Согласно информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в настоящее время в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области значится маршрут № 800 «г.Братск-г.Вихоревка», на котором и осуществляет свою деятельность ответчик.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 20 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Н.Ф. Колпаченко
А.Л. Малиновская