ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-986/2018 от 05.04.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Симонов Ю.М. Дело № 33-986/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:

судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,

судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 05 апреля 2018 года гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Курганской области к Максимовой Светлане Александровне о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Мельниковой О.В. на решение Щучанского районного суда Курганской области от 01 февраля 2018 года, которым постановлено:

«иск Департамента агропромышленного комплекса Курганской области удовлетворить.

Взыскать с Максимовой Светланы Александровны в пользу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области денежные средства гранта
в размере 1229400 (Один миллион двести двадцать девять тысяч четыреста) руб.

Взыскать с Максимовой Светланы Александровны в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину
в размере 14347 (Четырнадцать тысяч триста сорок семь) руб.»

Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Департамента агропромышленного комплекса Курганской области обратился
в суд с иском к Максимовой С.А. о взыскании денежных средств. В обоснование иска указывал, что Постановлением Правительства Курганской области от 10.07.2012
№ 321 утвержден Порядок предоставления грантов и единовременной помощи
на поддержку начинающих фермеров в Курганской области. 09.06.2015 ответчиком как индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского фермерского хозяйства (далее - ИП глава КФХ) была подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров. 30.06.2015 протоколом заседания Конкурсной комиссии № 3 Максимова С.А. была включена в состав участников Программы, 10.07.2015 между сторонами заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — Соглашение), по условиям которого, ответчику был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1229400 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета 1140920 руб., средств областного бюджета 88480 руб. 07.07.2015 ответчику утвержден План расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривающий приобретение сельскохозяйственных животных и техники. Ссылаясь на условия соглашения указывал, что ответчик был обязан создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. Гранта, в том числе 1 постоянное рабочее место в течение первого года деятельности; не позднее 10 июля, 10 января соответствующего финансового года, обязана предоставлять информацию
о расходовании средств полученного гранта; в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет, обязан не осуществлять продажу, дарение передачу
в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждения иным образом, в соответствии с действующим законодательством имущества, приобретаемого с использованием гранта; обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления Гранта на расчетный счет. В нарушение условий соглашения ответчиком рабочие места на 01.01.2017 не созданы, заработная плата не выплачивалась, отчисления
в соответствующие фонды не производилась, только 26.05.2017 заключен 1 трудовой договор; отчет о расходовании средств по состоянию на 01.07.2017 не предоставлен; 21.09.2017 деятельность крестьянского фермерского хозяйства под руководством
ИП Главы КФХ Максимовой С.А. прекращена, о чем истец не уведомлен. Правом
на расторжение соглашения в одностороннем порядке ответчик не воспользовалась, требования о возврате бюджетных средств не использовала. Просил взыскать
с ответчика денежные средства в сумме 1229400 руб.

Представитель истца Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без его участия.

Ответчик Максимова С.А. исковые требования признала, ссылалась на наличие объективных причин в неисполнении условий соглашения, как то смерть мужа,
без помощи которого она оказалась не в состоянии вести хозяйство, а также наличие долговых обязательств, что явилось причиной забоя скота.

Щучанским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик. Максимова С.А. в апелляционной жалобе просит отказать Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области в удовлетворении иска, полагает, судом при вынесении решения не учтены все обстоятельства, которые явились причиной неисполнения обязательств. Полагает, при определении размера государственной пошлины, судом не учтено ее материальное положение и отсутствие денежных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент агропромышленного комплекса Курганской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимовой С.А. без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки ответчик
не уведомил, Департамент агропромышленного комплекса Курганской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» и постановления Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 497 «О государственной Программе Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2014 - 2020 годы» Правительство Курганской области Постановлением № 321 от 10.07.2012 утвердило порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в Курганской области (вместе с Примерной формой заявки на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров, Критериями оценки представленных заявителем документов для участия в конкурсном отборе начинающих фермеров для предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в Курганской области).

Утвержденный порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в Курганской области определяет цели, условия и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства критерии конкурсного отбора начинающих фермеров для предоставления Грантов, а также порядок возврата Грантов в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных Порядком.

Гранты предоставляются в рамках реализации мероприятий государственной Программы Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса
в Курганской области", за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Из материалов дела усматривается, что 09.06.2015 ИП Главой КФХ Максимовой С.А. подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров.

На основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 30.06.2015 № 3
ИП Глава КФХ Максимова С.А. была включена в состав участников Программы.

10.07.2015 между сторонами заключено соглашение о предоставлении гранта
на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии
с которым Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (в настоящее время - Департамент агропромышленного комплекса Курганской области предоставил ответчику как начинающему фермеру грант
на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере
1229400 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета 1140920 руб.
и средств областного бюджета 88480 руб.

Факт перечисления ответчику денежных средств подтвержден платежными поручениями № 307159 от 16.07.2015, № 517479 от 19.08.2015, ответчиком
не оспаривается.

Протоколом заседания Конкурсной комиссии от 07.07.2015 № 4 ИП Главе КФХ Максимовой С.А. был утвержден План расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривающий приобретение: ярки эдильбаевской породы в количестве 100 голов общей стоимостью 780000 руб.; баран эдильбаевской породы количестве 2 голов общей стоимостью 20000 руб.; пресс-подборщик рулонный ПР-150 стоимостью 415000 руб.; грабли ГКП - 6ДМ стоимостью
105000 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-2,3 стоимостью 23350 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-4 стоимостью 23330 руб.

Пунктом 2.4.9 Соглашения установлено, что начинающий фермер, обязан создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. Гранта, в том числе 1 постоянное рабочее место
в течение первого года деятельности с момента получения Гранта.

В нарушение п. 2.4.9 Соглашения, согласно предоставленной ИП Главой
КФ Максимовой С.А. отчетности по состоянию на 01.01.2017 2 рабочих места
не созданы, заработная плата не выплачивалась, отчислений в соответствующие фонды не осуществлялось, заключен только 1 трудовой договор от 26.05.2017.

В соответствии с п. 2.4.16 Соглашения начинающий фермер не позднее
10 июля, 1 января соответствующего финансового года, получатель Гранта представляет в Департамент информацию соответствии с приложением № 1
к Соглашению, соответствующий отчет по состоянию на 01.07.2017 ответчиком
не представлен.

Согласно п. 2.4.8 соглашения начинающий фермер обязан в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет, не осуществлять продажу, дарение передачу аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждения иным образом, в соответствии с действующим законодательством имуществ приобретаемого с использованием гранта. Доказательства фактического наличия приобретенного скота по состоянию на отчетную дату и на день рассмотрения дела в суде не предоставлено.

В соответствии с п. 40, 41 Порядка, п. 2.3 Соглашения в случае нарушений условий предоставления Гранта, бюджетные средства подлежат возврату в течение
30 дней момента получения начинающим фермером письменного требования Департамента возврате бюджетных средств для их зачисления в соответствующие бюджеты.

Пунктом п. 2.4.5 Соглашения установлено, что начинающий фермер обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления Грани на его расчетный счет.

В нарушение достигнутого соглашения, ответчик прекратил свою деятельность в качестве ИП Главы КФХ, поскольку сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждено, что крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ответчика прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем 21.09.2017 была сделана соответствующая запись.

Департамент агропромышленного комплекса Курганской области об указанных обстоятельствах не уведомлен, ответчиком действий о расторжении соглашения, возврату денежных средств ответчиком не предпринято.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел
к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований вследствие неисполнения ответчиком условий достигнутого соглашения.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -
БК Российской Федерации) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу п. 1 ст. 78 БК Российской Федерации субсидии юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть
без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 названной нормы права).

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Обстоятельств непреодолимой силы, препятствующие исполнению соглашения, судом первой инстанции не установлено, доводы ответчика, изложенные
в апелляционной жалобе, сводятся к оспариванию правильности выводов суда
об установленных им фактах и не могут повлиять на решение суда.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неправильном толковании норм гражданского законодательства, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание.

Категории лиц, имеющих льготы по оплате государственной пошлины, указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации, к которым ответчик не отнесена. Доказательств материального положения, как и ходатайства о снижении госпошлины, ответчиком в ходе рассмотрения дела не предоставлено, следовательно, основания для уменьшения расходов, взысканных судом в качестве возмещения уплаченной истцом государственной пошлины, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба
не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Щучанского районного суда Курганской области от 01 февраля
2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимовой Светланы Александровны без удовлетворения.

Судья - председательствующий О.Н. Богданова

Судьи: Е.И. Безносова

И.Г. Ушакова