ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-987-2018Г от 24.04.2018 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Антаева Е.В. Дело № 33-987-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 24 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Апалькова А.М.,

судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре: Якушевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Управлению Судебного департамента в Курской области о возмещении ущерба,

поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Курса от 7 февраля 2018 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО3 обратилась в суд с вышеназванным иском к Управлению Судебного департамента в Курской области, в котором просила взыскать с ответчика ущерб в размере 104833, 35 руб., расходы за составление отчета и осмотр автомобиля в сумме 10000 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 297 руб., по оплате юридических услуг в размере 10000 руб., банковской комиссии за перевод денежных средств в размере 300 руб. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате падения дерева, растущего на территории, находящейся в постоянном бессрочном пользовании Управления Судебного департамента в Курской области по адресу: <адрес>, на принадлежащий ей автомобиль <...>, государственный регистрационный номер <...>, припаркованный во дворе дома по адресу: <адрес>, последний получил механические повреждения, что также подтверждено проведенной УМВД России по г. Курску проверкой. Согласно отчету независимого оценщика ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ сумма убытков в связи с повреждением транспортного средства составила <...> руб., стоимость расходов по составлению отчета и осмотру автомобиля -<...> руб., комиссия банка за перевод денежных средств - <...> руб.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец ФИО3 просит решение суда отменить, как незаконное, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права ввиду ненадлежащего извещения стороны истца о судебном разбирательстве ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие и в отсутствие ее представителя, что лишило их возможности предоставления доказательств по делу; выводы суда о неблагоприятных погодных условиях основаны на предполагаемом прогнозе ГУ МЧС и объяснениях свидетеля ФИО2 о том, что дерево упало вследствие сильного ветра, противоречат содержащимся в справке ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» сведениям, согласно которым скорость ветра составляла 2-3 м/с с порывами до 9 м/с.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.

С учетом уточнения исковых требований в суде апелляционной инстанции, истец ФИО3 просила взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта автомобиля <...>, государственный регистрационный номер <...>, в размере 109035, 50 руб.; стоимость УТС в размере 11970 руб.; стоимость услуг АНО «Центр Экологических Экспертиз» по составлению и доставке Заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ в размере 22100 руб.; стоимость банковских услуг в размере 663 руб.; стоимость расходов по составлению отчета и осмотру автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 руб.; стоимость комиссии за перевод денежных средств в размере 300 руб.; а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 297 руб., по доплате государственной пошлины в размере 323 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца ФИО3, извещенной о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом, не сообщившей о причинах неявки и не просившей об отложении слушания дела. Истец доверила представлять свои интересы ФИО4

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца ФИО3 – ФИО4, поддержавшего исковые требования и апелляционную жалобу, представителя ответчика Управления Судебного департамента в Курской области ФИО5, не признавшей иск и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившие вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 2).

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате падения ветки клена остролистного, который рос во дворе дома по <адрес>, автомобиль <...>, государственный регистрационный номер <...>, <...> года выпуска, принадлежащий ФИО3, получил механические повреждения; стоимость восстановительного ремонта данного транспортного средства согласно заключению эксперта ФБУ «Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ без учета снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа составляет <...> руб., с учетом снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа – <...> руб., величина утраты товарной стоимости – <...> руб. (л.д. 110-117).

Распоряжением ТУ Росимущества в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес>, находившийся в федеральной собственности, передан в собственность «Муниципального образования «Город Курск» (л.д. 76-79); согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен Управлению Судебного департамента в Курской области в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 74).

В целях приведения основных требований по ведению зеленого хозяйства и садово-паркового строительства в соответствие с действующими стандартами, нормами и правилами приказом Госстроя РФ от 15.12.1999г. № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, согласно которым оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами (п. 5.3).

Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке (п. 5.4).

Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.

Ежегодный плановый осмотр озелененных территорий проводится комиссией в составе главного (старшего) инженера эксплуатационной организации (председатель комиссии), мастера (техника), представителя общественности. При необходимости, если нужно установить причины появления дефекта насаждений и нужны специальные рекомендации по их устранению, в состав комиссии привлекаются эксперты-специалисты (п. 5.7).

Ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта (п. 5.8).

Ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре) проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.

По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях.

По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах.

Сведения о состоянии элементов благоустройства направляются в эксплуатационные организации, где принимаются необходимые оперативные меры. Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме (Приложение 9, форма 1) (п. 5.9).

Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (Приложение 9, форма 2) (п. 5.10).

Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденным Решением Курского городского Собрания от 21.05.2013г. № 22-5-РС (в редакции от 21.03.2017г.), действовавшим на момент возникновения спорного правоотношения, физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией или в соответствии с договором, предусматривающим такие обязанности согласно паспорту благоустройства объекта (п. 4.6.2.).

Лица, указанные в пункте 4.6.2. настоящих Правил, обязаны, в том числе, осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения (п. 4.6.5.).

Снос, обрезка и пересадка деревьев, кустарников, газонов, клумб, цветников, расположенных на земельных участках, собственность на которые не разграничена или являющихся муниципальной собственностью, осуществляется в порядке, установленном Администрацией города Курска, только на основании разрешения комитета экологической безопасности и природопользования города Курска в соответствии с решением комиссии по зеленым насаждениям. Самовольный снос и повреждение зеленых насаждений запрещены (п. 4.6.7.).

Аналогичные положения закреплены в Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 09.11.2017г. № 5-6-РС (вступивших в силу с 25.11.2017г.), предусматривающих, что физические и юридические лица, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также за которыми соглашениями закреплены прилегающие территории, или правообладатели объектов, для которых проектной документацией установлен участок благоустройства территории, проводят работы по созданию зеленых насаждений, в том числе подготовке территории, почв и растительных грунтов, посадочных мест, выкопке посадочного материала, транспортировке, хранению, посадке деревьев и кустарников, устройству газонов, цветников и прочих зеленых зон, а также по содержанию, сносу или пересадке зеленых насаждений в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999г. № 153, строительными нормами и правилами, санитарно-гигиеническими нормативами, документацией о градостроительном планировании развития территории, муниципальными правовыми актами в области охраны окружающей среды, благоустройства и озеленения, настоящими Правилами (п. 10.14.1.).

Порядок сноса (обрезки, пересадки) зеленых насаждений, в том числе попадающих на территорию застройки, прокладки подземных коммуникаций, дорог, установки линий электропередачи и других сетей и сооружений определяется правовыми актами органов местного самоуправления. Самовольный снос, обрезка, пересадка и повреждение зеленых насаждений запрещены (п. 10.15.3.).

Решением Курского городского Собрания от 19.07.2002г. № 195-2-РС «Об упорядочении работ по сносу и восстановлению зеленых насаждений на территории города Курска» утверждено Положение о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Курска, в Разделе I которого закреплено, что вопросы, связанные со сносом, пересадкой зеленых насаждений и оценкой восстановительной стоимости, решает комиссия по зеленым насаждениям (далее по тексту - Комиссия). Состав и порядок работы Комиссии определяется администрацией города Курска.

На Комиссию возлагается функция экспертной оценки необходимости сноса, сохранения или пересадки зеленых насаждений.

В Разделе II Положения предусмотрено, что заключение Комиссии и оценка восстановительной стоимости при вынужденном сносе зеленых насаждений фиксируются в Акте установленной формы согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Документом, дающим право на проведение работ, связанных с вынужденным сносом зеленых насаждений, в том числе в охранных зонах инженерных сетей и коммуникации, является разрешение установленной формы согласно приложению № 2 к настоящему Положению. Разрешение оформляется отраслевым (функциональным) органом Администрации города Курска по вопросам природных ресурсов и охраны окружающей среды при наличии акта обследования зеленых насаждений с положительным заключением Комиссии на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений и документов об уплате восстановительной стоимости. Разрешение на снос зеленых насаждений дается сроком до шести месяцев (п. 1).

Допускается проведение работ по вынужденному сносу зеленых насаждений без предварительного оформления разрешительных документов:

- при проведении неотложных аварийных ремонтно-восстановительных работ в границах охранных зон инженерных сооружений и коммуникаций;

- при сносе аварийных деревьев, угрожающих жизни и имуществу граждан, с последующим оформлением соответствующих документов в течение 10 дней. В данном случае заказчик перед сносом зеленых насаждений извещает отраслевой (функциональный) орган Администрации города Курска по вопросам природных ресурсов и охраны окружающей среды и в двухдневный срок подает заявку на снос зеленых насаждений в Комиссию (п. 6).

Постановлением Администрации г. Курска от 15.02.2012г. № 428 утвержден административный регламент комитета экологической безопасности и природопользования города Курска по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (обрезку, пересадку) зеленых насаждений, а также изъятие газонов в пределах городской черты», согласно которому данная муниципальная услуга предоставляется отраслевым органом Администрации города Курска - комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска (п. 1.3.1).

Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача (направление) заявителю разрешения на снос (обрезку, пересадку) зеленых насаждений и (или) изъятие газонов в пределах городской черты по форме, утвержденной приложением № 2 к Положению о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Курска, утвержденному решением Курского городского Собрания от 19.07.2002г. № 195-2-РС, действительного в течение 6 месяцев (п. 2.3.1).

Основанием для начала административной процедуры проведения экспертной оценки необходимости сноса (обрезки, пересадки) зеленых насаждений или изъятия газонов и составления акта обследования зеленых насаждений является поступление в комиссию по сносу зеленых насаждений документов заявителя на предоставление муниципальной услуги (п. 3.4.1).

В день проведения комиссионного обследования зеленых насаждений члены комиссии организованно выезжают на земельный участок согласно документам заявителя и проводят обследование и экспертную оценку зеленых насаждений (п. 3.4.5).

По итогам работы комиссии по сносу зеленых насаждений секретарь комиссии составляет акт обследования зеленых насаждений в одном экземпляре, который подписывается всеми членами комиссии по сносу зеленых насаждений и утверждается ее председателем (п. 3.4.7).

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления Судебного департамента в Курской области обратился в комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска с заявлением о выдаче разрешения на обрезку деревьев на территории Управления Судебного департамента в Курской области по адресу: <адрес>.

В связи с этим обращением, комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска организовал работу комиссии по зеленым насаждениям (л.д. 72) по указанному адресу в составе председателя – заместителя председателя комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска, членов комиссии: заместителя главы администрации Центрального округа - заместителя председателя комиссии, консультанта комитета экологической безопасности и природопользования г.Курска - секретаря комиссии, председателя земельного комитета г. Курска, главного специалиста-эксперта комитета экологической безопасности и природопользования г.Курска, председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, председателя комитета архитектура и градостроительства г. Курска.

По результатам обследования был составлен Акт обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, обследовав зеленые насаждения в связи с аварийным состоянием по <адрес> на территории Управления Судебного департамента в Курской области, комиссией дано заключение – разрешить снос двух деревьев: березы (сухой) и клена американского (л.д. 239-240).

В соответствии с данным Актом комитетом экологической безопасности и природопользования г. Курска выдано Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на снос двух деревьев (клен американский – 1, береза – 1) в связи с аварийным состоянием (л.д. 238).

На запрос суда апелляционной инстанции о предоставлении акта обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на обрезку зеленых насаждений (если разрешение выдавалось) (л.д. 235) комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в связи с обращением в апреле 2017 года начальника Управления Судебного департамента в Курской области по данному вопросу комитетом были подготовлены Акт обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ и Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ (на снос двух деревьев) (л.д. 237).

Таким образом, разрешение на обрезку деревьев при плановом весеннем осмотре ответчику не выдавалось.

Согласно сообщению ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от ДД.ММ.ГГГГ, по оперативным данным наблюдений аэрологической станции Курск ДД.ММ.ГГГГ минимальная температура воздуха составляла 13,3°С, максимальная 23°С; скорость ветра – 2-7 м/с, порывы до 9 м/с, дождь, гроза; количество осадков за сутки – 9,9мм (л.д. 70).

Вместе с тем, на основании информации, поступившей от ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС», ГУ МЧС России по Курской области было организовано оповещение населения Курской области о неблагоприятных метеорологических явлениях, ожидаемых ДД.ММ.ГГГГ, в виде сильного дождя, грозы, града, порывов ветра при грозе до 21 м/с (л.д. 68-69, 84-85).

ДД.ММ.ГГГГ произошел облом ветки дерева – клена остролистного, произраставшего на территории Управления Судебного департамента в Курской области по адресу: <адрес>, которая упала на припаркованный во дворе дома по <адрес> автомобиль истца и причинила ему механические повреждения.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления Судебного департамента в Курской области обратился в комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска за выдачей разрешения на снос аварийных деревьев.

После обследования Комиссией зеленых насаждений на территории Управления Судебного департамента в Курской области ДД.ММ.ГГГГ, был составлен Акт и дано заключение – разрешить снос семи деревьев, в том числе клена остролистного, причинившего механические повреждения автомобилю истца, который был снесен на основании Разрешения комитета экологической безопасности и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, выданного в соответствии с данным Актом.

Таким образом, на момент падения ветки дерева – клена остролистного, оно не было признано аварийным, не подлежало сносу; при плановом осмотре зеленых насаждений в апреле 2017 года Управлению Судебного департамента в Курской области уполномоченным органом разрешение на его обрезку не выдавалось.

В то же время, в соответствии с п. 4.6.7. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 21.05.2013г. № 22-5-РС (в редакции от 21.03.2017г.), действовавших на момент возникновения спорного правоотношения, самовольный снос и повреждение зеленых насаждений, то есть без разрешения комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, запрещены.

С доводами представителя истца о невыполнении ответчиком обязанностей по содержанию зеленых насаждений, что предусмотрено Правилами охраны и содержания зеленых насаждений в городе Курске, утвержденными постановлением главы администрации города Курска от 22.07.2003г. №1320, в частности, по надлежащему содержанию клена остролистного, ветвь которого упала на автомобиль истца, отсутствие паспорта на дерево, судебная коллегия согласиться не может, принимая во внимание, что представитель ответчика факт ненадлежащего ухода за зелеными насаждениями, находящимися на территории Управления Судебного департамента в Курской области, отрицает; данное дерево неоднократно осматривалось специалистами компетентных органов (комитета по экологической безопасности и природопользования города Курска, комитета лесного хозяйства Курской области) как в апреле 2017 года, так и в сентябре 2017 года, то есть в начале и по окончании вегетации, при этом больным или аварийным признано не было, что опровергает утверждение представителя истца о ненадлежащем уходе за ним.

При этом в силу п. 5.2. названных Правил паспортизации подлежат объекты (участки) зеленых насаждений (а не конкретное дерево); паспорта зеленых насаждений единой формы оформляются специализированным муниципальным унитарным предприятием, к каковым ответчик не относится.

Ссылка представителя истца на заключение специалиста в области дендрологических исследований АНО «Центр Экологических Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по представленным Заказчиком (ФИО3) фотофиксации дерева и справки о погодных условиях на день падения, с выводом о том, что основной причиной падения боковой ветки исследуемого дерева явилось прогрессирующее ослабленное состояние иммунитета на фоне возрастных признаков; дерево подлежало как минимум комплексу терапевтических мероприятий, направленных на укрепление иммунитета с обязательной плановой санитарной и омолаживающей обрезкой сухих веток в кроне и как максимум - удалению на основании порубочного билета, что не было своевременно сделано обслуживающей организацией, и довод о том, что ответчик указанные мероприятия не проводил, также не состоятельны, учитывая, что в силу п. 4.6.7. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 21.05.2013г. № 22-5-РС, действовавших в период возникновения спорного правоотношения, снос и обрезка деревьев, расположенных на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, каковым является земельный участок, находящийся у ответчика в бессрочном пользовании, осуществляется в порядке, установленном Администрацией города Курска, только на основании разрешения комитета экологической безопасности и природопользования города Курска в соответствии с решением комиссии по зеленым насаждениям, которым разрешение на обрезку либо снос клена остролистного, причинившего механические повреждения автомобилю истца, ответчику на его обращение в апреле 2017 года выдано не было.

При этом согласно п. 3.1.4.2. приказа Госстроя РФ от 15.12.1999г. №153, санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом.

Однако, по сообщению комитета лесного хозяйства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71), ДД.ММ.ГГГГ специалистом комитета лесного хозяйства с выездом на место был проведен осмотр дерева на территории Управления Судебного департамента в Курской области, в ходе которого установлено, что дерево здорово.

Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность (п. 3.1.4.4. приказа Госстроя от 15.12.1999г. №153).

Таким образом, омолаживающая обрезка предназначена для восстановления декоративных качеств дерева, однако доказательств тому, что дерево клена остролистного являлось утратившим декоративные качества, потому во время дождя с грозой и порывами ветра произошел излом ветви – материалы дела не содержат.

После падения ветви клена остролистного была нарушена целостность и симметрия дерева и на основании разрешения комитета экологической безопасности и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, выданного в соответствии с Актом обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ, оно было признано аварийным и снесено.

Поскольку достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что дерево клена остролистного, ветвь которого с учетом имевших место погодных условий сломалась и упала ДД.ММ.ГГГГ, являлось аварийным, ослабленным, подлежало сносу или обрезке, материалы дела не содержат, при этом осмотры зеленых насаждений в порядке, предусмотренном как федеральным, так и региональным законодательством, ответчиком были проведены, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины Управления Судебного департамента в Курской области в ненадлежащем содержании дерева, как основания для взыскания с него в пользу истца ущерба в порядке ст. 1064 ГК РФ.

Но ввиду того, что судом первой инстанции дело было рассмотрено в отсутствие истца ФИО3, не извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, решение суда на основании п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 7 февраля 2018 года отменить и принять новое решение:

«В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению Судебного департамента в Курской области о возмещении ущерба отказать».

Председательствующий:

Судьи: