ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-987/20 от 16.03.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2020 года по делу № 33-987/2020 (2-4680/2019)

Судья Матвеева Н.А.

УИД 04RS0021-01-2019-005285-54

поступило 10 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.

судей коллегии Холонгуевой О.Р., Кушнаревой И.К.,

при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании распоряжения незаконным по апелляционной жалобе представителя МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ» ФИО2 на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 декабря 2019 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Распоряжение от 16 октября 2019 года № 2849-ПСО об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...> признано незаконным. На МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 17 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» (далее – Комитет), в котором просила признать незаконным распоряжение от 16 октября 2019 года № 2849-ПСО об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <...>, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пользователем земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <...>. Распоряжением от 16 октября 2019 года № 2849-ПСО ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность бесплатно на том основании, что по сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» (далее – Агентство), данные о ФИО1 как о пользователе объекта, расположенного по адресу: <...> отсутствуют, а также по сведениям геоинформационной системы Гугл Планета Земля на дату 30 августа 2010 года на испрашиваемом земельном участке отсутствовал объект индивидуального жилищного строительства. С данным распоряжением истец не согласна, считая его незаконным, поскольку отсутствие изображения жилого дома на снимках на сервисе "Google Планета Земля" однозначно не подтверждает отсутствие жилого дома на указанную дату. Имеется технический паспорт, согласно которому техническая инвентаризация дома проведена 13 марта 2008 года.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что ранее она проживала по адресу: <...>. Дом сгорел, и она стала использовать земельный участок с условным адресом «ул. <...>», для размещения скота, впоследствии на участке был возведён жилой дом. Использовала земельный участок для проживания с 2006 года.

Представитель Комитета по доверенности (оборот л.д. 52) ФИО2, исковые требования не признала, посчитала технический паспорт, представленный истцом, недостоверным документом, суду пояснила, что Агентство, осуществляющее хранение документов технической инвентаризации, не подтверждает наличие технического паспорта на строение, расположенное на спорном земельном участке.

Районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Комитета ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение и оценку обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что в целях проверки подлинности указанного технического паспорта Комитетом, а также судом, направлялись запросы в Агентство. Согласно ответам Агентства, в его архиве отсутствует информация о строении, расположенном на спорном земельном участке. Отсутствие строения также подтверждается сведениями геоинформационной системы «Гугл Планета Земля», где по состоянию на 23 сентября 2009 года, на 30 августа 2010 года, на испрашиваемом земельном участке отсутствовал объект капитального строительства. «Гугл Планета Земля» находится в свободном доступе, независим от каких-либо административных органов, неподконтролен административным органам, что отвечает признакам допустимого доказательства. В связи с ведением единого кадастрового учета объектов недвижимости, копии технических паспортов на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, прошедшие технический учёт и техническую инвентаризацию до 1 апреля 2012 года, подлежали передачи органом технической инвентаризации в Росреестр и должны были быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Отсутствие государственного кадастрового учёта жилого дома по адресу: <...>, по мнению автора жалобы, также свидетельствует об отсутствии технической инвентаризации жилого дома на спорном земельном участке, а, значит, о недостоверности технического паспорта, наличие которого в архиве Агентства не подтверждено.

В заседании судебной коллегии представитель Комитета ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Истец ФИО1 против доводов апелляционной жалобы возражала.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях на неё.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ч. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Частью 19 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, указанным в ч. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), если субъектом РФ в соответствии с ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления гражданам, указанным в ч. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ

Закон Республики Бурятии от 16 октября 2002 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон РБ № 115-III) в редакции от 7 марта 2018 года, определяет случаи, условия и порядок предоставления бесплатно в собственность граждан земельных участков на территории Республики Бурятии, на которых имеются строения, возведенные до 31 декабря 2010 года.

Частью 1 ст. 1 Закона РБ № 115-III о бесплатном предоставлении земельных участков, определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе абзацем 1 подп. "д" п. 1, в соответствии с которым земельные участки могут быть предоставлены гражданам, имеющим эти участки в фактическом пользовании с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством РФ и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 этого же Закона, а также в случае отсутствия у граждан зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них.

Частью 3 ст. 1.2.1 Закона РБ № 115-III предусмотрено, что в случае обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 1 Закона дополнительно к документам, предусмотренным в ч. 2 настоящей статьи, прилагается один из ниже перечисленных документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года: домовая книга; документы об уплате земельного налога (платежей на землю); документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома (история домовладения) и включающие в себя указание на первичную техническую инвентаризацию объекта до 31 декабря 2010 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.2.1. Закона РБ № 115-III для приобретения гражданином, подпадающим под категорию граждан, указанных в ст. 1.1. настоящего Закона, осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

Уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. После чего заинтересованным гражданином обеспечивается выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, постановка участка на кадастровый учет.

Затем гражданином подается в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Уполномоченным органом принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч. 6 поименованной статьи Закона порядок и сроки принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка устанавливаются в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ.

В случае если заявление подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные частями 2 - 5 настоящей статьи, уполномоченный орган возвращает гражданину пакет документов без их рассмотрения почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 7).

Как указано в ч. 8 названной статьи основанием для отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО1 является пользователем земельного участка по адресу: <...>, и возведенного на нем жилого дома, в подтверждение чего в материалы дела представлен технический паспорт, составленный 13 марта 2008 года на жилой дом по указанному выше адресу.

17 сентября 2019 года ФИО1 обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...> на основании ст. 1 Закона РБ № 115-III.

Распоряжением Комитета от 16 октября 2019 года № 2849-ПСО ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно на основании п. 2 ч. 8 ст. 39.15, ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, и п. «д», ч. 1 ст. 1 Закона РБ №115-III, так как по сведениям Агентства данные о ФИО1, как о пользователе объекта по адресу: <...>, отсутствуют, а по данным системы «Гугл Планета Земля» на испрашиваемом земельном участке на дату 30 августа 2010 года отсутствовал объект индивидуального жилищного строительства.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял в качестве доказательства существования на спорном земельном участке жилого дома на дату – 31 августа 2010 года, технический паспорт, составленный по состоянию на 13 марта 2008 г.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, соответствуют представленным доказательствам при правильном применении норм материального права.

Закон РБ № 115-III позволяет муниципальному образованию предоставлять гражданам земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые самовольно заняты гражданами, при условии, что на земельном участке возведён жилой дом на дату - 31 декабря 2010 года, который используется для проживания таких граждан. Одними из документов, подтверждающих указанные обстоятельства, Закон называет документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома.

С 19 декабря 2000 года до 1 января 2013 года государственный технический учёт и технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществлялись в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года N 921.

Согласно указанному Положению инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилого строения оформлялись в виде технического паспорта. Объектам учета в установленном порядке присваивались инвентарный и кадастровый номера.

В соответствии с абзацем 3 п. 7 Положения технический паспорт являлся документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формировался и велся в установленном порядке Единый государственный реестр.

Пунктом 13 Постановления также предусмотрено, что технические паспорта, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда РФ и являются федеральной собственностью. В силу п. 15 Постановления документы об объектах капитального строительства предоставляются физическим и юридическим лицам организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Пунктом 18 указанного Постановления предусматривалось, что подлинники учетно-технической и иной документации хранятся в архивных фондах, гражданам выдаются только надлежащим образом заверенные копии и только органом, осуществляющим техническую инвентаризацию.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

Вместе с тем Инструкцией о проведении учёта жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 года N 37 (далее - Инструкция), определены порядок присвоения инвентарных номеров и способы хранения учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации (или копий с нее) на объекты жилищного фонда и другие объекты, учет которых ведется специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации - унитарными предприятиями, службами, управлениями, центрами, бюро, именуемыми - БТИ (абзац 3 п. 3 Положения о государственном учёте жилищного фонда в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301).

Согласно Инструкции на каждый объект технической инвентаризации составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело, поступающие в архив материалы на жилищный фонд регистрируются в инвентарных книгах, учёт домовладений, зданий и помещений (квартир) производится путем ведения реестра жилищного фонда, расположенного на обслуживаемой БТИ территории по форме согласно Приложению 5, записи в реестре ведутся по мере проведения технической инвентаризации, на каждое учётное домовладение составляется статистическая карточка.

В соответствии с Приложением 3 Инструкции самовольно возведенные строения подлежат технической инвентаризации с включением их в учетно-технические материалы по общим правилам.

Как видно из представленного ФИО1 технического паспорта на жилой дом по адресу: <...>, документ составлен 13 марта 2008 года, содержит подпись руководителя группы ФИО3, специалиста, проводившего инвентаризацию ФИО4, синюю печать филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Бурятия (подлинность подписей и печати подтверждено ФИО3, допрошенной в качестве свидетеля). Кроме того, в паспорте указан инвентарный номер, присвоенный объекту - ....

Судом апелляционной инстанции в Агентство и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Бурятия были направлены запросы о предоставлении инвентарного дела за № ....

В ответе на запрос Агентство сообщило, что такое инвентарное дело отсутствует. От филиала БТИ ответ не поступил.

Между тем, более полных сведений о том, что такой инвентарный номер присваивался какому-либо иному объекту недвижимости либо такой инвентарный номер не присваивался вообще, Агентством не представлено.

В письме Отделения по Республике Бурятия Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее – Отделение) от 16 декабря 2019 года сообщается, что собственником архива БТИ по состоянию на 1 января 2013 года является Республика Бурятия, а именно Минестерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Уполномоченным органом, которому передан архив, является Агентство. Хранение архивов технической документации и предоставление сведений из них осуществляло Отделение на основании договора хранения технической документации от 3 апреля 2017 года с Агентством. В соответствии с письмом Агентства от 20.01.2019 года № 15 архив подлежал возврату, в связи с чем с 25 марта 2019 года Отделение не уполномочено предоставлять информацию, связанную с техническими паспортами.

Между тем из письма не следует, что архив передан Агентству. Само по себе отсутствие сведений об инвентарном дела у Агентства, не свидетельствует о том, что инвентаризация дома ФИО1 не проводилась.

Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимания, пояснения свидетеля ФИО3, инженера производственного отдела Бюро технической инвентаризации, которая в судебном заседании подтвердила подлинность технического паспорта, составленного по состоянию на 13 марта 2008 года, и своей подписи в нём.

Заинтересованности свидетеля в исходе дела не установлено, в связи с чем представленный истцом технический паспорт является допустимым доказательством.

Ненадлежащее исполнение своих обязанностей по техническому учёту сведений об инвентаризации жилого дома ФИО1 не может влечь для последней негативных последствий в виде отказа в согласовании схемы расположения спорного земельного участка. Ни Агентство, ни БТИ не заявляло о том, что техническая инвентаризация жилого дома истца не проводилась.

В апелляционной жалобе представитель ответчика в подтверждение доводов об отсутствии технической инвентаризации до 1 апреля 2012 года жилого дома истца на спорном земельном участке ссылается на отсутствие государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.

Между тем, такое суждение основано на неправильном толковании закона.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013 года осуществляется единый государственный кадастровый учёт объектов капитального строительства на основании сведений о ранее учтённых объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений. Для этих целей организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации передают в органы кадастрового учёта копии технических паспортов зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ст. 45).

В силу ч. 7 ст. 45 Федерального закона N 221-ФЗ при отсутствии сведений и документов о ранее учтённом объекте недвижимости в составе государственного земельного кадастра, в составе учётно-технической документации об объектах государственного технического учёта и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учёта документации, сведения о таких ранее учтённых объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учёта на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом.

В соответствии с п. 3 ст. 1 поименованного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Дом, возведен ФИО1 на не предоставленном ей для этих целей земельном участке, и является самовольной постройкой, а по смыслу приведённых норм кадастровому учёту подлежат только объекты недвижимости, имеющие титульного владельца. Самовольно возведенные строения не являются объектом прав и ранее не подлежали государственному учёту. Поэтому отсутствие государственного кадастрового учёта жилого дома по адресу: <...>, не свидетельствует об его фактическом отсутствии на дату инвентаризации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, данные геоинформационной системы «Гугл Планета Земля», использованные по состоянию на 23 сентября 2009 года, на 30 августа 2010 года не могли являться основанием для отказа в предварительном согласовании схемы земельного участка и не являются достоверным доказательством отсутствия жилого дома на спорном земельном участке на дату, установленную Законом РБ № 115-III -31 декабря 2010 года.

Доказательств отсутствия дома на спорном земельном участке на 31 декабря 2010 года суду не представлено.

Кроме того в судебном заседании суда первой инстанции были допрошены в качестве свидетелей соседи истца - ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые подтвердили использование спорного земельного участка ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2010 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: