Судья Косарева Н.А. Дело № 33-988/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пономаревой А.В.
судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.
с участием прокурора Репиной В.К.
при секретаре Рогалевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 24 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики
на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 января 2014 года,
которым исковые требования прокурора <адрес> в интересах КМА к Управлению социальной защиты населения в <адрес>, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома, признании права на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома в размере 5 000 руб., удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления социальной защиты населения в <адрес>, Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении КМА единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признано за КМА право на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в размере 5 000 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., объяснения прокурора Репиной В.К., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах КМА, к УСЗН в <адрес>, УПФР в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным отказа ответчиков в предоставлении истцу единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, признании права на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома в размере 5 000 руб.
Требования мотивированы тем, что истец являлся собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проживал по указанному адресу, за счет собственных средств приобрел газовое оборудование и осуществил с его помощью газификацию жилого дома. Обратившись в УСЗН в <адрес> о предоставлении единовременной материальной помощи по возмещению расходов на газификацию жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 июня 2013 года № 260, получил отказ. Полагая данный отказ незаконным, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил суд:
- признать незаконным решения УСЗН в <адрес>, УПФР в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на заседании комиссии по организации социальной поддержки населения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № №), об отказе в предоставлении единовременной помощи КМА на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>;
- признать за КМА право на получение единовременной материальной помощи в размере 5 000 руб. на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора ХИР, истец КМА исковые требования поддержали.
Представитель ответчика – УСЗН в <адрес> – ГСМ с требованиями КМА не согласилась, указывая на то, что на момент обращения за получением материальной помощи истец собственником дома не являлся.
Представитель ответчика – УПФР в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики – САР с требованиями КМА не согласился, пояснил, что истцом не был представлен документ, подтверждающий право собственности на газифицированное жилье.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о неправильном применении судом норм материального права. Считает, что поскольку истцом не был представлен документ, подтверждающий его право собственности на газифицированный дом, отказ является законным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Репина В.К. поддержала доводы возражений.
Истец КМА, представители УСЗН в <адрес>, УПФР в <адрес> и <адрес> Удмуртской Республики в суд апелляционной инстанции не явились, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив решение суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, КМА является участником трудового фронта, имеет удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны» и является получателем пенсии по старости.
Ранее КМА являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В период с 2011 по 2012 годы КМА за свой счет, силами РОАО «ХХХ», произвел газификацию указанного жилого дома.
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ КМА подарил указанный дом КМА
ДД.ММ.ГГГГ КМА обратился в УСЗН в <адрес> с заявлением о предоставлении материальной помощи на газификацию указанного дома.
Решением комиссии по организации социальной поддержки населения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №), КМА отказано в предоставлении единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ввиду того, что данный дом не принадлежит истцу на праве собственности.
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 года N 456 утверждены Правила финансового обеспечения социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Данными Правилами определен порядок предоставления субсидий из бюджета Пенсионного фонда РФ бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (п.1 Правил).
В соответствии с п.9 Правил субсидии являются источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов РФ, в том числе на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 года N 456 Правительством Удмуртской Республики принято Постановление от 21 июня 2013 года N 260, которым утверждена социальная программа Удмуртской Республики «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и средств бюджета Удмуртской Республики на 2013 год» и Порядок оказания в 2013 году адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности».
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики по реализации указанной социальной программы на территории Удмуртской Республики (п.2 Постановления).
В соответствии с разделом IV Программы, механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике.
Мероприятия Программы по оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам осуществляются территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в соответствии с Порядком оказания в 2013 году адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденным данным постановлением.
В силу п.2 Порядка, право на получение единовременной материальной помощи имеют неработающие пенсионеры, проживающие на территории Удмуртской Республики и получающие трудовые пенсии по старости и (или) по инвалидности через органы Пенсионного фонда РФ, являющиеся лицами, проработавшими в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденными орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, приобретшие за счет собственных средств газовое оборудование в 2008 - 2013 годах и осуществившие с его помощью газификацию жилья (жилого помещения), принадлежащего им на праве собственности и являющегося местом их жительства, и не получавшие ранее адресную социальную помощь на газификацию из других источников.
Пунктом 5 Порядка установлены следующие виды товаров, работ и услуг по газификации, за которые выплачивается единовременная материальная помощь:
1) выдача технических условий на подключение и присоединение к газораспределительным сетям;
2) разработка проектно-сметной документации;
3) проведение строительно-монтажных работ по газификации жилья (жилого помещения);
4) приобретение газового оборудования (газового котла, газовой плиты, счетчика, системы автоматического контроля загазованности, стабилизатора напряжения, кранов, клапанов, штуцера, комплектующих материалов и др.), установка и подключение оборудования.
Единовременная материальная помощь оказывается один раз в размере стоимости фактически выполненных работ по газификации, но не более 5000 рублей (пп.4, 6 Порядка).
Единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам оказывается территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту их жительства. Для реализации мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам, в территориальных органах создаются комиссии по организации социальной поддержки населения (далее - Комиссия). В состав Комиссии включаются специалисты управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в городах и районах Удмуртской Республики (пп.7,8 Порядка).
Получение единовременной материальной помощи осуществляется в заявительном порядке, путем представления неработающим пенсионером в территориальный орган Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту его жительства заявления с приложением документов (раздел II Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец КМА является неработающим пенсионером, проживающим на территории Удмуртской Республики и получающим трудовую пенсию по старости через органы Пенсионного фонда РФ, относится к числу лиц лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, в период Великой Отечественной войны.
В 2011-2012 годах КМА приобрел газовое оборудование (котел, дымоходы, плита, счетчик и материалы для их установки и функционирования), силами филиала ХХХ» осуществил строительно-монтажные и пусконаладочные работы газового оборудования в принадлежащем ему жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Общая стоимость газового оборудования, работ по его установке и вводу в эксплуатацию составила более 5 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальный орган Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики – УСЗН в <адрес> с заявлением об оказании единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилья, однако получил отказ.
Таким образом, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что истец КМА в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Правительства Удмуртской Республики имеет право на получение единовременной материальной выплаты на частичное возмещение расходов по газификации жилья в размере 5 000 руб., и поскольку он в установленном законом порядке воспользовался этим правом путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту своего жительства, предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении указанной выплаты у ответчиков не имелось.
Восстановление нарушенного права КМА возможно не иначе как путем признания незаконным оспариваемого решения, и признания за истцом права на указанную выплату.
Доводы УПФР в <адрес> и <адрес> о том, что на момент обращения истец не являлся собственником газифицированного жилого дома, и им не был представлен документ, подтверждающий его право собственности, обоснованно отклонены судом.
Подп.6 п.10 Порядка установлена обязанность неработающего пенсионера для получения единовременной выплаты по представлению в территориальный орган по месту жительства документ, подтверждающий право собственности неработающего пенсионера на газифицированное жилье (жилое помещение), находящееся на территории Удмуртской Республики и являющееся местом его жительства.
Вместе с тем, право на получение единовременной выплаты имеют неработающие пенсионеры, отвечающие требованиям, указанным в п.2 Порядка. Данная выплата носит компенсационный характер и имеет своей целью частично возместить за счет государства понесенные неработающим пенсионером расходы на газификацию принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, где он проживает, для создания ему более комфортных и безопасных условий проживания.
При этом, Порядок не связывает возможность получения такой выплаты с наличием на момент обращения за ее получением права собственности на жилое помещение, в котором пенсионер установил газовое оборудование, если право на получение выплаты у него возникло ранее в соответствии с п.2 Порядка.
Поэтому последующее отчуждение пенсионером принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, где он за своей счет установил газовое оборудование, не является основанием для лишения его права на получение единовременной выплаты на частичное возмещение расходов по газификации жилья.
Таким образом, в подп.6 п.10 Порядка имеется в виду документ, подтверждающий право собственности неработающего пенсионера на газифицированное жилье, расположенное на территории Удмуртской Республики и являющееся местом его жительства, на момент установки газового оборудования, а не на момент обращения.
Иное означало бы произвольное лишение установленной законом меры социальной помощи, право на получение которой, гарантировано всем неработающим пенсионерам, отвечающим требованиям, указанным в п.2 Порядка.
Как следует из материалов дела, КМА в УСЗН <адрес> предоставлены документы, подтверждающие его право собственности на газифицированное жилье на момент установки газового оборудования (свидетельство о государственной регистрации права, договор дарения). Таким образом, документы, указанные в подп.6 п.10 Порядка КМА в УСЗН <адрес> были представлены.
Доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные ст.330 ГПК РФ основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи