Судья Горюшкина Н.В. дело № 33-9893/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Екатеринбург 07.06.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В. и Федина К.А., при секретаре Маршихиной И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 07.06.2018 гражданское дело
по иску Семеновой Елены Павловны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 13.03.2018.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Семенова Е.П. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с 26.05.2013 является получателем пенсии по старости. С 12.09.1997 она работает процедурной медсестрой в ФКУ «Исправительная колония № 12 ГУФСИН России по Свердловской области. 03.10.2017 Семенова Е.П. была награждена почетной грамотой ФСИН России. Решением ответчика от 26.10.2017 ей было отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку не учитываются знаки отличия министерств и ведомств, в которых правовыми актами предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Считает решение незаконным, поскольку выполняемая ею работа не может быть приравнена к военной службе.
С учетом изложенного просила суд признать незаконным решение № 27 от 26.10.2017 об отказе в предоставлении государственной услуги, возложить на ответчика обязанность включить её в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 13.03.2018 иск Семеновой Е.П. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание ее должностную инструкцию, не учел, что она не является аттестованным сотрудником, в связи с чем ее работа не относится к военной службе. Кроме того, согласно Приказа ФСИН № 770 от 23.12.2014 почетная грамота отнесена к ведомственной награде ФСИН. В связи с чем выводы суда о том, что почетная грамота не включена в список наград, дающих право на получение статуса «Ветеран труда», необоснованны.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 24.10.2017 истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», указав, что является получателем трудовой пенсии по старости, приказом ФСИН России от 20.02.2015 № 114-лс награждена почетной грамотой за достижение высоких показателей в служебной деятельности, усердие и профессионализм, проявленным при исполнении должностных обязанностей и в связи с празднованием дня работника уголовно-исполнительной системы.
Решением № 27 от 26.10.2017 № 74 Управлением социальной политики по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району ФИО1 отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с тем, что не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, действовавшего на дату обращения истца с заявлением в Управление) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 4 этой же статьи Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Свердловской области условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (с последующими изменениями).
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением в Управление) звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подп. 1 ч. 1 пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Председателем Правительства Российской Федерации;
3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральным прокурором Российской Федерации;
8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».
При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2004 № 317, определен перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба. В названный перечень включена и Федеральная служба исполнения наказаний.
С учетом изложенного, поскольку истец награжден ведомственным знаком отличия ведомства (ФСИН России), в котором предусмотрена военная или приравненная к ней служба, в силу п. 6 Положения с 01.01.2016 такой знак отличия не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда». Утверждение истца об обратном основано на неверном толковании указанной нормы.
Доводы истца в жалобе о том, что она не является аттестованным сотрудником, работает медицинской сестрой в системе ФСИН России, в связи с чем ее работа не может быть отнесена к военной службе, не могут повлечь отмены обжалуемого решения.
Для разрешения спора, вопреки доводам апеллянта, не имеет правового значения то обстоятельство проходил истец службу или работал по трудовому договору, поскольку норма Положения (п.6) не ставит невозможность учета при присвоении звания «Ветеран труда» знаков отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, в зависимость от того, проходило лицо, награжденное таким знаком отличия, службу в специальном звании или осуществляло работу в подведомственных органах и учреждениях по трудовому договору.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Управления во включении истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным, а решение суда об отказе в удовлетворении иска ФИО2 – законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, в силу чего правового значения не имеют.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 13.03.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий: | ФИО3 |
Судьи: | ФИО4 |
ФИО5 |