ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-989/19 от 11.02.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-989/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Галенко В.А.,

судей Федоровой Г.И., Сенотрусовой И.В.,

при секретаре Носаль М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 февраля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2018 года по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Брянцевой К. А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 8 и Управлению образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о взыскании заработной платы.

Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителя прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Советско-Гаванский городской прокурор обратился в суд в интересах Брянцевой К.А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 8 (далее также - МБДОУ Детский сад № 8) о взыскании заработной платы, указав, что истец работает у ответчика в должности <данные изъяты>. В нарушение требований трудового законодательства в 2017 году заработная плата истцу выплачивалась не в полном размере, поскольку минимальный размер оплаты труда истца при условии отработки нормы рабочего времени должен составлять не менее 24 816 рублей в месяц. На основании изложенного с учетом уточнения требований прокурор просил взыскать с МБДОУ Детский сад № 8 в пользу Брянцевой К.А. денежные средства за март-декабрь 2017 года в размере 16 921 руб. 51 коп. согласно представленному расчету исходя из того, что заработная плата истца до 01.07.2017 не могла быть менее 15 000 руб. в месяц, а с 01.07.2017 - менее 15 600 руб. в месяц,

Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены.

Суд взыскал с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 8 в пользу Брянцевой К. А. в счет недоплаченной за март-декабрь 2017 года заработной платы 16 921 рубль 51 копейку.

В апелляционной жалобе Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, полагая его принятым с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что в спорный период истцу правомерно выплачивалась заработная плата ниже установленного законом МРОТ с последующим начислением районного коэффициента и северной надбавки. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 29.04.2016 № 115-пр "Об установлении минимальной заработной платы в государственных казенных, бюджетных и автономных учреждениях Хабаровского края" по состоянию на спорный период на территории Советско-Гаванского муниципального района была установлена минимальная заработная плата в размере 12 408 рублей в месяц, что в суде оспорено не были. Из расчета заработной платы Брянцевой К.А., установленный размер оклада по занимаемой истцом должности в 2017 году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Однако размер выплачиваемой истцу заработной платы с учетом отработанного нормального количества рабочих часов согласно производительному календарю на 2017 год отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку истец отработала в спорном периоде не полностью, в связи с чем ее заработок может быть ниже минимального размера оплаты труда. Заработная плата истцу за этот период начислялась и выплачивалась в соответствии с количеством отработанных дней за каждый месяц и действующим на тот момент законодательством.

В суд апелляционной инстанции представитель прокурора с жалобой не согласилась, материальный истец, представители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 8, Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении жалобы извещены в порядке ст. 113 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеются доказательства, в том числе сведения с сайта Почта России о получении сторонами извещения о рассмотрении жалобы, уважительную причину неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не просили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанных лиц.

Рассмотрев дело, проверив материалы дела, выслушав представителя прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Брянцева К.А. на основании трудового договора от 01.03.2014 работает в МБДОУ Детский сад № 8 рабочим по комплексному обслуживанию здания.

<

Из ведомости о начислении истцу заработной платы в 2017 году следует, что в марте заработная плата истцу начислена в размере 6 768 рублей (за 12 дней), в апреле в размере 11 167 рублей 20 копеек (за 18 дней), в мае в размере 2 481 рубль 60 копеек (за 4 дня), в июне в размере 3 448 рублей (за 5 дней), в июле в размере 5 317 рублей 71 копейка (за 9 дней), в августе в размере 12 408 рублей (за 23 дня), за 11 дней сентября в размере 6 499 рублей 43 копейки, в октябре в размере 6 768 рублей (за 12 дней), в ноябре в размере 5 317 рублей 71 копейка (за 9 рабочих дней) и в декабре в размере 12 408 рублей за 21 день.

Образовательное учреждение, в котором работает истец, финансируется из бюджета муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края».

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что полномочные представители Хабаровского краевого объединение организаций профсоюзов, регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительства Хабаровского края, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", Законом Хабаровского края "О социальном партнерстве в сфере труда", учитывая социально- экономические условия в Хабаровском крае, 24.03.2016 заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, которым минимальный размер заработной платы в Советско-Гаванском районе установлен в размере 12 408 руб. В Соглашении указано, что стороны Соглашения договорились при установлении размера минимальной заработной платы в Хабаровском крае учесть особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока. Согласно п. 2 Соглашения, оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Хабаровского края, в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2016 года № 115-пр «Об установлении минимальной заработной платы в государственных казенных, бюджетных и автономных учреждениях Хабаровского края» в целях реализации Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края от 24 марта 2016 года с 01.04.2016 года работникам государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Хабаровского края расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включая Советско-Гаванский район, минимальная заработная плата установлена в размере 12 408 рублей в месяц. Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 04.05.2016 № 320 минимальная заработная плата работникам муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений муниципального района установлена в размере 12 408 рублей в месяц. Заработная плата истцу за заявленный исковой период выплачивалась исходя из размера, установленного региональным Соглашением и приведенными выше нормативными актами органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления. Вместе с тем, суд указал, что Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, Постановление Правительства Хабаровского края от 29.04.2016 № 115-пр и Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 04.05.2016 № 320 противоречат нормам трудового законодательства, поскольку в спорный период истцу выплачивалась заработная плата, ниже установленного законом МРОТ с последующим начислением районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем в силу ст. 5 ТК РФ к рассматриваемым правоотношения подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку установленный указанными нормативными правовыми актами минимальный размер оплаты труда на территориях Хабаровского края, и, в частности, на территории Советско-Гаванского муниципального района, не в полной мере обеспечивал уровень гарантий, установленный положениями ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ. Минимальный размер заработной платы истца до 01.07.2017 не мог быть менее 15 000 рублей, а с 01.07.2017 не менее 15 600 рублей, при условии, что истцом полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

С выводом суда судебная коллегия согласилась, так как он не противоречит закону и обстоятельствам дела.

В ч. 1 ст. 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях).

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

К местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отнесена территория Советско-Гаванского района Хабаровского края.

Полномочные представители Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов, регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительства Хабаровского края руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", Законом Хабаровского края "О социальном партнерстве в сфере труда", учитывая социально-экономические условия в Хабаровском крае, 24.03.2016 заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, которым минимальный размер заработной платы в Советско-Гаванском районе установлен в размере 12 408 рублей.

В Соглашении указано, что стороны Соглашения договорились при установлении размера минимальной заработной платы в Хабаровском крае учесть особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока.

Согласно п. 2 Соглашения, оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Хабаровского края, в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.04.2016 года № 115-пр «Об установлении минимальной заработной платы в государственных казенных, бюджетных и автономных учреждениях Хабаровского края» в целях реализации Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края от 24 марта 2016 года с 01.04.2016 работникам государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Хабаровского края расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включая Советско-Гаванский район, минимальная заработная плата установлена в размере 12 408 рублей в месяц.

Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 04.05.2016 года № 320 минимальная заработная плата работникам муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений муниципального района установлена в размере 12 408 рублей в месяц.

Таким образом, суд правильно указал, что Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, Постановление Правительства Хабаровского края от 29.04.2016 № 115-пр и Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 04.05.2016 года № 320 противоречат нормам трудового законодательства, поскольку в спорный период истцу выплачивалась заработная плата ниже установленного законом МРОТ с последующим начислением районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, в силу ст. 5 ТК РФ к рассматриваемым правоотношения подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку установленный указанными нормативными правовыми актами минимальный размер оплаты труда в территориях Хабаровского края, и, в частности, на территории Советско-Гаванского муниципального района, не в полной мере обеспечивал уровень гарантий, установленный положениями положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ.

Между тем, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.07.2018, районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях начисляются на заработную плату, минимальный размер которой установлен законом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о том, что районный коэффициент и надбавка к заработной плате за работу в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, которая без них должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 рублей, с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей.

При таком положении с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная заработная плата в размере 16 921 руб.51 коп. Так, за март 2017 года не доплачено 1 413,81 руб., где 15 000(МРОТ) : 22дн. (норма в месяц) х 12дн. (отработанных работником) – 6 768 руб. (полученная заработная плата работником), за апрель 2017 года – 2 332,80 руб., за май 2017 года – 518,40 руб., за июнь 2017 года – 123,42 руб., за июль 2017 года – 1 368 руб., за август 2017 года – 3 192 руб., за сентябрь 2017 год – 1 671,99 руб., за октябрь 2017 год – 1 741,09 руб., за ноябрь 2017 год – 1 368 руб., за декабрь 2017 года - 3 192 руб.

Иной расчет ответчика заработной платы истца за спорный период, указанный в апелляционной жалобе, который исходит из минимальной заработной платы, установленной в указанном районе, в размере 12 408 рублей в месяц, не заслуживает внимания, поскольку противоречит вышеуказанному федеральному закону.

В целом все доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, с выводом суда судебная коллегия согласилась. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Галенко В.А. Судьи Федорова Г.И.

Сенотрусова И.В.