Судья Селезнева О.В. Дело № 33-990/2018
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Адушкиной И.В., Елиной Т.А.,
при секретаре Ивашкиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 25 октября 2016 г. <№> ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с уменьшением общеустановленного возраста из-за отсутствия специального стажа работы в учреждениях образования. В специальный и общий трудовой стаж не засчитаны периоды нахождения в ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 5 января 1997 г. по 11 января 1997 г., с 4 января 1999 г. по 11 января 1999 г., с 5 января 2000 г. по 12 января 2000 г., с 3 января 2001 г. по 9 января 2001 г., в специальный и страховой стаж не засчитаны периоды нахождения в дополнительных отпусках за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 3 января 2002 г. по 10 января 2002 г., с 30 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 3 января 2003 г. по 6 января 2003 г., 8 января 2003 г., с 29 декабря 2003 г. по 31 декабря 2003 г., с 5 января 2004 г. по 8 января 2004 г., с 30 декабря 2004 г. по 31 декабря 2004 г., 5 января 2005 г., 6 января 2005 г., 8 января 2005 г., с 10 января 2005 г. по 11 января 2005 г., с 7 ноября 2005 г. по 13 ноября 2005 г., с 6 ноября 2006 г. по 12 ноября 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 11 ноября 2007 г., с 3 ноября 2008 г. по 9 ноября 2008 г., с 2 ноября 2009 г. по 8 ноября 2009 г. Считает отказ ответчика в назначении страховой пенсии по старости незаконным, поскольку в оспариваемые периоды времени она выполняла работу, связанную с обучением и воспитанием детей.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. <№> об отказе в назначении страховой пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный и общий трудовой стаж периоды нахождения в ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 5 января 1997 г. по 11 января 1997 г., с 4 января 1999 г. по 11 января 1999 г., с 5 января 2000 г. по 12 января 2000 г., с 3 января 2001 г. по 9 января 2001 г., включить в специальный и страховой стаж периоды нахождения в дополнительных отпусках за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 3 января 2002 г. по 10 января 2002 г., с 30 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 3 января 2003 г. по 6 января 2003 г., 8 января 2003 г., с 29 декабря 2003 г. по 31 декабря 2003 г., с 5 января 2004 г. по 8 января 2004 г., с 30 декабря 2004 г. по 31 декабря 2004 г., 5 января 2005 г., 6 января 2005 г., 8 января 2005 г., с 10 января 2005 г. по 11 января 2005 г., с 7 ноября 2005 г. по 13 ноября 2005 г., с 6 ноября 2006 г. по 12 ноября 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 11 ноября 2007 г., с 3 ноября 2008 г. по 9 ноября 2008 г., с 2 ноября 2009 г. по 8 ноября 2009 г., и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. с 6 декабря 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2018 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 считала решение суда незаконным и просила его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов работы в общий и специальный стаж. Периоды дополнительных отпусков не включаются в общий и специальный стаж, поскольку не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска не связано с выполнением трудовых обязанностей работником. Просила принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1 об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 06 декабря 2017 года ФИО1 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. <№> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Требуется 25 лет, имеется 24 года 09 месяцев 03 дня.
В специальный и общий трудовой стаж истца не засчитаны ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работающим в зоне с льготно-экономическим статусом с 5 января 1997 г. по 11 января 1997 г., с 4 января 1999 г. по 11 января 1999 г., с 5 января 2000 г. по 12 января 2000 г., с 3 января 2001 г. по 9 января 2001 г.
В специальный и страховой стаж истца не засчитаны периоды нахождения в дополнительных отпусках за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 3 января 2002 г. по 10 января 2002 г., с 30 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 3 января 2003 г. по 6 января 2003 г., 8 января 2003 г., с 29 декабря 2003 г. по 31 декабря 2003 г., с 5 января 2004 г. по 8 января 2004 г., с 30 декабря 2004 г. по 31 декабря 2004 г., 5 января 2005 г., 6 января 2005 г., 8 января 2005 г., с 10 января 2005 г. по 11 января 2005 г., с 7 ноября 2005 г. по 13 ноября 2005 г., с 6 ноября 2006 г. по 12 ноября 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 11 ноября 2007 г., с 3 ноября 2008 г. по 9 ноября 2008 г., с 2 ноября 2009 г. по 8 ноября 2009 г., поскольку предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на основании Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не связано с выполнением трудовых обязанностей работником. Суммы оплаты таких дополнительных отпусков не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Предусмотренные законом № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дополнительные отпуска предоставляются в качестве возмещения вреда и мер социальной поддержки, являющимися расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разрешая заявленные истцом требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части первой статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.Аналогичные требования предусматривались положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 указанного Закона).
По разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально - экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31-37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым п. Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне в льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что она 15 августа 1988 г. назначена учителем музыки Ялгинской средней школы, с 24 августа 2010 г. уволена по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, с 26 августа 2014 г. принята на должность заместителя директора по воспитательной работе, где работает по настоящее время.
За период работы истца Ялгинская средняя школа была преобразована в Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Ялгинский лицей», в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ялгинский лицей», со 2 марта 2010 г. - в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ялгинская средняя общеобразовательная школа».
Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, <№> от 19 января 2018 г. ФИО1 действительно работает постоянно и непосредственно полный рабочий день в МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» по настоящее время.
Согласно выпискам из приказов, ФИО1 в период с 5 января 1997 г. по 11 января 1997 г., с 4 января 1999 г. по 11 января 1999 г., с 5 января 2000 г. по 12 января 2000 г., с 3 января 2001 г. по 9 января 2001 г., с 3 января 2002 г. по 10 января 2002 г., с 30 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 30 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г., 3, 4, 5, 6, 8 января 2003 г., с 29 декабря 2003 г. по 31 декабря 2003 г., с 5 января 2004 г. по 8 января 2004 г., с 30 декабря 2014 г. по 31 декабря 2004 г., 5, 6, 8, 10, 11 января 2005 г., с 7 ноября 2005 г. по 13 ноября 2005 г., с 6 ноября 2006 г. по 12 ноября 2006 г., с 5 ноября 2007 г. по 11 ноября 2007 г., с 3 ноября 2008 г. по 9 ноября 2008 г., с 2 ноября 2009 г. по 8 ноября 2009 г. находилась в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» расположено в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Справкой <№> от 16 января 2018 г., выданной Администрацией городского округа Саранск в р.п. Ялга, подтверждается, что МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес> действительно находится в р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись истцу в спорные периоды в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периодов нахождения истца в дополнительных оплачиваемых отпусках в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона «О страховых пенсиях» в вышеназванный стаж, кроме периодов работы включаются, в том числе и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, независимо от оснований их предоставления и от факта уплаты работодателем за время таких отпусков страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом первой инстанции, и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом требований этой нормы судом обоснованно на ответчика была возложена обязанность назначить истцу пенсию со дня возникновения у нее соответствующего права, то есть с 6 декабря 2017 г.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа Пенсионного фонда в досрочном назначении страховой пенсии, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина