ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9911/17 от 05.12.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9911/2017 председательствующий судья суда первой инстанции Мазалова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.

судей Чистяковой Т.И., Мотиной И.И.

при секретаре Шкуренко А.А.

рассмотрела 05 декабря 2017 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной пенсии,

по апелляционной жалобе Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года,

заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР России в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии. С учетом уточнения иска истец просил признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы на Сакском химическом заводе с 01.06.1988 года по 31.06.1997 года, с 01.09.1997 года по 01.10.2000 года в качестве бойца газоспасателя, командира отделения ВГСВ.

В обоснование иска указал, что 21.12.2015 года он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости, так как проработала на работах с тяжелыми условиями труда в должности бойца-газоспасателя военизированного газоспасательного взвода более 12 лет 6 месяцев. Решением ответчика истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. В льготный стаж не были включены вышеуказанные периода работы, так как в предоставленных документах и справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, отсутствует возможность определения подтверждения занятости 80 % в качестве бойца-газоспасателя в связи с совмещением должности водителя.

С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным и полагает, что он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года иск ФИО1 удовлетворён, решение ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе РК от 21.03.2016 года № 194274 признано незаконным и отменено. На ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии старости периодов работы ФИО1 в должности бойца-газоспасателя, командира ВГСВ с 01.06.1988 г. по 31.06.1997 г., и с 01.09.1997 г. по 01.10.2000 г. на Сакском химическом заводе, а также возложена обязанность по назначению ФИО1 досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 г. №400-ФЗ с 21.12.2015 года.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель ответчика УПФР в г. Саки и Сакском районе Республики Крым Республики Крым судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав судью–докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" сохранило действие Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., - Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.

Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Минсоцздравразвития РФ от 31.03.2011 N 258н основным документом для назначения пенсии по старости является трудовая книжка. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на досрочное назначение страховой пенсии, то дополнительные документы не требуются.

Если по трудовой книжке невозможно определить характер деятельности, то к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.

Согласно ст. 6 ФКЗ N 6 от 21.03.2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.

При этом, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерацией в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Судом установлено, что с 02.04.1985 года ФИО1 был принят на работу в качестве бойца-газоспасателя в производстве бромметила, перекиси водорода, медного купороса военизированного газоспасательного взвода Сакского химического завода. 05.10.1985 года истец был допущен к самостоятельной работе бойцом-газоспасателем II класса, 01.07.1987 года присвоена квалификация бойца-газоспасателя первого класса военизированного газоспасательного взвода Сакского химического завода, 01.06.1988 года на истца возложены обязанности водителя оперативного автомобиля, 17.06.1990 года переведен командиром отделения ВГСВ с возложением обязанностей водителя, 01.10.2000 года уволен по собственному желанию, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д. 9-10).

21.12.2015 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 32-33).

Решением № 194274 от 21.03.2016 года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как специальный стаж работы по Списку №2 составил 03 года 02 месяца, общий страховой стаж - более 20 лет (л.д. 11).

Ответчиком в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии включены период работы истца в должности бойца-газоспасателя на Сакском химическом заводе с 02.04.1985 по 31.05.1988 г. (3 года 2 месяца) и отказано во включении в специальный стаж работы истца на должности бойца-газоспасателя, командир ВГСВ с возложением обязанностей водителя в том же предприятии с 01.06.1988 г. по 01.10.2000 г., по тем основаниям, что согласно Списков №1, №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет от 26.01.1991 г. № 10, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники постоянно занятые выполнением работ в течение полного рабочего дня, т.е. в предоставленных документах и справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, отсутствует возможность определения подтверждения занятости 80 % в качестве бойца-газоспасателя во время совмещения водителем.

В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), раздел Х11 в специальный трудовой стаж включается работа в должности командира, заместителя (помощника) командира, инструктора, бойцы 1 и 2 классов отряда, взвода, отделения и поста.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.

Разделом X «Химическое производство» Списка право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам военизированных и других газоспасательных подразделений (позиция 1754а -2110А030).

Из исторической справки б/н ГУП РК «Сакский химический завод» следует, что Сакский химический завод начал свою деятельность с 15.05.1944 года на основании Приказа по заводу №1. В результате переименовании указанный завод стал наименоваться: с 23.07.1957 года -Сакский бромный завод (Постановление №154 от 23.07.1957 года Управления машиностроительной, металлургической и химической промышленности Совета Народного хозяйства Херсонского экономического административного района), с 29.08.1960 года - Сакский химический завод (Приказ №169 Управления металлургической и химической промышленности Совета Народного хозяйства Крымского экономического административного района), с 23.03.1968 года Сакский химический завод им. 50- летия Советской Украины (Постановление Совета Министров УССР №95 от 23.02.1968 года), с 23.12.1991года – Сакский химический завод (Постановление Совета Министра химической промышленности УССР №50 от 23.12.1991гоад), с 11.01.1996года - Сакский государственный химический завод Министерства промышленности Украины ( Устав №430 от 11.01.1996 года), с 29.12.2014 года – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Сакский химический завод» (Приказ № 101 от 2.12.2014 года Министерства промышленной политики Республики Крым).

Из Устава Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Сакский химический завод» следует, что одним из видов деятельности предприятия является производство прочих основных неорганических химических веществ, производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов, производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки.

Из справки уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии №136 от 22.11.2000года следует, что на заводе действовало химическое производство бромсоли, медного купороса, бромметила, перекиси водорода, перманганата калия.

Согласно спискам производств, рабочих мест, профессий, должностей Сакского химзавода, подтверждающих право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2, указаны следующие должности – командир отделения, боец-1го класса и боец-2го класса (л.д. 23-31).

Из представленных доказательств следует, в штатном расписании Сакского завода был предусмотрен военизированный газоспасательный отряд, в котором предусмотрены должности командира отделения, газоспасателя, командира пункта, инструктора профилактики, бойца первого и второго класса. Работники, занимающие данные должности в соответствии со списком N 2 имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как работники, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (код 2110А030-1754а), как работники военизированного газоспасательного подразделения химического производства.

В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а иные документы предоставляются при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.

По смыслу письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года № 06/12600, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списком 2, утверждённым Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или Постановлением КМ СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавший до 1 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Таким образом, определённые периоды работы могут включаться в специальный стаж без дополнительного подтверждения, если наименование должности отражено в трудовой книжке и прямо предусмотрено Списком, а наименование организации позволяет определить характер выполняемых работ.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5, п.14 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О Государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015, в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, такие периоды работы подтверждаются документами.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами на основании первичных документов соответствующего периода времени (приказов, лицевых счетов, ведомости на выдачу заработной платы и др.)

Доводы ответчика о наличии у истца совмещения профессий бойца газоспасателя и водителя, не подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 Кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Содержание справки №30 от 26.10.2015 года, № 139 от 22.11.2000года указывает на занятость истца в течение полного рабочего дня.

Из лицевых счетов по расчету заработной платы истца за период с 1985 года по 2000 год также следует о занятости истца полный рабочий день, а так же подтверждается отсутствие совмещение профессий, должность истца указана как «боец», «боец-газоспасатель», «командир отделения» (л.д. 41).

Согласно справке № 1 от 10.02.2017 года, уточняющей особый характер работ, формы Т-2, сведений о совмещении должностей не имеется (л.д. 54).

Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательств совмещения истцом должности водителя справку № 30 от 26.10.2015 года, так как совмещение должностей не подтверждается первичными документами – лицевыми счетами за период с 1985 года по 2000 год.

Факт занятости истца в спорные периоды на работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение более 80% рабочего времени, то есть полный рабочий день, установлен в суде первой инстанции с учетом пункта 2 части 1, части 2 статьи 51 КЗоТ Украины, действовавших на территории Крыма в период времени с 1988 по 2001 годы, ст.ст. 92, 94 Трудового кодекса РФ, Переченя производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на сокращённую продолжительность рабочего времени утверждается в порядке, установленном законодательством, с учетом подраздела «Вспомогательные цехи и службы, обслуживающие химические производства» раздела X «Химические производства» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" утверждённого Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, действовавшим и на территории Крыма, ст. 103 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Согласно данных, занесенных работодателем в лицевые счета, где в графах № 2 «Отработ.дни/часы» указывалось отработанное время помесячно в часах и днях; в часах и сменах; только в днях; только в сменах, в спорные периоды истцом выполнялась ежемесячная норма работы в режиме полного рабочего времени.

Работодатель, выдавая истцу уточняющую справку о характере работы и условиях труда, руководствовался имеющимися в его распоряжении документами, содержащими информацию об оплате труда истца (архивная справка о заработной плате за период с 02.04.1985 по 01.10.2000 г.г.), о предоставляемых ему отпусках (архивная справка из приказов по личному составу), об объеме выполняемой им работы (личные карточки формы Т2, ЕТКС№ 2), которые в совокупности свидетельствуют о занятости истца полный рабочий день на работах с тяжелыми условиями труда, что также подтверждается лицевыми счетами по расчетам заработной платы, которые не противоречат уточняющей справке от 10.02.2017 г.№ 1.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод представителя ответчика о необходимости предоставления первичных документов- табеля учета рабочего времени для подтверждения работы истца в течение семичасового рабочего дня.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами, так как нормами пенсионного, трудового законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность работодателя при выдаче уточняющих справок о характере и условиях труда, руководствоваться только табелями учета рабочего времени.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Во время рабочего дня (смены) отделение газоспасателей осуществляло мероприятия на своих рабочих местах, действовавшие инструкции требовали возложения обязанностей водителя оперативного автомобиля на другого бойца отделения для экстренной замены выбывшего штатного водителя из-за повреждения здоровья в момент проведения аварийно-спасательных работ, а в течение рабочего времени по основной должности в течение рабочего дня.

Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что в спорный период истец работал полный рабочий день без совмещения профессий, в химическом производстве, что предусмотрено Списком 2, соответственно, в специальный стаж для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости, кроме признанного ответчиком с 02.04.1985 года по 31.05.1988 года стажа в размере 03 лет 01 месяца 29 дней, подлежат включению периоды работы истца с 01.06.1988 года по 31.06.1997 года (09 лет 01 месяца 00дней), с 01.09.1997 года по 01.10.2000 года ( 03 лет 01 месяца 01 дней), всего 15 лет 04 месяца 00 дней, что превышает требуемую продолжительность стажа, необходимую истцу для назначения досрочной пенсии, т.е. более 12 лет 6 месяцев.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Установив наличие у истца требуемого специального стажа работы, характер и условия которой нашли подтверждение в судебном заседании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения ответчика №194274 от 21.03.2016 года об отказе ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, возложив на пенсионный орган обязанность по включению спорных период в специальный стаж истца и назначить ему досрочную пенсию с момента обращения - 21.12.2015 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции были в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Так же судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину, которая должна быть оплачена при подаче апелляционной жалобы.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указывает, что согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При обращении с апелляционной жалобой Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки Республики Крым не уплачена государственная пошлина в размере 3000,0 рублей.

С учетом ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины устанавливается в пропорции от размера пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что по отношению к организациям составляет 6000,0 рублей, в связи с этим с подателя жалобы Государственного учреждения - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым подлежит взысканию в местный бюджет сумма государственной пошлины в размере 3000,0 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым – без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000,00 рублей.

Председательствующий судья: С.В. Лозовой

Судьи: Т.И. Чистякова

И.И. Мотина