ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9924/18 от 04.10.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Семенихина О.Г.

Докладчик: Никифорова Е.А. Дело № 33-9924/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Дроня Ю.И.,

судей Давыдовой И.В., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Тарасовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 04 октября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Балуевой Е.В. на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 25 мая 2018 г., которым в удовлетворении исковых требований Балуевой Екатерины Владимировны отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., пояснения сторон,

У С Т А Н О В И Л А:

Балуева Е.В. обратилась в суд с иском к Сети туристических услуг «Мой горящий тур», ИП Миндюку Антону Васильевичу, Компании Библио-Глобус, ООО «КРИСТЕР», САО «ВСК» о защите прав потребителя, и просила расторгнуть договор на оказание услуг с существенными недостатками, взыскать в пользу истца уплаченные денежные средства в размере 258 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы, штраф в размере 50 % от присужденной суммы за неудовлетворение законных требований потребителя.

В обоснование иска указано, что 15.10.2017 между истцом и Сетью туристических бюро «Мой горящий тур», ИП Миндюк А.В. заключен договор о реализации туристского продукта на сумму 135 500 рублей (для истца, ее супруга и сестры супруга) и ранее ДД.ММ.ГГГГ на сумму 122 500 рублей (для матери и тети истца). Туроператором являлось ООО «КРИСТЕР».

Предметом договора являлось оказание туристических услуг - перевозка и размещение семьи Балуевой Е.В. в Турции, курорте Кемере в отеле Palmet Resort Hotel 5* по системе UAI (ультра все включено). Истец обязательства по оплате выполнила в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ родственники истца Б.Н.Р. и М.Л.Р.P. по приезду в отель отметили недостатки в виде грязных полотенец в номере, пахнущих рыбой, а также неосуществление ремонта в отеле длительное время.

Истец, приехав ДД.ММ.ГГГГ в отель, обнаружила следующие недостатки: грязь в отеле, протекание потолка, грязные стекла и лифт, потертые предметы мебели, плесень на стенах, отслаивающиеся обои; скудное питание, отсутствие соков, нехватка молока и пакетированного чая, продукты низкого качества, обнаружение инородного тела в виде металлического кусочка от губки для чистки в еде, недостаток алкоголя и ненадлежащее качество последнего; недостаток ассортимента товаров в баре у бассейна, закрытие последнего в последующем, что привело в необходимости приобретения продуктов питания и алкоголя в магазине Migros.

Кроме того, обслуживание персонала было ненадлежащего качества. За период пребывания в отеле истец была вынуждена несколько раз переезжать в иные номера, помощь при переезде предложена не была. При разговорах с постояльцами персонал позволял себе вольности, разговаривал на повышенных тонах, запрещал фотографировать еду. Салфетки, стаканы и приборы подавались на стол в грязном виде. Телевизор в номере не работал. Анимация отсутствовала.

Владелец отеля и его персонал завтракали, обедали и ужинали в одном зале совместно с отдыхающими, в результате чего персонал покидал свои рабочие места, забыв про нужды отдыхающих.

Руководство отеля парковало свои личные автомобили, затрудняя проход отдыхающим к отелю. Один из лифтов отеля не работал.

По приезду в отель ДД.ММ.ГГГГ истец сообщила менеджеру по туризму «Мой горящий тур» о желании сменить отель, был лучен совет обратиться к гиду в отеле. Гид предложил вариант замены отеля с доплатой 300 долларов за номер, что истца не устроило по материальным причинам.

По мнению истца, ответчиком допущено существенное отступление от условий договора на оказание туристской услуги, истцу и ее семье услуга была оказана с существенными недостатками, что повлекло нравственные страдания.

В досудебном порядке спор не урегулирован, денежные средства не возвращены, в связи с чем, истец обратилась в суд с иском.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Балуева Е.В. не согласна, просит решение отменить и принять новое об удовлетворении иска.

Также изложена просьба о приобщении доказательств и допросе свидетелей.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что выводы суда основаны на распечатках сайтах, где указана информация о питании «все включено», тогда как турпродукт приобретен по системе «ультра все включено».

Свидетельство объекта туристической деятельности переведенного на русский язык якобы подтверждающие классификацию отеля, является подложным.

В жалобе приведены доводы о несогласии с оценкой судом представленных доказательств, в частности указано, что суд не исследовал фото и видео материалы, отказал в удовлетворении ходатайства о направлении судебного поручения о допросе свидетеля Н.Ю.О.

Кроме того, автор жалобы указывает на то, что при выборе отеля решение было принято на основании информации о том, что по системе UAI (ультра все включено) включает в себя предоставление алкогольных напитков местного и иностранного производства в неограниченных количествах. В установленные отелем часы.

Суд не исследовал термин «5* по системе UAI (ультра все включено)». Состояние отеля, система обслуживания, количество блюд, время питания, ассортимент и качество алкогольной продукции для территории Турции.

Суд не уделил должного внимания изучению информации на сайте туроператора Библио-Глобус, ООО "КРИСТЕР" https://www.bgoperator.ru/.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.

Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за не*|рЙЬлнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Последствия неисполнения данной обязанности установлены в ст. 12 данного Закона, в силу которой если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги ), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 14.10.2017 между Балуевой Е.В. (Заказчик/турист) и ИП Миндюк А.В. (торговая марка «Мой горящий тур») (агент у туроператора ООО «Кристер») заключен договор о реализации туристского продукта / evropa_nsk. (л.д.9-19)

Согласно п. 1.1 договора турагент действует от своего имени, но за счет и по поручению туроператора ООО «Кристер». Турагент принял на себя обязательство забронировать и предоставить туристский продукт (авиаперелет, проживание, услуги гида, медицинскую страховку, трансфер) и/или иные услуги, оказанные Бюро (различные информационные услуги), которые турист/заказчик выбрал через туроператора ООО «Кристер».

По договору турагент организовал туристическую поездку в Турецкую Республику <адрес> для двух взрослых человек- для Б.Н.Р. и М.Л.Р. на следующих условиях: количество туристов-2 человека; страна - Турецкая Республика, <адрес>; сроки путешествия 19 ночей с 14.10.2017-02.11.2017; маршрут (чартерный рейс): Новосибирск-Анталья-Новосибирск; отель: Palmet Resort Hotel 5*; трансфер: аэропорт - отель- аэропорт. (л.д.9).

Стоимость тура составила 122 500 рублей (п.2.1 договора).

Кроме того, 15.10.2017 между Балуевой Е.В. (Заказчик/турист) и ИП Миндюк А.В. (торговая марка «Мой горящий тур») (агент у туроператора ООО «Кристер») заключен договор о реализации туристского продукта / evropa nsk. (л.д.20-30)

Согласно п. 1.1 договора турагент действует от своего имени, но за счет и по поручению туроператора ООО «Кристер». Турагент принял на себя обязательство забронировать и предоставить туристский продукт (авиаперелет, проживание, услуги гида, медицинскую страховку, трансфер) и/или иные услуги, оказанные Бюро (различные информационные услуги), которые турист/заказчик выбрал через туроператора ООО «Кристер».

По договору турагент организовал туристическую поездку в Турецкую Республику <адрес> для трех взрослых человек - для Балуевой Е., Т.А. и Т.А. на следующих условиях: количество туристов-3 человека; страна - Турецкая Республика, <адрес>; сроки путешествия 19 ночей с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; маршрут (чартерный рейс): Екатеринбург- Анталья- Екатеринбург; отель: Palmet Resort Hotel 5*; трансфер: аэропорт - отель- аэропорт. (л.д.20).

Стоимость тура составила 135 300 рублей (п.2.1 договора).

Непосредственным исполнителем услуг, в соответствии с разделом 4 договоров реализации туристских продуктов, является туроператор ООО «КРИСТЕР».

Обязательства истца по оплате туристского продукта в сумме 135 000 рублей и 122 500 рублей были исполнены в полном объеме, что подтверждается туристскими путевками серии ТП* и серии ТП* (л.д.31-32) и не оспаривается сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ ООО «Библио-Глобус Оператор» через систему онлайн бронирования от ИП Миндюк А.В. поступили заявки на организацию туристских поездок, а именно: - заявка включала в себя услуги по размещению туристов М.Л.Р., Б.Н.Р. в отеле Palmet Resort Hotel 5* в номере категории Стандарт по системе питания UAI (ультра все включено) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трансфер по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, услуга медицинского страхования. От имени и по поручению клиентов был заключен договор перевозки между туристами и перевозчиком (ст.786 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ) путем оплаты и приобретения билетов на имена туристов, указанных в заявке на бронирование, на рейсы по маршруту Новосибирск-Анталия-Новосибирск.

Заявка включала в себя услуги по размещению туристов Т.А. и Балуева Е. в отеле Palmet Resort Hotel 5* в номере категории Стандарт по системе питания UAI (ультра все включено) в период с 23.10.2017 по 07.11.2017, трансфер по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, услуга медицинского страхования. От имени и по поручению клиентов был заключен договор перевозки между туристами и перевозчиком (ст.786 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ) путем оплаты и приобретения билетов на имена туристов, указанных в заявке на бронирование, на рейсы по маршруту Екатеринбург- Анталия- Екатеринбург.

Заявка включала в себя услуги по размещению туристов Т.А. в отеле Palmet Resort Hotel 5* в номере категории Стандарт по системе питания UAI (ультра все включено) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трансфер по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, услуга медицинского страхования. От имени и по поручению клиентов был заключен договор перевозки между туристами и перевозчиком (ст.786 ГК РФ, ст. 103 ВК РФ) путем оплаты и приобретения билетов на имена туристов, указанных в заявке на бронирование, на рейсы по маршруту Екатеринбург- Анталия- Екатеринбург.

Вышеуказанные заявки турагент ООО «Библио - Глобус Оператор» в целях исполнения взятых на себя обязательств по агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Кристер», передало последнему для последующего бронирования туристского продукта.

С учетом запрашиваемого комплекса услуг, входящих в состав туристского продукта, стоимость туристского продукта по заявке составила 115 934, 78 рублей; по заявке , 26 рублей, по заявке , 90 рублей.

ИП Миндюк А.В. на счет ООО «Библио-Глобус Оператор» перечислил в счет оплаты тура , 26 рублей, в счет оплаты тура , 66 рублей, дополнительно произведен денежный перезачет оставшейся суммы 13 588, 24 рублей, в счет оплаты тура , 78 рублей, что подтверждается платежными поручениями , , .

ООО «Кристер» заявки были подтверждены, во исполнение обязательств забронировало наземное обслуживание: проживание в номере категории STANDARD в отеле «Palmet Resort Hotel 5*» на базе питания по системе «ультра все включено», групповые трансферы по маршруту аэропорт - отель - аэропорт, а также медицинское страхование туристов.

Кроме того, ООО «Кристер» от имени и по поручению клиента заключило Договор перевозки между туристом и перевозчиком (ст. 786 ГК РФ, 103 ВК РФ) путем приобретения авиабилетов на имя всех туристов, указанных в заявке на бронирование, на рейс по маршруту Новосибирск-Анталия-Новосибирск и Екатеринбург- Анталия- Екатеринбург.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

По доводам истца услуги, входящие в туристский продукт, были оказаны ненадлежащего качества, в связи с чем, истец обратилась к турагенту с претензией, в которой просила уменьшить цену оказанной услуги на 50 % либо предоставить оплаченный тур на 2 человек на сумму 129 000 рублей, возместить убытки, понесенные в связи с необходимостью оплачивать трехразовое питание и алкоголя на 5 человек в сумме 8 400 рублей, компенсировать моральный вред в размере 50 000 рублей. В добровольном порядке требования истца турагентом удовлетворены не были.

Доказательств направления истцом туроператору претензии истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, оценив предоставленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что туроператором, турагентом требования вышеуказанных правовых норм о предоставлении истцу обязательной, полной и достоверной информации о туристском продукте исполнены, а несогласие истца с качеством оказанных услуг основано на ее субъективном понимании уровня данного качества, тогда как в силу договора об оказании туристских услуг, исполнитель услуги не несет ответственности за несоответствие туристского обслуживания ожиданиям заказчика и его субъективной оценке, исходя из того, что ответчиком представлено свидетельство объекта туристической деятельности, переведенное на русский язык переводчиком О.А.С., которое подтверждает классификацию спорного отеля «Palmet Resort Hotel 5*» к классу 5 звезды, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ООО «Кристер», согласно концепции отеля в нем имеются три бара: Pool Bar, Lobby Ваг и Blue Ваг. На ресепшене отеля размещена информация следующего содержания: «В случае не подходящих погодных условий обслуживание клиентов данного бара производится в Лобби баре». Единой классификации и определения системы обслуживания «Ультра Все включено» в указанном отеле не имеется. Напитки, которые включены в систему обслуживания: ракия, джин, водка, коньяк, пиво, ликеры, белое и красное вино, алкогольные коктейли, кола, фанта, спрайт, вода, минеральная вода, холодный чай, безалкогольные коктейли, айран, капучино, эспрессо, кофе, турецкий кофе, травяные чаи, турецкий чай, горячий шоколад. В период пребывания туристов по искомым заявкам в отделе отдыхали еще 197 туристов из России - претензий на условия проживания в отеле, питание и обслуживание не поступало.

Предоставленные истцом фотоматериалы (л.д.44-61) судом не приняты в качестве допустимого доказательства, поскольку установить где, когда, кем и при каких обстоятельствах они были сделаны, не представляется возможным, из содержания представленных фотоматериалов безоговорочно не следует, что на них изображены фрагменты отеля, в котором проживала истец.

Также судом отмечено, что информация, указанная на официальном сайте туроператора о данном отеле, совпадает с фактически оказанными истцу услугами, поскольку на сайте туроператора указано, что отель 2008 года постройки, информации о наличии ремонта в данном отеле не имеется, следовательно, в совокупности с имеющимися на сайте отзывами других туристов, посетивших данный отель, находящихся в открытом доступе в совокупности с информацией о годе строительства отеля, наличие местами отклеившихся обоев и сколов на предметах мебели, лифте, равно как и не новые столовые приборы и салфетки - совпадает как с представленной туроператором информацией.

Доводы истца о том, что в отеле не работал телевизор, а анимация отсутствовала, в еде имелись инородные предметы, судом также не приняты, так как доказательствами в порядке ст. 56 ГПК РФ не подтверждены, а ссылки на размещение транспортного средства перед входом в отель, употребление пищи персоналом, собственником отеля в одном зале совместно с отдыхающими, не свидетельствуют о предоставлении услуг ненадлежащего качества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Суд пришел к верному выводу о том, что акт проживания истца с родственниками на протяжении 15 ночей и 19 ночей соответственно в отеле, сам по себе является доказательством надлежащего оказания ответчиком услуги по проживанию в отеле, входящей в комплекс туристских услуг, приобретенных истцом. Какие-либо претензии в адрес туроператора о наличии недостатков от истца и других лиц, использующих туристский продукт, не направлялись. Все указанные в договорах о реализации туристского продукта услуги по перевозке, размещению и питанию ответчиками оказаны в полном объеме.

При таких обстоятельствах требования Балуевой Е.В. о расторжении договоров и взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 258 000 рублей, штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов не подлежали удовлетворению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую суд дал исследованным по делу доказательствам. Между тем, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Вопреки доводам апеллянта информация о типе питания «все включено» соответствует сведениям, содержащимся в свидетельстве на объект туристической деятельности, выданном уполномоченным органом Турецкой Республики. При этом единой классификации и определения системы обслуживания «ультра все включено» в указанном отеле не имеется.

Ссылки апеллянта на отказ суда первой инстанции в направлении судебного поручения о допросе свидетеля Н.Ю.О. не влияют на законность и обоснованность принятого решения, поскольку в силу п. 2 ст. 56, п. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие доказательства имеют значение для дела, а также определяет достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Судебная коллегия также не усмотрела оснований для допроса указанного свидетеля, поскольку указанное ходатайство заявлено для подтверждения факта несоответствия оказываемых отелем услуг системе обслуживания и питания 5-звездочного отеля, что является субъективной оценкой свидетеля. Также не установлено оснований для приобщения новых доказательств, а именно отзывов отдыхающих об отеле, поскольку указанные доказательства являются субъективной оценкой, и не позволяют точно определить период проживания.

С учетом изложенного, обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным. При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 25 мая 2018 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Балуевой Е.В. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: