ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-992/2014 от 26.06.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

  Судья Никитина М.В. Дело № 33-992/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Петропавловск-Камчатский 26 июня 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

 председательствующего Вереса И.А.,

 судей Слободчикова О.Ф. и Керносенко Е.В.,

 при секретаре Аленевской А.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Камчатского транспортного прокурора Новицкого М.А. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 23 апреля 2014 года, которым постановлено:

 В удовлетворении искового заявления Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Оссора» территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами указанного филиала аэропорта, отказать.

 Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., возражения на доводы апелляционного представления представителя ФКУ «Аэропорты Камчатки» Ефимовой К.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами филиала «Аэропорт Оссора» в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

 В обоснование заявленных требований указал, что за пределами филиала «Аэропорт Оссора» ФКП «Аэропорты Камчатки» расположен 1 объект управления воздушным движением и навигации, однако вопреки требованиям п. 21 ФАП-142, п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897 нарядами службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Оссора» ФКП «Аэропорты Камчатки» обязанность по патрулированию территории объектов управления воздушным движением и навигации не выполняется. Следовательно, авиационная безопасность, охрана жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращение возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации ФКП «Аэропорты Камчатки» не обеспечены.

 В письменном заявлении от 3 апреля 2014 года прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Оссора» территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами указанного филиала аэропорта.

 В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г., с учётом указанных уточнений, поддержал заявленные требования.

 Представители ответчика Камгазов А.М. и Лиханов Ю.В. возражали по существу заявленных прокурором требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

 Представитель третьего лица ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Камчатаэронавигация» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению.

 Рассмотрев дело, суд вынес указанное решение.

 В апелляционном представлении Камчатский транспортный прокурор просит решение суда отменить, обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Оссора» территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция) филиала «Камчатаэронавигация» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», расположенного за пределами указанного филиала аэропорта.

 В отзыве на апелляционное представление представитель ФКП «Аэропорты Камчатки» Журавлёв А.Ю., указывая на соответствие решения суда первой инстанции нормам закона, просит апелляционное представление оставить без удовлетворения, решение без изменения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Согласно п. 1, 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами, авиационная безопасность обеспечивается, среди прочего, посредством - реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер (п. 4, 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).

 Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года № 142, (далее - Правила) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (п. 1 Правил).

 В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Предусматриваются, в частности установка ограждений по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны (территория аэропорта, рабочие сектора курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, введение пропускного режима, оборудование контрольно-пропускных пунктов, воротами, шлагбаумами и т.п., патрулирование территории аэропорта нарядами службы авиационной безопасности.

 Согласно пункту 21 раздела 4 Правил территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ. САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта. САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе (п. 9 Правил).

 В соответствии с п. 1.1, 1.2 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года № 76, служба авиационной безопасности создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897, и Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 года № 19. Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

 Согласно п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 Пунктами 4 и 5 указанных Правил предусмотрено, что охрана периметра аэропорта осуществляет подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Согласно пункту 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62, охрана аэропортов, аэродромов, объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с п. 8 абз. «г» Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 года № 300, «Аэропорт Оссора» является филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки»

 Из п. 10 абз. «в» Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке виды деятельности, а именно аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

 Из материалов дела следует, что за пределами аэропорта «Аэропорт Оссора» ФКП «Аэропорты Камчатки» имеется объект - отдельная приводная станция. Охрана данного объекта нарядами САБ не осуществляется.

 Как следует из письменного сообщения врио директора филиала «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 15 апреля 2014 года исх. № 8/764, в п. Оссора Карагинского района Камчатского края расположен объект ОПРС (отдельная приводная радиостанция), состоящий на балансе Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация», находящиеся за пределами территории ФКП «Аэропорты Камчатки» филиала «Аэропорт Оссора». Указанный объект используется филиалом «Камчатаэронавигация» для управления воздушным движением и навигации.

 В соответствии с п. 5, 9 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» данный объект относится к объектам транспортной инфраструктуры, а ФГУП «Госкорпорация ОрВД» является субъектом транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, поскольку владеет им на законных основаниях.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Таким образом, выводы суда о том, что действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами на аэропорты не возложенная обязанность организации охраны (в том числе и патрулирование) силами службы авиационной безопасности аэропорта, объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта основаны на правильном толковании норм материального права, обоснованны и мотивированы.

 Доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность вынесенного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке, оснований для которой не имеется, и не могут быть положены в основу отмены решения суда.

 Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, вынесенное решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи