ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9930/2013 от 15.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-9930/2013

г. Уфа 15 августа 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.

судей Портянова А.Г. Якуповой Н.Н.

при секретаре Батыевой Ю.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. начальника ИФНС России по адрес РБ АЭЯ на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

признать незаконным решение ИФНС России по городу Салават РБ от дата №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС №... по РБ в пользу АЭЯ судебные расходы в сумме №... рублей.

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

АЭЯ обратилась в суд с заявлением о признании недействи­тельным решения ИФНС России по адрес РБ от дата №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указав в обоснование своих требований, что ИФНС России по адрес РБ про­ведена камеральная налоговая проверка первичной «Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)» физического лица АЭЯ, ИНН <***>, представленной дата, регистрационный номер налоговой декларации (расчета) 13034899. дата составлен акт проверки №..., на который дата налогоплательщиком были представлены возра­жения на трех листах. По итогам рассмотрения акта проверки дата налого­вым органом принято решение №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Не согласившись с принятым реше­нием, заявитель подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый ор­ган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по адрес­кортостан от дата №..., решение ИФНС России по адрес­лики Башкортостан от дата №... «Об отказе в привлечении к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения» оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. Решение УФНС по РБ от дата №... получено только дата.

Заявитель считает, что решение ИФНС России по адрес РБ от дата №... является недействительным и подлежит отмене полностью, так как при проведении проверки и принятии решения налоговым органом нарушены положения ст. №..., пп. 2 п.1 ст. 220 Налогового кодекса РФ. Налого­плательщиком дата были предоставлены в ИФНС России по адрес­вату РБ три налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по фор­ме 3-НДФЛ за №... годы. К декларации за №... год было приложено заявление о распределении долей. Согласно п. 1.7 листа «Л» Декларации за №...  год и п. 1.11 листа и Декларации за №... год сумма фактически произведенных расходов на приобретение квартиры указана №... руб., а также п. 1.5 листа «Л» Декларации за №... и п. 1.9 листа «И» Декларации за №... год доля в праве собственности указана №..., которые Инспекцией не оспаривались.

Налоговый орган на основании п. 3 ст. 68 Налогового кодекса РФ потребовал от налогоплательщика представить уточненную декларацию за №... годы. Налогоплательщиком дата были даны пояснения подтверждающие право на имущественный налоговый вычет в заявленных размерах: каждой налоговой декларации за №... годы.

Bo исполнение требований п.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ налоговый орган дата составил акт №... камеральной налоговой проверки деклара­ции по форме 3-НДФЛ за №... год, однако до настоящего момента актов камеральных налоговых проверок по декларациям по форме 3-НДФЛ ни за №... год, ни за №... год налоговым органом не составлено. Следовательно, исходя из положения п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ следует, что в деклараци­ях за №... годы налоговый орган не установил фактов совершения налого­вого правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах в применении налогового вычета в сумме фактически израсходованных на приобретение квартиры в размере №... руб. (квартира приобретена за №... руб.) распределений имущественного налогового вычета между ней и супругом в  размере №... и №... соответственно.

По мнению заявителя, если по декларациям за №... годы налоговый орган не установил фактов совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то упоминание в акте камеральной налоговой проверки декларации за №... год сведений из деклараций за №... годы незаконно. В декларации за №... год, нет сведений изложенных в акте проверки №....

Если налоговый орган проводит проверку правильности исчисления налога сразу по всем трем налоговым декларациям, то об этом должно быть указано при составлении акта, однако из акта проверки №... следует, что проводилась про­верка только декларации за №... год.

Заявитель отмечает, что налогоплательщику неизвестно об акте камераль­ной налоговой проверки от дата год, который рассматривался начальником  ИФНС, и по результатам которого было принято обжалуемое решение от дата гоадрес.

С декларациями по форме 3-НДФЛ и заявлением о предоставлении имуще­ственного налогового вычета и заявлением о возврате излишне уплаченного на­лога обратилась она - АЭЯ, а не ее супруадрес орган не располагает данными, что она ранее пользовалась правом на получение имущест­венного налогового вычета. В связи с чем заявитель просит признать недействительным решение ИФНС России по адрес РБ от дата №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскать судебные расходы в сумме №... руб.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и.о. начальника ИФНС России по адрес РБ АЭЯ ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя АЭЯ – АЭЯ (доверенность №... от дата) о законности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с п.1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п.6 ст. 100 НК РФ.

Согласно п.2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что АЭЯ подала в налоговый орган декларации за №... годы, заявив налоговый имущественный вычет в сумме средств, израсходованных на приобретение квартиры, расположенной по адресу: адрес. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ее супругом - АЭЯ

Инспекцией Федеральной налоговой службы по адрес РБ, в соответствии со ст.88 Налогового кодекса РФ проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в которой АЭЯ заявлен имущественный налоговый вычет в сумме №... руб.

По результатам проверки составлен акт №... от дата, в котором было установлено неверное исчисление имущественного налогового вычета в сумме №... руб., ввиду некорректного определения заявителем налоговой базы при приобретении квартиры, расположенной по адресу: адрес - 8, зарегистрированной на супруга заявителя АЭЯ

дата за №... от АЭЯ в ИФНС по адрес РБ поступили возражения по акту №... камеральной налоговой проверки от дата.

дата начальником ИФНС России по адрес РБ вынесено решение №... от дата, которым АЭЯ отказано в предоставлении имущественного налогового вычета по декларации 3-НДФЛ за 2011 год в размере №... руб. и, соответственно, отказано в возврате налога из бюджета в сумме №... руб. Принято решение о предоставлении имущественного налогового вычета в размере №... руб. за 2011 год и принято решение вернуть налог из бюджета в сумме №... руб.

Не согласившись с принятым решением №... от дата налогоплательщиком АЭЯ подана апелляционная жалоба в УФНС России по РБ.

Решением УФНС России №... от дата решение инспекции №... от дата об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба АЭЯ без удовлетворения. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по адрес РБ от дата №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено со вступлением в силу дата.

Суд правильно пришел к выводу о том, что доводы АЭЯ о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ст.ст. 100, 101, 220 Налогового кодекса РФ, являются обоснованными, поскольку судом установлено, что в нарушение п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ в тексте решения об отка­зе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не указаны доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась про­верка в свою защиту, а так же результаты проверки этих доводов.

Так, признавая недействительным решение ИФНС России по адрес РБ от дата №... об отказе в привлечении к ответственности за совершение нало­гового правонарушения, суд исходил из того, что оспариваемое решение не соот­ветствует требованиям п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ, поскольку не мотиви­рованно, а именно: в нем отсутствует описание обстоятельств, установленных в ходе проверки, не имеется ссылок на документы и иные сведения, подтверждаю­щие установленные обстоятельства, отсутствуют сведения о приводимых налого­плательщиком доводах по результатам проверки и оценке этих доводов, что, по мнению суда, является основанием для признания решения налогового органа недействительным на основании п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может яв­ляться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим нало­говым органом или судом.

Согласно п.6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, сложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Судом установлено, что АЭЯ дата за №... представила письменные возражения по акту проверки №... дата, в которых указала на отсутствие у налогового органа оснований для отказа имущественного налогового вычета по декларации 3-НДФЛ за №... год в размере №... руб. и в возврате налога из бюджета в сумме №... руб., данное обстоятельство не оспаривалось и представителями заинтересованного лица Межрайоннной ИФНС №... по РБ.

В решении №... от дата об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как установлено судом первой инстанции, доводы АЭЯ, изло­женные в возражениях к акту камеральной проверки, поступившие в ИФНС по адрес РБ дата и результаты проверки этих доводов, не указаны.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в соответствии с требованиями п.14 ст. 101 Налогового кодекса РФ является основанием для отмены решения налогового орга­на. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Существенным условием процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является и необходимость анализа доводов налогоплательщика, кото­рые приводятся им в защиту.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа выше­стоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения проце­дуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие наруше­ния привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руко­водителя) налогового органа неправомерного решения.

Несмотря на наличие письменных возражений налогоплательщика, в ре­шении не изложены доводы, приведенные налогоплательщиком в свою защиту, их оценка, мотивы, по которым налоговая инспекция отклоняет эти доводы; от­сутствует также ссылка на конкретные доказательства, имеющиеся у налоговой инспекции и опровергающие возражения налогоплательщика.

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п. 1.8.1, 1.8.2 Требований к составлению акта выездной налоговой проверки, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от дата №САЭ-3-06/8920, Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть про­верен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного прове­ряемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, также на ре­зультатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению нало­гового контроля.

Суд верно указал, что в акте налоговой проверки, в нарушение пп. 12 п.3 ст. 100 Налогового кодекса РФ не указаны документально подтвержденные факты нарушений законо­дательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки законодательства о налогах и сборах, что указывает на предположительный характер описанных на­рушений.

Поэтому вывод суда о том, что поскольку текст проверки от дата по содержанию иден­тичен тексту решения от дата, что означает нарушение налоговым органом порядка принятия решения, предусмотренного п. 8 ст. 101 НК РФ, правомерен.

Кроме того, у инспекции имелась возможность проверить правомерность применения льготы, о наличии которой заявлено налогоплательщиком в возражениях по акту налоговой проверки, и принятие оспариваемого решения без учета доводов, изложенных в возражениях АЭЯ, что по мнению суда, является незаконным.

Судебная коллегия находит обоснованным и вывод суда о том, что подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ содержит единствен­ный критерий определения размера имущественного налогового вычета при при­обретении имущества в совместную собственность - письменное заявление сособственников, без каких-либо ограничений в случае отсутствия права на вычет у одного из них.

Наличие в законе указания на предоставление в налоговый орган заявления всех сособственников, как обязательного условия получения вычета, само по себе исключает вывод о его ничтожности, поскольку без данного заявления получение вычета невозможно ни одним из супругов независимо от того, пользовался ли кто-либо из них спорным вычетом ранее или нет.

Положениями абз. 25 упомянутого выше подпункта предусмотрено, что при приобретении жилья в общую совместную собственность размер вычета распределяется между совладельцами имущества в соответствии с их письменным заявлением. Частным случаем такого распределения может быть заявление совладельцев жилого объекта о распределении сумм вычета на его приобретение в размерах соответственно №... млн. руб. и №... руб. При этом Кодекс не содержит положений, запрещающих налогоплательщику, воспользовавшемуся правом на получение вычета ранее, заявить сумму вычета в размере 0 руб. в случае приобретения в совместную собственность другого жилого объекта.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении акта налоговой проверки должностное лицо налогового органа руководствовался Приказом ФНС России от дата № ... «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок» и решения по нему приняты в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса РФ, в связи с чем нарушений норм налогового законодательства не имеется - сводятся к изложению позиции ИФНС в суде первой инстанции, которая была предметом исследования, проверки. Оценка доказательств, приведенная в решении суда, не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции, является верной.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустил нарушения процессуального закона, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. начальника ИФНС России по адрес РБ АЭЯ - без удовлетворения.

Председательствующий       Р.Р.Нурмухаметова

Судьи          А.Г.Портянов

          Н.Н.Якупова

Справка: Судья Абдрахманова Э.Я.