ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9935/2021 от 02.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Горпинич Н.Н. 33-9935/2021

24RS0056-01-2020-003824-61

2.209г

02 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Федоренко В.Б.

судей Ашихминой Е.Ю., Тарараевой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Постарнак Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю.

гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности

по апелляционной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края

на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 18 февраля 2021 г., которым возложена обязанность на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с.Ермаковское Ермаковского района Красноярского края в <данные изъяты> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с уточненным иском к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское Ермаковского района Красноярского края в районе домов <данные изъяты> установить срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления его в законную силу.

Требования мотивированы тем, что на территории с.Ермаковское ежегодно возникает угроза берегообрушения на левом берегу реки Оя и наступления чрезвычайной ситуации из-за недостаточной пропускной способности и поднятием уровня воды в р. Оя, причинения вреда имуществу и жизни жителей с.Ермаковское, поскольку в зоне подтопления расположены земельные участки с домами и хозяйственными постройками, принадлежащие гражданам.

В апелляционной жалобе Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, указывая, что в соответствии действующим законодательством предусмотрен специальный порядок финансирования из федерального бюджета мер на устранение негативных воздействий вод и ликвидации их последствий, в соответствии с которым Министерство не принимает решение о выделении финансирования, а только вправе обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с соответствующей заявкой на предоставление бюджетных средств. Кроме того, полагает, что в качестве превентивных мер для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации необходимо провести мероприятия по берегоукреплению в зоне р.Оя, границы которого находится в пределах муниципального образования с.Ермаковское, и проведение которых относится к компетенции муниципалитета.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Клепикову Н.А., прокурор Дубро В.И., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда по основанию, установленному п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В силу п.16 ст.1 настоящего Кодекса, негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В соответствии с п.1 ст.67.1 настоящего Кодекса РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Согласно п.2 ст.67.1 настоящего Кодекса, в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:

предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (п.3 ст.67.1 Водного кодекса РФ)

На основании п.7 ст.67.1 Водного кодекса РФ, собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 настоящего Кодекса, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п.4 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ).

В силу с п.3 ч.1 ст.26 настоящего Кодекса, полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Красноярском крае вопросы разграничения полномочий органов государственной власти края в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, водных отношений урегулированы Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», пунктом «м» ст. 18 которого предусмотрено, что к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти края в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

В соответствии с пп. 11 п. 3.6 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п к компетенции министерства в области водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории края.

Пунктом 4 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.10.2020 № 845 предусмотрена необходимость органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия:

а) определить водные объекты и (или) их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации, и сформировать перечень водных объектов, подлежащий утверждению должностным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

б) разработать перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

в) до начала разработки проектной документации в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, обеспечить вынос, реконструкцию или ремонт линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;

г) обеспечить выполнение мероприятий и достижение целевых прогнозных показателей по осуществлению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил, пунктом 5.2.172 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219.

В соответствии с п. 7 Методических указаний мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя:

а) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения);

б) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

в) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;

г) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Доказательств выполнения всех позиций пунктов 4, 7 Методических указаний в отношении водного объекта реки Оя в районе с. Ермаковское ответчиком в материалы дела не представлено.

Материалами дела правильно установлено, что река Оя является федеральной собственностью и расположена на территории одного субъекта РФ – Красноярского края.

Согласно комиссионного акта паводкового обследования зоны негативного воздействия вод от 23.04.2019 г. на территории с. Ермаковское отмечается два типа негативного воздействия вод реки Оя:

берегообрушение по левому берегу реки, общей длиной 0,4 км., в <данные изъяты>

затопление в период весеннего половодья и дождевых паводков. <данные изъяты>

Причинами такого затопления является недостаточная пропускная способность русла реки, заиливание, зарастание русла древесно-кустарниковой растительностью, частичное обрушение берегов. В зону затопления жилого сектора паводковыми водами реки Оя в <адрес> входят: <данные изъяты>

Комиссия по результатам визуального обследования установила, что русло реки Оя частично заилено, заросло древесно-кустарниковой растительностью,местами образовались островки и отмели; левый берег реки в основном пологие, местами обрывистый с пониженными участками на территории села, на которые при половодье поступает вода; затопление части жилого сектора С.Ермаковское водами р.Оя происходит регулярно. Сооружений инженерной защиты от затоплений нет. Берегообрушение угрожает жилым домам. Берегоукрепительных сооружений нет. Состояние левого берега реки Оя в с. Ермаковское – катастрофическое. Степень опасности – критическая. Необходима разработка проектно-сметной документации и строительство сооружений инженерной защиты от берегообрушения и затопления.

Наиболее существенные затопления жилого сектора водами реки Оя в с. Ермаковское происходили в 1985, 2013, 2014 годах.

По информации ГУ МЧС по Красноярскому краю, в период с 01 июня 2020 г. по 09 июня 202 0 г. в результате подъема уровня воды в реке Оя в с. Ермаковское подтоплено 16 домов.

Удовлетворяя уточненные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское Ермаковского района Красноярского края в районе домов <данные изъяты> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами нашел подтверждения факт негативного воздействия вод реки Оя, относящейся к федеральной собственности и расположенной на территории одного субъекта РФ, в связи с чем Министерство, которое в течение длительного времени не реализует преданные Российской Федерацией в соответствии с действующим правовым регулированием полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта, обязано осуществить такие меры.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края является единственным компетентным органом совершению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское.

Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, постановил решение, не обладающее признаком исполнимости.

Так, нормой ст.12 ГК РФ о способах защиты нарушенного права, предусмотрен способ, как присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с требованием ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Так, в утонченном исковом заявлении прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с.Ермаковское, без указания, какие мероприятия подлежат выполнению ответчиком для достижения предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий.

И принятие судом решения об удовлетворении требований прокурора с формулировкой о возложении обязанности принять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское без указания конкретных предусмотренных нормами материального права мероприятий предотвращения негативного воздействия, влечет неисполнимость решения суда и противоречит установленному Гражданским процессуальным кодексом РФ принципу правовой определенности и исполнимости судебного решения.

Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, в том числе обеспечивать возможность принудительного исполнения и проверку осуществления предпринятых ответчиком мер, направленных на исполнение решения. Иначе отсутствует возможность восстановления нарушенных прав заявителя в объеме, соответствующем объему установленного судом нарушения.

При этом, обязанность по конкретизации заявленных требований, определении их предмета и фактических оснований, возлагается на истца в силу требований ст.ст.131, 196 ГПК РФ.

Так, исходя из вышеприведенного представленного прокурором доказательства – акта комиссионного обследования, следует, что требуется выполнение компетентным органом следующих мероприятий:

предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасной территории и реки Оя в границах с.Ермаковское, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения);

противопаводковых, в том числе по увеличению пропускной способности русла реки Оя, по дноуглублению и расчистке русла;

по предотвращению разрушения берегов, в том числе по биогенному закреплению берегов, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.

Данные мероприятия предусмотрены вышеприведенными нормами материального права, на эти нормы ссылался прокурор в обоснование иска, приложил доказательства необходимости принятия конкретных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Оя в с. Ермаковское, однако, в уточненном иске заявил о достаточности возложения на ответчика обязанности принять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта, без указания необходимых мероприятий.

А требования первоначального искового заявления прокурора о возложении на ответчика обязанности осуществить определенные меры не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, решение по ним не принималось и отсутствуют основания для разрешения вопроса о принятии дополнительного решения судом первой инстанции в порядке, установленном ст.201 ГПК РФ.

И в случае, если заявленные в иске требования не были рассмотрены и не разрешены по существу судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции, как суд, проверяющий законность и обоснованность решения, не вправе принимать решение по заявленным, но не рассмотренным и не разрешенным судом первой инстанции исковым требованиям.

А прокурор не лишен права заявить иск в общем порядке с надлежащим способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Красноярска от 18 февраля 2021 г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в трехмесячный срок со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (в г.Кемерово) с принесением кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий В.Б.Федоренко

Судьи Е.Ю.Ашихмина

Т.С.Тарараева

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.08.2021 г.