Председательствующий – Алеховиков В.А. Дело № 33-994
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2018 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Черткова С.Н., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 03 октября 2018 года, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1, предъявленных к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», о признании за ним права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000; возложении обязанности восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22 декабря 2000 года в категорию «работающие» с составом семьи два человека для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район», с учетом уточненных требований просил признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22 декабря 2000 года; возложить обязанности восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22 декабря 2000 года в категорию «работающие» с составом семьи два человека для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Требования мотивированы тем, что его мать ФИО2 состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22 декабря 2002 года. На момент постановки матери на учет, он был членом ее семьи. В 2011 году матери, как вдове участника Великой Отечественной войны оказана мера социальной поддержки, в виде выделения денежных средств. ФИО2 приобрела жилье в <адрес>. Наличие жилья у матери в <адрес> не влечет прекращения нуждаемости у ФИО1 и членов его семьи в улучшении жилищных условий. ФИО1 и его супруга были незаконно исключены из списка участников программы. Уведомления об исключении из списка он не получал. Решение о снятии с учета его матери ФИО2 ответчиком не выносилось, письменное уведомление об этом в адрес ФИО2 не направлялось. О том, что их сняли с учета, истец узнал в марте 2014 года, обратившись к специалисту администрации. После чего специалист администрации выдал копию решения жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении ФИО1 в очереди. До декабря 2017 года истец полагал, что состоит в очереди, но, обратившись в отдел правовой работы, узнал, что в списках его нет.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым ФИО1 в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что его мать ФИО2 состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22 декабря 2002 года. На момент постановки матери на учет, он был членом ее семьи. В 2011 году матери, как вдове участника Великой Отечественной войны оказана мера социальной поддержки, в виде выделения денежных средств. ФИО2 приобрела жилье в <адрес>. Наличие жилья у матери в <адрес> не влечет прекращения нуждаемости у ФИО1 и членов его семьи в улучшении жилищных условий. ФИО1 и его супруга были незаконно исключены из списка участников программы. Уведомления об исключении из списка он не получал. Решение о снятии с учета его матери ФИО2 ответчиком не выносилось, письменное уведомление об этом в адрес ФИО2 не направлялось. О том, что их сняли с учета, истец узнал в марте 2014 года, обратившись к специалисту администрации. После чего специалист администрации выдал копию решения жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении ФИО1 в очереди. До декабря 2017 года истец полагал, что состоит в очереди, но, обратившись в отдел правовой работы, узнал, что в списках его нет. Также в жалобе указано, что не предусмотрено обязательного прохождения гражданам перерегистрации с предоставлением указанных документов в уполномоченные органы исполнительной власти. Действия администрации МО «Кош-Агачский район» являются незаконными и нарушают права заявителя на получение жилищной субсидии. ФИО1 имеет стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу более 30 лет, является пенсионером. Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2001 №13 «Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на момент возникновения спорных правоотношений, на администрации районов возлагалась обязанность по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Суд не принял во внимание, что п.21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий. Несоблюдение требования о перерегистрации, переезда на другое место жительства, отдельно от матери, не являются основанием для снятия с учета.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.
В силу ст.1 Федерального закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06 декабря 2000 года ФИО2 и ФИО1 обратились в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о включении в список для выделения безвозмездно жилищной субсидии на приобретение жилья в <адрес>. ФИО2, является матерью ФИО1, пенсионер, вдова участника Великой отечественной войны.
Согласно Книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», начатой 19 марта 1996 года, имеется запись № о постановке на учет ФИО2, проживающей в <адрес>, с 22 декабря 2000 года с составом семьи 3 человека: сын – Э, сноха – Э.
В заявлении от 14 июля 2006 года ФИО2, проживающая по адресу: <адрес>, указала в качестве членов семьи: сына ФИО1, сноху ФИО4 и внука ФИО5
На основании распоряжения администрации МО «Кош-Агачский район» от 14 мая 2010 года №119 «О распределении мер по социальной поддержке, поступивших для обеспечения жильем вдов умерших участников Великой Отечественной войны» в связи с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ФИО2 выделено 1 116 000 рублей, как мера социальной поддержки по обеспечению жильем. ФИО2 приобрела жилое помещение в <адрес>.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № от 26 января 2018 года ФИО1 отказано в восстановлении в списках участников программы на основании п. «а» ст.21 Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Разрешая требования, суд первой инстанции, исходя из положений вышеуказанных законов, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для восстановления ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с 22 декабря 2000 года.
Согласно ст.5 Федерального закона №125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пунктом 21 которого установлено, что граждане снимаются с учета имеющих права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в случае получения жилищной субсидии заявителем или членом его семьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 не представил доказательств того, что он ежегодно проходил перерегистрацию. Из имеющихся в материалах дела выписок из похозяйственных книг усматривается, что на 2000 год истец со своей семьей проживал совместно с его матерью ФИО2 по адресу: <адрес>, а в 2001 году истец с семьей переехал и стал проживать по адресу: <адрес>, то есть уже с 2001 года истец совместно с матерью не проживал, общее хозяйство с ней не вел, следовательно, с 2001 года не являлся членом семьи матери ФИО2 Доказательств обратному не представлено.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать, что ФИО1 заявляя исковые требования о восстановлении его в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с 2000 года не имел самостоятельного права состоять на учете, поскольку не соответствовал требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно у него не было необходимого пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Довод жалобы о том, что несоблюдение требования о перерегистрации, переезда на другое место жительства, отдельно от матери, не являются основанием для снятия с учета, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Нарушений в действиях администрации МО «Кош-Агачский район», выразившихся в отказе ФИО1 в восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не усматривается, в связи с чем, довод о нарушении его прав не состоятелен.
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований сомневаться в которой не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит апелляционную жалобу убедительной, влекущей отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи С.Н. Чертков
Э.В. Ялбакова