ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9955/2015 от 14.09.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Шабалина Н.В. Дело №33-9955/2015

А-13

14 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.

при секретаре: Золототрубовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края об отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности по проведению комиссии, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2015 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края об отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности по проведению комиссии, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края об отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов от 02.02.2015 года, возложении обязанности по проведению комиссии, взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 руб.

Свои требования мотивировала тем, что в январе 2015 года она обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с заявлением о привлечении к ответственности <данные изъяты><данные изъяты> за нарушение положений Кодекса этики и поведения государственных гражданских служащих, в подтверждение чего приложила диск с аудиозаписью разговора. 29.01.2015 года она была уведомлена о том, что заседание комиссии состоится 02.02.2015 года, несмотря на то, что работодателю было известно о нахождении ее в период со 02.02.2015 по 20.02.2015 года в ежегодном отпуске, а также о прохождении ею 02.02.2015 года медицинского обследования. При ознакомлении с приказом о назначении заседания комиссии она указала, что просит перенести заседание комиссии на более поздний сроки и без нее не проводить, поскольку это приведет к нарушению ее прав. Однако 19.02.2015 года начальник отдела кадров <данные изъяты> сообщила ей, что заседание комиссии проведено в ее отсутствие и к ответственности <данные изъяты> и <данные изъяты> не привлечены, а привлечена она (истица), чем нарушены ее права. До настоящего времени результаты рассмотрения комиссией ее заявления ей не представлены.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела. Указывает на то, что работодатель, назначив проведение комиссии на время ее нахождения в отпуске и прохождения медицинского обследования, умышленно лишил ее возможности участвовать в заседании комиссии, чем нарушил ее права. Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии оснований для признания решения комиссии незаконной, установил правомерным поведение государственных гражданских служащих, нарушающих ФЗ «О государственной гражданской службе». Указывает на то, что решение комиссии нарушает ее права и не соответствует закону.

Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края – ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.01.2015 года ФИО1 обратилась с заявлением на имя Министра природных ресурсов и экологии края <данные изъяты> с просьбой привлечь к дисциплинарной ответственности <данные изъяты><данные изъяты>. за нарушение Кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, положений ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с приложением аудиозаписи разговора.

Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих Красноярского края в Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.02.2015 года, оформленным протоколом, принято единогласное решение о том, что гражданские служащие <данные изъяты><данные изъяты>., <данные изъяты> не нарушали положений кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, должности государственной гражданской службы Красноярского края и муниципальных служащих и соблюдали требования к служебному поведению. Обращено внимание ФИО3 на необходимость соблюдения положений кодекса этики и служебного поведения.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края об отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов, возложении обязанности по проведению комиссии, взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком соблюден порядок проведения заседания комиссии, нарушений прав истицы не допущено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

Порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов, образуемых в органах исполнительной власти края, Администрации Губернатора края определяется Положением, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 26.12.2014 года № 295-уг.

В соответствии с п. 3 указанного Положения комиссия образуется правовым актом государственного органа края.

Комиссия, уполномоченная рассматривать вопросы в отношении гражданских служащих - руководителей органов исполнительной власти края и граждан, ранее замещавших указанные должности, образуется правовым актом Губернатора края.

Правовым актом об образовании комиссии определяются председатель комиссии, его заместитель, назначаемый из числа членов комиссии, замещающих государственные должности или должности гражданской службы, секретарь и иные члены комиссии.

Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии. Пунктами 4, 7 Положения определен состав комиссии, число членов комиссии.

Согласно пункту 3 Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих государственные должности края и должности гражданской службы, недопустимо.

Как следует из п.п. 8 п. 10 основанием для проведения заседания комиссии является письменная неанонимная информация о нарушении гражданским служащим Кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности края, государственных гражданских служащих края, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.

В силу п. 15 Положения, председатель комиссии при поступлении к нему информации, указанной в пункте 10 настоящего Положения: в течение 3 рабочих дней назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 7 рабочих дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящего Положения; организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с поступившей информацией и с результатами ее проверки; приглашает на заседание комиссии лиц, которые могут дать пояснения по вопросам, рассматриваемым комиссией, в том числе других гражданских служащих, специалистов, должностных лиц других государственных органов, органов местного самоуправления, представителей заинтересованных организаций, экспертов, а также (по просьбе гражданского служащего) представителя гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос.

Заседание комиссии проводится в присутствии государственного гражданского служащего (его представителя) или гражданина (его представителя), в отношении которого комиссией рассматривается вопрос. При наличии письменной просьбы гражданского служащего или гражданина о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки на заседание комиссии гражданского служащего (его представителя) или гражданина (его представителя), при отсутствии письменной просьбы гражданского служащего или гражданина о рассмотрении данного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной неявки указанных лиц без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в отсутствие гражданского служащего или гражданина (п. 19 Положения).

В соответствии с п. 28 Положения, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 8 пункта 10 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: установить, что гражданский служащий не нарушил положения Кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности края, государственных гражданских служащих края, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих; установить, что гражданский служащий нарушил положения Кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности края, государственных гражданских служащих края, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. В этом случае комиссия указывает, какие положения Кодекса тики и поведения лиц. Замещающих государственные должности края, государственных гражданских служащих края, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих нарушены, и указывает гражданскому служащему на неэтичность поведения.

Решения комиссии принимаются открытым голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим (п.30 Положения).

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 2 пункта 10 настоящего Положения, носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 2 пункта 10 настоящего Положения, носит обязательный характер (п.31 Положения).

Пунктом 34 Положения предусмотрено, что копии протокола заседания комиссии в течение 7 рабочих дней со дня заседания направляются: в отношении иных лиц - руководителю органа исполнительной власти края и представителю нанимателя, не являющемуся руководителем органа исполнительной власти края, в виде выписок из него в части, касающейся гражданского служащего, - гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

Проверяя законность оспариваемого истицей решения комиссии от 02.02.2015 года, суд первой инстанции установил, что приказом № 64-о от 09.03.2011 года Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих Красноярского края в Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края. В состав указанной комиссии вошло 7 человек: председатель комиссии - <данные изъяты> заместитель председателя комиссии <данные изъяты> – заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края; секретарь комиссии - <данные изъяты>.; члены комиссии: <данные изъяты> согласованию), <данные изъяты><данные изъяты> (по согласованию), <данные изъяты> (по согласованию).

29.01.2015 года в связи с поступившем от ФИО1 заявлением о привлечении к ответственности <данные изъяты>., <данные изъяты>. за нарушение положений Кодекса этики и поведения государственных гражданских служащих, руководителем Министерства природных ресурсов экологии Красноярского края был издан приказ № 83-ка о проведении заседания комиссии 02.02.2015 года в 12.00 час.

С указанным приказом были ознакомлены государственные служащие, в отношении которых поступило заявление, а также ФИО1, о чем свидетельствуют их подписи.

На заседании комиссии присутствовали шесть членов комиссии из семи (<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> соответственно имелся кворум, комиссия была правомочна принимать решения.

На заседании были заслушаны государственные служащие, заслушана аудиозапись, приложенная ФИО1 к ее обращению.

По результатам комиссии было принято единогласное решение о том, что гражданские служащие <данные изъяты><данные изъяты>., <данные изъяты> не нарушали положений кодекса этики и поведения лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, должности государственной гражданской службы Красноярского края и муниципальных служащих и соблюдали требования к служебному поведению. Обращено внимание ФИО3 на необходимость соблюдения положений кодекса этики и служебного поведения.

По результатам заседания комиссии был оформлен протокол №1 от 02.02.2015 года.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, и руководствуясь нормами права, регулирующими порядок проведения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассмотрение вопроса о соблюдении гражданскими служащими кодекса этики и служебного поведения по заявлению ФИО1 было проведено с соблюдением установленного порядка и сроков, нарушений прав истицы допущено не было.

При этом судом обоснованно не приняты во внимание доводы истицы о незаконности оспариваемого решения по причине проведения заседания комиссии в ее отсутствие, поскольку в силу пункта 19 вышеуказанного Положения, комиссия проводится в присутствии государственного гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос. При этом неявка лица, чье обращение послужило причиной рассмотрения вопроса на комиссии, не является основанием для переноса заседания. На заседании комиссии было рассмотрено письменное обращение ФИО1 с изложением всех фактов, а также заслушана аудиозапись, приложенная к обращению с записью разговора, послужившего основанием для обращения истицы в комиссию.

Судом также обоснованно не приняты во внимание довод истицы о том, что решением комиссии она была незаконно привлечена к ответственности в ее отсутствие, поскольку, как следует из протокола № 1 от 02.02.2015 года, решение в отношении ФИО1 о нарушении ей кодекса не принималось и не рассматривалось, а только было обращено ее внимание на необходимость соблюдения положений кодекса этики и поведения.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, не может служить основанием для признания незаконным решения комиссии непредставление истице результатов заседания комиссии, поскольку Положением о проведении комиссии не предусмотрена обязанность по направлению протокола заседания комиссии лицу, чье обращение послужило основанием для назначения заседания комиссии. При этом в ответе на обращение ФИО1 от 05.02.2015 года истице было сообщено о результатах заседания комиссии и о принятом решении.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, не установив оснований для признания незаконным принятых на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Красноярского края и урегулированию конфликта интересов решений, оформленных протоколом № 1 от 02.02.2015 года, пришел к обоснованному выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о допущенных работодателем нарушениях ее прав в части проведения комиссии во время ее нахождения в отпуске и прохождения медицинского обследования, являются несостоятельными, поскольку день проведения заседания комиссии был назначен ответчиком с учетом сроков, установленных Положением, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 26.12.2014 года № 295-уг, предусмотренных законом оснований для его переноса не имелось.

Остальные доводы апелляционной жалобы ФИО1 о неправомерности оспариваемого решения комиссии, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они являлись предметом тщательного исследования судом первой инстанции и обосновано, со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также на исследованные доказательства, признаны несостоятельными.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1– без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: