ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9957 от 10.10.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Муравьева М.А.

№ 33 - 9957

Докладчик Фролова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.,

судей: Пастухова С.А., Потловой О.М.,

при секретаре: Козловой Н.О.,

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе главы Шерегешского городского поселения

на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 августа 2012 года

по делу по иску прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шерегешского городского поселения об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Таштагола, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Администрации Шерегешского городского поселения об обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города при проведении проверки по коллективному обращению жителей общежития, расположенного по адресу: <адрес> установлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

водопровод подачи горячей воды, протяженностью 0,3 км и водопровод подачи холодной воды, протяженностью 0,3 км, предназначенные для водоснабжения граждан в настоящее время являются бесхозяйными объектами.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Устава муниципального образования «Шерегешское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относиться организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.12.1 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования «Шерегешское городское поселение» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относятся полномочия по организации теплоснабжения.

В соответствии с пп.5, 22 ч.1 ст.32 Устава муниципального образования «Шерегешское городское поселение» администрация Шерегешского городского поселения осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью поселения, а также по организации теплоснабжения.

Бесхозяйные водопроводные сети, посредством которых осуществляется тепло- и водоснабжение граждан, проживающих в общежитии, находятся в аварийном состоянии, отсутствие собственника приводит к их дальнейшему разрушению.

Невыполнение действий по постановке данных сетей на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.

Теплотрасса и водопровод, ведущие от котельной и центрального водопровода, до общежития, никем не обслуживаются и никому не принадлежат, то есть являются бесхозяйными, в течение длительного времени не ремонтировались, в связи с чем в любой момент может наступить аварийная ситуация.

Из-за плохого состояния тепловых сетей происходят огромные теплопотери, что приводит к нарушению теплового режима в жилых помещениях граждан, проживающих в общежитии.

Просит суд обязать ответчика обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним для постановки на учет в качестве бесхозяйных: водопровода подачи горячей воды, протяженностью 0,3 км и водопровода подачи холодной воды, протяженностью 0,3 км, расположенных в п.Шерегеш, Таштагольского района, и предназначенных для водоснабжения граждан, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, а также принять в муниципальную собственность Шерегешского городского поселения: водопровод подачи горячей воды, протяженностью 0,3 км и водопровод подачи холодной воды, протяженностью 0,3 км, расположенные в <адрес>, <адрес>, и предназначенные для водоснабжения граждан, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Шерегешского городского поселения - Осинцева О.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Таштагольского района так как имеется соглашение, заключенное между Администрацией Шерегешского городского поселения и Администрацией Таштагольского района в результате которого Администрация Таштагольского района принимает на себя обязанности организации в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Представитель Администрации Таштагольского района Герасимов А.С. считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Шерегешского городского поселения, разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда.

Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 августа 2012 года постановлено:

«Обязать муниципальное образование «Шерегешское городское поселение», в лице Администрации Шерегешского городского поселения, обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним для постановки на учет в качестве бесхозяйных: водопровода подачи горячей воды, протяженностью 0,3 км. и водопровода подачи холодной воды, протяженностью 0,3 км., расположенных в п.Шерегеш, Таштагольского района, и предназначенных для водоснабжения граждан, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование «Шерегешское городское поселение», в лице Администрации Шерегешского городского поселения, принять в муниципальную собственность Шерегешского городского поселения: водопровод подачи горячей воды, протяженностью 0,3 км. и водопровод подачи холодной воды, протяженностью 0,3 км., расположенные в п. Шерегеш Таштагольского района, и предназначенные для водоснабжения граждан, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 31. 12. 2012г.».

В апелляционной жалобе глава Шерегешского городского поселения Дорогунцов В.В. просит решение суда отменить.

Указывает, что Администрация Шерегешского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу.

Ссылается на то, что в соответствии с п.33 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», в соответствии с Уставом Шерегешского городского поселения, между Администрацией Таштагольского муниципального района и администрацией Шерегешского городского поселения было заключено соглашение о передаче части полномочий от 01.01.2012 года.

В соответствии с п.1.6 соглашения Администрация Таштагольского муниципального района приняла на себя обязанности организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Для исполнения вышеуказанных полномочий администрация Шерегешского городского поселения обязуется перечислить Администрации Таштагольского муниципального района 7 198 880 руб.    Также в соответствии с п.1.1. соглашения Администрация Таштагольского муниципального района приняла на себя полномочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности поселения, контроль за его использованием. За осуществление полномочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности поселения ФИО2 Шерегешского городского поселения обязалась перечислить Администрации Таштагольского муниципального района 644 800 руб.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора отдела <адрес> прокуратуры ФИО12, полагавшую, что решение суда подлежит отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.3, 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шерегешского городского поселения и администрацией Таштагольского муниципального района было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, а именно в соответствии с п.1.1.1. соглашения администрация Шерегешского городского поселения взяла на себя полномочия органа местного самоуправления Шерегешского городского поселения по созданию и обеспечению функционирования системы учета муниципального имущества, в частности, постановку на учет, выявление бесхозяйного и выморочного имущества, контроль за использованием данного имущества; в соответствии с п.1.1.6 администрация Шерегешского городского поселения взяла на себя полномочия органа местного самоуправления Шерегешского городского поселения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что поскольку водопроводы подачи горячей и холодной воды расположены в п.Шерегеш, относятся к бесхозяйным вещам, а в соответствии с положениями Устава муниципального образования «Шерегешское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе и вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, то следует обязать муниципальное образование «Шерегешское городское поселение» обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним для постановки на учет в качестве бесхозяйных: водопроводов подачи горячей воды и холодной воды, расположенных в п. Шерегеш, Таштагольского района.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции необоснованными, постановленными без учета положений ч.4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Шерегешского городского поселения и администрацией Таштагольского муниципального района о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, в силу которого администрация Шерегешского городского поселения взяла на себя полномочия органа местного самоуправления Шерегешского городского поселения по созданию и обеспечению функционирования системы учета муниципального имущества, в частности, постановку на учет, выявление бесхозяйного и выморочного имущества, контроль за использованием данного имущества, то есть осуществить действия по постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода, а также в соответствии с п.1.1.6 соглашения администрация Шерегешского городского поселения взяла на себя полномочия органа местного самоуправления Шерегешского городского поселения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

При таких данных, решение суда является незаконным и подлежит отмене.

Выводы суда об обязании муниципального образования «Шерегешское городское поселение» принять в муниципальную собственность водопроводы подачи горячей и холодной воды, расположенные в п.Шерегеш, Таштагольского района и предназначенные для водоснабжения граждан, проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе и в срок до 31.12.2012 года, основаны на неправильном применении норм материального права - ч.3 ст. 225 ГК РФ, устанавливающей годичный срок со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для обращения в суд с требованиями о признании права собственности на эту вещь.

По существу заявленных прокурором требований, судебная коллегия, с учетом положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, полагает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора г.Таштагола к администрации Шерегешского городского поселения об обязании совершить действия, направленные на принятие в муниципальную собственность водопроводов подачи горячей и холодной воды, расположенных по адресу: <адрес>, поскольку в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов; полномочия по постановке на учет, выявления бесхозяйного имущества, организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории Шерегешского городского поселения в соответствии с соглашением от 01.01.2012 года были переданы муниципальному образованию Таштагольский муниципальный район, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора к администрации Шерегешского городского поселения не имеется.

Тот факт, что соглашение от 01.01.2012 года о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления Шерегешского городского поселения органам местного самоуправления Таштагольского муниципального района заключено сроком по 31.12.2012 года не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку до 31.12.2012 года обязанности по осуществлению вышеуказанных полномочий возложены на администрацию Таштагольского муниципального района.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 августа 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г.Таштагола, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шерегешского городского поселения об обязании совершить определенные действия отказать в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи: