Судья Волкова Н.А. дело №33 – 995/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2014 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Мамеева И.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» на основании доверенности ФИО1, а также представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности ФИО2 на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просит признать кадастровой ошибкой кадастровое пересечение границ земельного участка ФГБУ «Сочинский национальный парк», имеющего кадастровый номер <...>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <...> (Мацестинское лесничество) с границами земельного участка <...>, расположенного по адресу: <...>. Обязать ТУ Росимущества, Сочинский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю произвести корректировку границ земельного участка, имеющего кадастровый номер <...>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <...> (Мацестинское лесничество) с границами земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> по каталогу координат, содержащемуся в Межевом плане в разделе описание границ «Описания земельного участка» земельного участка с кадастровым номером <...>, правообладателем которого является ФИО3, с постановкой на государственный кадастровый учет указанных земельных участков и внесением соответствующих изменений в местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <...> (Мацестинское лесничество).
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером <...> и жилого дома, расположенных по адресу: <...>. 18.07.2013г. ФИО3 обратился в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <...> в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предоставив межевой план. 29.07.2013г. органом кадастрового учёта истцу отказано в государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, так как выяснилось, что граница земельного участка, ему принадлежащего по праву собственности, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <...>, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г.<...>. Согласно Заключению кадастрового инженера после камеральной обработки и нанесения межуемого земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровую карту выявилась накладка с площадью 1121 кв.м. на земельный участок с кадастровым номером <...>, сведения о котором учтены в ГКН с достаточной точностью определения границ. Так же не представляется возможным провести уточнение местоположения объекта недвижимости - жилого дома №182А, находящегося на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: г.<...>, поскольку при проведении полевых работ выяснилось, что жилой дом накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером <...>. 23.09.2013г. истец обратился в ФГБУ «Сочинский национальный парк» с просьбой согласовать границы земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г.<...>. Земельный участок ФИО3 облагорожен, огорожен по периметру и фактически не находится в границах земель ФГБУ «Сочинский национальный парк».
Обжалуемым решением суда исковые требования ФИО3 удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представители ответчика и третьего лица выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалоб указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя ФИО3 на основании доверенности ФИО4, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Частью 1 статьи 28 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» исчерпывающе определен перечень случаев, когда сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены в порядке исправления выявленных ошибок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Часть 4 статьи 28 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ устанавливает, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу части 9 статьи 38 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Нормативная точность межевания определяется подзаконными нормативными актами, а также утвержденными методическими рекомендациями. Требования к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. (Должны учитываться требования, действовавшие на момент проведения работ).
В силу изложенного, часть 4 статьи 28 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ должна применяться в случаях нарушения требований к точности и методам определения координат характерных точек границ спорного земельного участка, требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости, а не к случаям, когда имеется спор о нраве на земельный участок.
Из искового заявления ФИО5 не усматривается, в чем заключается кадастровая ошибка. Сам по себе факт наложения земельного участка истца на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, не является основанием для утверждения наличия кадастровой ошибки.
Необходимо учесть, что к землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ЗК РФ на землях национальных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В силу пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации (пункт 6 статьи 95 ЗК РФ).
Также в силу подпункта 1 пункта 7 статьи 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995г. №33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Таким образом, земли ФГБУ «Сочинского национального парка», отнесены к землям, изъятым из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Пунктом «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно Положению о Территориальном управлении, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009г. №49 Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Краснодарского края земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с возложенными полномочиями Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, расположенных на территории Краснодарского края, находящихся в федеральной собственности, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Представленные истцом доказательства не содержат выводов о принадлежности спорного земельного участка иному лицу (в том числе истцу), кроме как Российской Федерации.
Статьей 235 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, в соответствии с которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, а также в случаях принудительного изъятия имущества у собственника.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Российская Федерация как собственник земельного участка с кадастровым номером <...> не принимала решения об отказе от права собственности либо о прекращении права собственности на данный земельный участок, а также о его отчуждении в собственность муниципального образования город Сочи, а, следовательно, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <...> по основаниям, предусмотренным ГК РФ, не прекращалось.
В силу приведенных норм права, наличие фактического владения в границах земельного участка Российской Федерации не может являться основанием для прекращения права федеральной собственности на спорную часть земельного участка.
ФГБУ «Сочинский национальный парк» создан постановлением Совета министров РСФСР от 05.05.1983г. №214. Указанным постановлением национальному парку предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 190 тыс. га земель государственного лесного фонда. Границы лесхозов, на базе которых был создан национальный парк, были закреплены в материалах лесоустройства территории этих лесхозов, проведенного в 1976 – 1977 г.г.
В 1997г. Воронежским лесоустроительным предприятием составлен «проект организации территории и ведения лесного хозяйства Сочинского национального парка, согласно которого определены границы участков лесного фонда национального парка на площади 193737га». Имеется картографический материал (планшеты М1:10000), согласованный с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи в 2001г.
В июне 2006г. Сочинским филиалом ФГУ «Земельно-кадастровая палата Краснодарского края», по заявлению дирекции национального парка, произведена постановка на условный земельно-кадастровый учет границ национального парка, полученных картометрическим способом оцифровки и векторизации планшетов лесоустройства 1997г. При этом учтены сведения о наличии всех известных (установленных) землепользователей на июнь 2006г.
В соответствии с разъяснениями указанных в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости «О кадастровом учете лесных участков» от 26.01.2007г. №ВК/0170, проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства (пункт 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ). При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014г.г.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.06.2006г. №357, заключен государственный контракт по межеванию границ ФГБУ «Сочинский национальный парк». По результатам межевых работ земли ФГБУ «Сочинский национальный парк» были поставлены на уточненный государственный земельный кадастровый учет.
Работы по межеванию территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» производились ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона от 24.07.2007г. №221 – ФЗ согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Границы и местоположение земельного участка с кадастровым номером <...> согласованы со всеми смежными землепользователями в установленном законом порядке, в том числе в соответствии с Законом от 24.07.2007г. №221 – ФЗ. Нарушений прав смежных землепользователей при его межевании и постановке на государственный кадастровый учет выявлено не было.
При проверке представленных документов оснований для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> выявлено не было, в результате чего был осуществлен кадастровый учет.
Таким образом, утверждения истца о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет без соблюдения интересов и учета прав смежных землепользователей необоснованны.
Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» на основании доверенности ФИО1 и представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности ФИО2 удовлетворить.
Решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в иске ФИО3 к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ФГБУ «Сочинский национальный парк» о признании пересечения кадастровой ошибкой.
Председательствующий:
Судьи: