Судья Шамхалова Т.М. Дело № 33-9977
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 октября 2018 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Власенко И.Г., Александровой М.В.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе администрации городского округа Большой Камень Приморского края на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично, за ФИО1 признано право на получение ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % к должностному окладу муниципального служащего, на администрацию городского округа Большой Камень возложена обязанность внести изменения в пункт 4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ФИО1 и администрацией городского округа Большой Камень в части установления размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % к должностному окладу ФИО1 С администрации городского округа Большой Камень Приморского края в пользу ФИО1 взыскана заработная плата за период с мая 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ, компенсация за задержку причитающихся выплат работнику в размере 41234 руб. 79 коп., моральный вред в размере 5000 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень. Сторонами заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№. Пунктом 4.1 трудового договора определена оплата труда в размере должностного оклада 5778 руб. в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер 200% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере 15%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 10% должностного оклада, надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока 30%, районный коэффициент 30%, материальная помощь в размере одного должностного оклада один раз в год. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада. Поскольку условия трудового договора противоречат муниципальному правовому акту и требованиям статей 22, 129 и 135 Трудового кодекса РФ, просил привести в соответствие размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для главного специалиста 1 разряда в размере 120 %, взыскать задолженность по заработной плате в размере 189447 руб. 83 коп., проценты за просрочку причитающихся к выплате сумм в размере 60007 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В последующем уточнил исковые требования, просил признать за ним право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % должностного оклада ежемесячно и обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ в части размера этой надбавки; взыскать с администрации городского округа Большой Камень недополученную заработную плату за период с мая 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера 120 % должностного оклада в общей сумме 232556 руб. 32 коп., компенсацию за задержку причитающихся выплат согласно ст. 236 ТК РФ в сумме 41 234 руб.79 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В судебном заседании ФИО1 поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в уточнениях к иску.
Представитель администрации городского округа Большой Камень в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, пояснил, что истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по государственному управлению охраной труда, полномочия которого переданы городскому округу субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования удовлетворены частично.
Администрация городского округа Большой Камень в апелляционной жалобе просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, определения обстоятельств дела, пропуска срока для обращения в суд.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения в части.
Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста 1 разряда отдела государственного управления охраной труда администрации городского округа Большой Камень, на неопределенный срок.
По условиям трудового договора оплата труда ФИО1 составляет: должностной оклад - 5778 руб. в месяц, ежемесячное денежное поощрение - 200% должностного оклада, надбавки: за выслугу лет на муниципальной службе - 15%, за особые условия муниципальной службы - 10% должностного оклада, за работу в южных районах Дальнего Востока - 30%, районный коэффициент 30%, материальная помощь в размере одного должностного оклада один раз в год (п. 4.1 трудового договора).
С февраля 2018 года размер должностного оклада истца составил 6010 рублей.
Решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень.
Решением Думы городского округа Большой камень от ДД.ММ.ГГГГ№ в указанное Положение внесены изменения, согласно которым установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы для главного специалиста 1 разряда в размере от 90 до 120%.
Распоряжением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ№ в штатное расписание администрации ГО ЗАТО Большой Камень внесены изменения, согласно которым размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для главного специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада муниципального служащего.
Поскольку установленный трудовым договором размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 10% должностного оклада, не соответствует размеру, установленному локальным нормативным актом учреждения (90-120%), суд правильно признал право ФИО1 на получение надбавки согласно действующим у ответчика локальным нормативным актам.
Вместе с тем, при определении размера надбавки суд пришел к необоснованному выводу о праве истца на надбавку в размере 120 %. Выводы суда о том, что истец фактически исполнял функции руководителя структурного подразделения (начальника отдела) противоречат штатному расписанию в котором такого подразделения не имеется.
Поскольку право на установление конкретного размера надбавки в пределах от 90 до 120% принадлежит работодателю, такая надбавка в судебном порядке подлежит определению по минимальной гарантированной ставке (90%).
Отклоняя ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права суд указал на то, что истец не был ознакомлен с вышеуказанным Положением в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, что установлено в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае в декабре 2017 года.
Такой вывод нельзя признать обоснованным.
В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Решения Думы городского округа Большой Камень, включая решение об увеличении надбавки, публикуются как в средствах массовой информации (газета ЗАОТ), так и в электронном формате, в связи с чем указанные сведения находятся в широком доступе и могли быть известны истцу с даты их публикации, до проведения проверки инспекцией по труду.
Этот факт подтверждается материалами дела, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ работники администрации городского округа Большой Камень, в том числе ФИО1 обратились в администрацию с заявлением о приведении условий трудового договора в части выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы, в соответствие с муниципальным правовым актом - Положением об условиях оплаты труда в редакции решения Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, работодатель письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказался внести изменения в трудовой договор в части увеличения размера надбавки, сославшись на то, что в силу ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование не вправе направлять собственные денежные средства на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и в том числе по финансовому обеспечению выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
При указанных обстоятельствах, исходя из даты обращения в суд (декабрь 2017 года), истец имеет право на получение надбавки за период с декабря 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ (период указанный в исковых требованиях), сумма надбавки исчисленная за указанный период с учетом 90% размера составляет 122770 руб.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 уволен по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ согласно его заявления об увольнении по собственному желанию от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для внесения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ изменений в части размера надбавки за особые условия муниципальной службы не имеется, т.к. на дату рассмотрения дела действие трудового договора прекращено по соглашению сторон.
Доводы жалобы об отсутствии субвенции для реализации полномочий на такое финансирование не может являться основанием для отказа истцу в признании права на такую надбавку, поскольку Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, штатное расписание не содержат ограничений в отношении группы должностей, одну из которых занимает истец.
Довод жалобы, что в указанном споре подлежит применению ч.1 ст. 392 ТК РФ, основан на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям.
Признавая за истцом право на выплату надбавки за прошлое время, суд исходил не из условий трудового договора, а их недействительности, поскольку условия трудового договора не должны ухудшать положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
Удовлетворяя исковые требования в части процентов за задержку выплаты заработной платы, суд неверно истолковал положения ст. 236 ТК РФ, из содержания которой следует, что ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат наступает только в том случае, если такие выплаты установлены трудовым договором либо признаны ответчиком в досудебном порядке. При наличии спора, когда право на такие выплаты является предметом спора, работодатель не может нести ответственность, предусмотренную указанной нормой.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ при нарушении трудовых прав работника неправомерными действиями работодателя, работнику выплачивается компенсация морального вреда, размер которой определяется судом с учетом положений закона о разумности и справедливости.
С учетом указанных принципов, судебная коллегия полагает возможным определить сумму компенсации в размере 1000 руб., что соразмерно характеру нарушений и установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить в удовлетворенной части. В указанной части принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % к должностному окладу муниципального служащего.
Взыскать с администрации городского округа Большой Камень Приморского края в пользу ФИО1 ежемесячную надбавку за особые условия муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 122770 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Судьи