ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9978 от 16.10.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Шамхалова Т.М. Дело № 33–9978

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Чикаловой Е.Н.

судей Федоровой Л.Н., Шульга С.В.

при секретаре Чапиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы, по апелляционной жалобе Администрации городского округа Большой Камень на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 28 марта 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично. Признано право ФИО1 на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада с 01 марта 2016 года. На администрацию городского округа Большой Камень возложена обязанность внести соответствующие изменения в трудовой договор от 20 ноября 2013 года № 162, заключенный с ФИО1, в части размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада с 01 марта 2016 года. Взыскано с администрации городского округа Большой Камень в пользу ФИО1 сумма надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2017 года в сумме 174 067 рублей 70 копеек, компенсация за задержку оплаты труда 39272 рублей 36 копеек, материальная помощь за 2017 год в размере 8 852 рублей 80 копеек, всего – 222192 рублей 86 копеек. В остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя администрации городского округа Большой Камень – ФИО2, возражения истца ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что работает в должности ... администрации городского округа Большой Камень. Сторонами заключен трудовой договор от 20 ноября 2013 года в редакции дополнительных соглашений к нему от 09.12.2014 № 916, от 11.12.2014 № 1015, от 27.02.2015 № 1085. Пунктом 4.1 трудового договора определена оплата труда в размере должностного оклада 5 533 рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размер 200 % должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере 10 %, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 1 % должностного оклада (в редакции соглашения от 11.12.2014г), надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока 30%, районный коэффициент 30%. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от 28.08.2007 (в редакции решения Думы от 28.01.2016 № 398), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада. Истец ссылается на допущенные работодателем нарушения трудового законодательства в части установления ей надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 1%. Уточнив требования, просила признать за ней право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % должностного оклада ежемесячно и обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от 20 ноября 2013 года № 162 в части размера этой надбавки; взыскать с администрации городского округа Большой Камень недополученную заработную плату за период с 01 марта 2016 года по 31 декабря 2017 года с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера 120 % должностного оклада в общей сумме 177535 рублей 13 копеек согласно представленному расчету, денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат согласно ст. 236 ТК РФ к сумме 35 947 рублей 33 копеек; взыскать с работодателя материальную помощь за 2017 год в размере 8 852 рублей 80 копеек.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требовании.

Представитель администрации городского округа Большой Камень, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился в судебное заседание; направил письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что ответчик не согласен с исковыми требованиями по тем основаниям, что истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия которого переданы городскому округу субъектом РФ, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края; заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым
представитель администрации городского округа Большой Камень не согласился, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части признания права на получение надбавки с 01.03.2016, внесения изменений в трудовой договор от 20.11.2013 № 162 с 01.03.2016, взыскания суммы надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с 01.03.2016 по 30.11.2016, компенсации за задержку оплаты труда, в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права (подпункт 4 части 1 статьи 330 ГПК).

Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно трудовому договору от 20 ноября 2013 года № 162 ФИО1 принята на работу на должность ... администрации городского округа Большой Камень, с выполнением трудовой функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа, на неопределенный срок.

По условиям трудового договора оплата труда ФИО1 составляет: должностной оклад - 4176 руб. в месяц, ежемесячное денежное поощрение - 200% должностного оклада, надбавки: за выслугу лет на муниципальной службе - 10%, за особые условия муниципальной службы - 1% должностного оклада (в редакции соглашения от 01.12.2014), за работу в южных районах Дальнего Востока - 30%, районный коэффициент 30%, материальная помощь в размере одного должностного оклада один раз в год

С декабря 2014 года размер должностного оклада истца составил 5533 рублей (в редакции соглашения от 09.12.2014).

Решением Думы городского округа Большой Камень от 28.08.2007 №57 утверждено Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень.

Решением Думы городского округа Большой камень от 28.01.2016 № 398 в указанное Положение внесены изменения, согласно которым установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы для ведущего специалиста 1 разряда в размере от 90 до 120%.

Распоряжением администрации городского округа Большой Камень от 04.03.2016 №82р в штатное расписание администрации ГО ЗАТО Большой Камень внесены изменения, согласно которым размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для ведущего специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада муниципального служащего.

Поскольку установленный дополнительным соглашением к трудовому договору № 1015 от 11.12.2014 размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 1% должностного оклада, не соответствует размеру, установленному локальным нормативным актом учреждения (90-120%), суд правильно признал право ФИО1 на получение надбавки согласно действующего у ответчика локального нормативного акта.

При этом обоснованно установил размер надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, руководствуясь Приложением 4 к Положению об условиях оплаты труда, поскольку право на установление конкретного размера надбавки в пределах от 90 до 120% принадлежит работодателю.

При признании права на получение надбавки в судебном порядке размер надбавки подлежит определению по минимальной гарантированной ставке (90%).

Признавая за истцом право на выплату надбавки за прошлое время, суд исходил не из условий трудового договора, а их недействительности, поскольку условия трудового договора не должны ухудшать положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Отклоняя ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права и удовлетворяя требования истца за весь период, указанный в иске, суд указал на то, что истец не была ознакомлена с вышеуказанным Положением в редакции от 28.01.2016, что установлено в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае в декабре 2017 года.

Такой вывод нельзя признать обоснованным.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Решения Думы городского округа Большой Камень, включая решение об увеличении надбавки, публикуются как в средствах массовой информации, так и в электронном формате, в связи с чем указанные сведения находятся в широком доступе и могли быть известны истцу с даты их публикации, до проведения проверки инспекцией по труду.

Этот факт подтверждается материалами дела, из которых следует, что 30 октября 2017 года работники администрации городского округа Большой Камень, в том числе и ФИО1 обратились в администрацию с заявлением о приведении условий трудового договора в части выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы, в соответствие с муниципальным правовым актом - Положением об условиях оплаты труда в редакции решения Думы городского округа от 28.01.2016 № 398, работодатель письмом от 30.10.2017 № КПг-483 отказался внести изменения в трудовой договор в части увеличения размера надбавки, сославшись на то, что в силу ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование не вправе направлять собственные денежные средства на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ и в том числе по финансовому обеспечению выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

При указанных обстоятельствах, исходя из даты обращения в суд (декабрь 2017 года), истец имеет право на получение надбавки за период с декабря 2016 года по 31 декабря 2017 года (период указанный в исковых требованиях), сумма надбавки исчисленная за указанный период с учетом 90% составляет 94946 руб. 28 коп.

5533,0 руб. (должностной оклад) х 90% (надбавка)= 4979,70+ДВ 30%+Р/К30%(2987,82)=7967,52-55,33=7912,19 руб. х 12 мес. =94946 руб. 28 коп.

Размер материальной помощи за 2017 год (8852,80 руб.), подлежащей взысканию в пользу истца, суд правильно определил исходя из должностного оклада истца с учетом Дальневосточной надбавки и районного коэффициента.

В соответствии сч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.4 ст 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, истец просила внести изменения в трудовой договор в части установления надбавки за особые условия муниципальной службы.

Судом указанные требования удовлетворены, надбавка за особые условия муниципальной службы установлена с 01.03.2016.

Между тем, судебная коллегия полагает, что оснований для внесения изменений в части установления надбавки за особые условия муниципальной службы с 01.03.2016 не имеется, поскольку, как следует, из трудового договора от 20.11.2013 года № 162, заключенного между администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень и ФИО1 надбавка за особые условия муниципальной службы истцу установлена в размере 90% должностного оклада (пункт 4.1. договора л.д.10).

При этом право на получение указанной надбавки у истца возникает с учетом срока исковой давности, с даты присуждения, а не с 01.03.2016, как указал суд первой инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для внесения изменений в трудовой договор от 20.11.2013 № 162 не имеется.

Удовлетворяя требования истца в части взыскания компенсации за несвоевременную выплату сумм, причитающихся истице, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 236 ТК РФ, исходил из того, что работодателем нарушены сроки выплаты заработной платы, в связи с чем, истец имеет право на получение денежной компенсации за период с 11.04.2016 по 23.03.2018 в размере 39272 руб.36 коп.

Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции ошибочным. Суд неверно истолковал положения ст. 236 ТК РФ, из содержания которой следует, что ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат наступает только в том случае, если такие выплаты установлены трудовым договором либо признаны ответчиком в досудебном порядке. При наличии спора, когда право на такие выплаты оспаривается ответчиком и является предметом спора, работодатель не может нести ответственность, предусмотренную указанной нормой.

Доводы жалобы об отсутствии субвенций для реализации полномочий на такое финансирование не может являться основанием для отказа истцу в признании права на надбавку, предусмотренную условиями трудового договора в соответствии с локальным нормативным актом, поскольку Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, штатное расписание не содержат ограничений в отношении группы должностей, одну из которых занимает истец. Иное бы противоречило нормам закона, так как ведет к нарушению трудовых прав работника, что является недопустимым.

Довод апелляционной жалобы, что в указанном споре подлежит применению ч.1 ст. 392 ТК РФ, основан на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям. Порядок и правила исчисления срока для защиты нарушенного права указаны выше.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шкотовского районного суда Приморского края от 28 марта 2018 года отменить в части признания права на получение надбавки с 01.03.2016, внесения изменений в трудовой договор от 20.11.2013 № 162 с 01.03.2016, взыскания суммы надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с 01.03.2016 по 30.11.2016, компенсации за задержку оплаты труда.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в части возложения обязанности на администрацию городского округа Большой Камень внести изменения в трудовой договор от 20 ноября 2013 года № 162 заключенного с ФИО1, установления размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90% должностного оклада с 01 марта 2016 года, взыскании надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с 1 марта 2016 года по 30 ноября 2016 года, компенсации за задержку оплаты труда- отказать.

4 абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции.

Взыскать с администрации городского округа Большой Камень в пользу ФИО1 сумму надбавки за особые условия муниципальной службы за период с 1 декабря 2016 года по 31 декабря 2017 года в размере 94946 рублей 28 копеек, материальную помощь за 2017 год в размере 8852 рублей 80 коп. Всего взыскать 103799 рублей 08 копеек.

В части отказа в удовлетворении требований решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи