Судья: Гильфанов Д.А. Дело № 33-9979/2015
Учет № 63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Каминского Э.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Кировского районного суда города Казани от 5 мая 2015 года, которым постановлено:
в иске ФИО1, ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Российской Федерации по Республике Татарстан – отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1 и ее представителя ФИО3 в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» об обязании постановки на учет частей жилого дома.
В обоснование заявленных требований указано, что жилой дом общей площадью 57,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому): ФИО1 и ФИО2
Решением Кировского районного суда города Казани от 2 апреля 2007 года за ФИО1 признано право собственности на часть жилого дома (пристрой под литерой А1 (№2) общей площадью 17,3 кв.м., за ФИО2 признано право собственности на часть жилого дома под литерой А1 (№2) общей площадью 17,3 кв.м. Фактически заявители пользуются отдельными изолированными частями жилого дома, имеющими самостоятельные входы.
В пользовании ФИО1 находится часть жилого дома, состоящая из помещений: литера А помещение №4, жилой площадью 29,1 кв.м., помещение №5, жилой площадью 4,8 кв.м., помещение №6, общей площадью 12,9 кв.м., литера А2, общей площадью 3,9 кв.м., помещение №11, общей площадью 6,6 кв.м., помещение №12, жилой площадью 11,5 кв.м., всего общей площадью 68,8 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м.
В пользовании ФИО2 находится часть жилого дома, состоящая из помещений: под литерой А1, помещение №1, жилой площадью 28,6 кв.м., литера А1, помещение №2, общей площадью 17,3 кв.м., литера а1, помещение №13, общей площадью 14,3 кв.м., всего общей площадью 60,2 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м.
18 ноября 2014 года между ФИО1 и ФИО2 заключен договор реального раздела жилого дома, согласно которому стороны пришли к соглашению о прекращении долевой собственности и о реальном разделе жилого дома: в собственность ФИО1 переходит часть жилого дома под литерой А, помещение №4, жилой площадью 29,1 кв.м., в собственность ФИО2 переходит часть жилого дома под литерой А, помещение №1, жилой площадью 28,6 кв.м.
В целях государственной регистрации права собственности заявители обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о постановке на кадастровый учет помещений, находящихся в собственности заявителей.
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» №1600/501/14-294573 от 25 декабря 2014 года в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет отказано по причине того, что отсутствует документ, подтверждающий реконструкцию объекта недвижимости.
Считают данный отказ незаконным и просят обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» провести государственный кадастровый учет объектов недвижимости – части жилого дома <адрес> – литера А (№4), А1 (№5,6), А2 (№10,11,12) общей площадью 68,8 кв.м., жилой площадью 45.4 кв.м., находящейся в пользовании ФИО1, а также части жилого дома литера А (№1), А1 (№2), а1 (№13) общей площадью 60.2 кв.м., жилой площадью 45,9 кв.м., находящейся в пользовании ФИО2, после осуществления которого выдать заявителям кадастровые паспорта.
В судебном заседании ФИО1 и представитель ФИО2 – ФИО4 заявленные требования уточнили, просили обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» снять с кадастрового учета жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№2) общей площадью 17,3 кв.м., инвентарный номер 4524, жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по вышеуказанному адресу, часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№5,6), А2 общей площадью 39,7 кв.м., инвентарный номер 4524, жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по вышеуказанному адресу общей площадью 114,7 кв.м., инвентарный номер 4524; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» поставить на кадастровый учет объекты недвижимости на основании заявления №16-0-1-129/3004/2014-3354 от 23 декабря 2014 года: часть жилого дома № 69 по улице 2-ая Аракчинская города Казани – литера А (№4), А1 (№ 5,6), А2 (№10,11,12) общей площадью 68,8 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м., выделенную в собственность ФИО1 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года, часть жилого дома литера А, А1, а1 общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м., выделенную в собственность ФИО2 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» ФИО5 с заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят решение суда отменить по мотивам незаконности и необоснованности, указывают на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение длят дела и неправильное применение норм права, ссылаются на то, что в постановке на кадастровый учет отказано по причине непредоставления документа, подтверждающего реконструкцию объекта недвижимости, в то время как реконструкция не осуществлялась, а также на то, что законодательство позволяет поставить на кадастровый учет часть дома.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель ФИО3 апелляционную жалобу поддержали.
Иные лица, участвующие в деле при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Из материалов дела установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 марта 1994 года ФИО1 является собственником ? доли одноэтажного бревенчатого жилого дома с общей полезной площадью 56 кв.м., в том числе жилой 32 кв.м. с надворными службами и сооружениями, находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке мерою в 574 кв.м.
ФИО2 на основании договора от 22 ноября 1980 года является собственником ? доли одноэтажного бревенчатого жилого дома с общей полезной площадью 56 кв.м., в том числе жилой - 41 кв.м. с надворными службами и сооружениями, находящегося в <адрес>
Решением Кировского районного суда города Казани от 2 апреля 2007 года за ФИО1 признано право собственности на пристрой под литерой А2, общей площадью 22 кв.м., в том числе жилой – 11,5 кв.м., на помещения №5, жилой площадью 4,8 кв.м., №6, общей площадью 12,9 кв.м., расположенные в пристрое под литерой А1 и находящиеся по адресу: <адрес>. За ФИО2 признано право собственности на помещение №2 под литерой А1, общей площадью 17,3 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
На основании вышеуказанного решения суда ФИО1, ФИО2 получены свидетельства о государственной регистрации права.
18 ноября 2014 года между ФИО1 и ФИО2 заключен договор реального раздела жилого дома.
На часть жилого дома <адрес> под литерами А, А1, А2 составлен технический паспорт по состоянию на 15 июля 2010 года.
На часть жилого дома <адрес> под литерами А, А1, а1 составлен технический паспорт по состоянию на 15 июля 2010 года.
16 декабря 2014 года составлен технический план здания.
23 декабря 2014 года заявители обратились в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет помещений, образованных по договору реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года.
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от 25 декабря 2014 года осуществление государственного кадастрового учета по вышеуказанному заявлению приостановлено по причине отсутствия документа, подтверждающего реконструкцию объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2, суд первой инстанции из того, что часть жилого дома как объект недвижимости не может быть поставлена на кадастровый учет.
С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
На основании частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Судом первой инстанции заявление ФИО1 и ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» об обязании постановки на учет частей жилого дома рассмотрено в порядке искового производства. Вместе с тем, из содержания заявления усматривается, что фактически заявителями оспаривается решение государственного учреждения, осуществляющего возложенные на него законодательством властные полномочия, о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
Таким образом, суд первой инстанции, несмотря на подачу заявления в форме искового, должен был правильно определить вид судопроизводства, предложив заявителям надлежащим образом оформить заявление и рассмотреть данное дело в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из оспариваемого заявителями решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» следует, что в осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости приостановлено в связи с непредоставлением документов, подтверждающих реконструкцию объекта недвижимого имущества.
Вместе с тем, поскольку реконструкция вышеукзанного объекта недвижимости не производилась, а его изменение связано с возведением заявителями самовольных построек, которые узаконены вступившим в законную силу решением суда и сведения о них внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, требование органа кадастрового учета о предоставлении документа, подтверждающего проведение реконструкции, является незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан от 25 декабря 2014 года и обязании устранить допущенное нарушение прав; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан снять с кадастрового учета: жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№2) общей площадью 17,3 кв.м., инвентарный номер 4524, жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№5,6), А2 общей площадью 39,7 кв.м., инвентарный номер 4524, жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 114,7 кв.м., инвентарный номер 4524; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан поставить на кадастровый учет объекты недвижимости на основании заявления №16-0-1-129/3004/2014-3354 от 23 декабря 2014 года: часть жилого дома <адрес> – литера А (№4), А1 (№ 5,6), А2 (№10,11,12) общей площадью 68,8 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м., выделенную в собственность ФИО1 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года, часть жилого дома литера А, А1, а1 общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м., выделенную в собственность ФИО2 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года.
Руководствуясь статьями 199, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Казани от 5 мая 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Признать решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан от 25 декабря 2014 года незаконным.
Обязать устранить допущенное нарушение прав.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан снять с кадастрового учета:
- жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№2), общей площадью 17,3 кв.м., инвентарный номер 4524;
- жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес> часть жилого дома (пристрой), литера А1 (№5,6), А2 общей площадью 39,7 кв.м., инвентарный номер 4524;
жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 114,7 кв.м., инвентарный номер 4524.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан поставить на кадастровый учет объекты недвижимости на основании заявления №16-0-1-129/3004/2014-3354 от 23 декабря 2014 года:
- часть жилого дома <адрес> литера А (№4), А1 (№ 5,6), А2 (№10,11,12) общей площадью 68,8 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м., выделенную в собственность ФИО1 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года;
- часть жилого дома литера А, А1, а1 общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 28,6 кв.м., выделенную в собственность ФИО2 на основании договора реального раздела жилого дома от 18 ноября 2014 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи