ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9980/2015 от 02.09.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Закиров В.Ф. гр. дело № 33-9980/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2015 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Пискуновой М.В.,

судей Занкиной Е.П., Шуковой Н.М.,

при секретаре Бирюковой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения «Новости Тольятти» на заочное решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 мая 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти к Муниципальному бюджетному учреждению «Новости Тольятти» удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Новости Тольятти» исполнить в полном объеме предписание от 18.08.2014 года , составленное контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти по результатам проведенной проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания и иные цели Муниципальному бюджетному учреждению «Новости Тольятти» в 2013 году».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., объяснения представителя Муниципального бюджетного учреждения «Новости Тольятти» - ФИО1 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти – ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Контрольно-счетная палата г.о. Тольятти обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Новости Тольятти» о возложении обязанностей по исполнению предписания.

В обоснование заявленных требований указывалось, что в период с 09 июня 2014 года по 30 июня 2014 года контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти в соответствии с планом работы на 1-й квартал 2014 года, утвержденным распоряжением председателя контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 12 марта 2014 года (с изменениями от 15 апреля 2014 года , от 24 апреля 2014 года ), проведена проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания и иные цели МБУ «Новости Тольятти» в 2013 году.

При проведении данной проверки установлено, что 18 января 2013 года между МБУ «Новости Тольятти» и мэрией г.о. Тольятти заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2013 года на лицевом счете числится остаток неиспользованной субсидии, предоставленной в 2012 году МБУ «Новости Тольятти» на исполнение муниципального задания по выпуску газеты «<данные изъяты>», в размере **** тыс. руб. В 2012 году размер субсидии на исполнение муниципального задания по выпуску газеты «<данные изъяты>», предоставленной МБУ «Новости Тольятти» на лицевой счет , составил **** тыс. руб.

Согласно отчету о целевом использовании субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг (выполнением работ), кассовые расходы МБУ «Новости Тольятти» составили **** тыс. руб. В Соглашении о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 18 января 2013 года вышеуказанный остаток неиспользованной в 2012 году субсидии (728,1 тыс. руб.) не предусмотрен, цели его назначения не определены. Остаток неиспользованной субсидии, предоставленной в 2012 году МБУ «Новости Тольятти» на исполнение муниципального задания по выпуску газеты «<данные изъяты>», в размере **** тыс. руб. числится в учете по состоянию на 01 января 2014 года. В связи с тем, что данный остаток субсидии не использован МБУ «Новости Тольятти» в 2013 году для достижения целей, ради которых оно создано, контрольно-счетная палата г.о. Тольятти считает, что у МБУ «Новости Тольятти» отсутствовала потребность в использовании средств остатка субсидии, предоставленной в 2012 году на исполнение муниципального задания по выпуску газеты «<данные изъяты>», в размере **** тыс. руб.

По результатам проверки составлен акт от 02 июля 2014 года, в котором, в том числе отражено следующее заключение - в связи с отсутствием потребности МБУ «Новости Тольятти» в использовании в 2013 году остатка средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) 2012 года на те же цели, денежные средства в сумме **** тыс. руб. подлежат взысканию в доход бюджета г.о. Тольятти.

Указанный акт в 2-х экземплярах направлен в адрес ответчика 03.07.2014 г., один экземпляр акта, подписанный руководителем ответчика, возвращен в адрес истца 09.07.2014 г. без пояснений и замечаний.

Истцом в адрес ответчика внесено представление от 11.07.2014 , согласно которому ответчику необходимо произвести возврат в бюджет г.о. Тольятти остаток неиспользованной субсидии за 2012 год в сумме **** тыс. руб.

Поскольку предложение истца, содержащееся в отчете от 10.07.2014 г. и представлении от 11.07.2014 г. о перечислении в бюджет **** тыс. рублей не исполнено, то 18.08.2014 г. истцом в адрес ответчика вынесено предписание , в котором предписывается принять меры по возврату в бюджет г.о. Тольятти остатка не использованной субсидии 2012 года в сумме **** тыс. рублей, о чем проинформировать истца в срок до 01.09.2014 года.

18.08.2014 г. ответчиком в адрес истца представлено письмо, в котором указаны причины остатка средств на лицевом счете на 01.01.2013 г. с приложением копий платежных поручений. Указанное письмо и копии платежных поручений представлены ответчиком после составления и направления в его адрес предписания от 18.08.2014 , в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 6 Порядка осуществления контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю от объекта контроля приняты быть не могут. Кроме того, в указанном письме не содержатся объективные причины непредставления вышеуказанных копий платежных поручений до вынесения истцом предписания в установленные сроки.

Ответчиком вместе с письмом от 18.08.2014 г. представлялись платежные документы на оплату расходов в общей сумме **** тыс. руб. Однако фактически произведенные расходы не соответствуют расходам, утвержденным МБУ «Новости Тольятти» в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год. Использование в 2013 году остатков субсидии на муниципальное задание не соответствует объемам выплат, предусмотренным в плане финансово-хозяйственной деятельности ответчика на 2013 год. Кроме того, вместе с указанным письмом ответчиком представлены платежные документы по коду 2001 (расходы за счет средств доходов, поступающих от выполнения платных услуг), что предполагает расходование иных средств, а не предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 78 БК РФ.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просил суд обязать ответчика исполнить в полном объеме предписание от 18.08.2014 г. , составленное контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти по результатам проведенной проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания и иные цели МБУ «Новости Тольятти» в 2013 году.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе директор МБУ «Новости Тольятти» ФИО3 просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в иске.

В жалобе ссылаясь на азб. 1 ч. 1 ст. 78.1, ч. 17 ст. 30 БК РФ указывает, на то, что бюджетное законодательство не содержит запретов на использование бюджетных средств и в последующие годы осуществления своей деятельности. Кроме того, указанные нормы не обязывают бюджетные организации перечислять полученные субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, не использованные в текущем финансовом году в соответствующий бюджет. Вместе с тем, неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетной палаты является основанием для обращения в суд за компенсацией причиненного ущерба, правом которым в данном случае обладает мэрия г.о. Тольятти как орган муниципальной власти. Каких-либо полномочий, дающих право контрольно-счетной палате г.о. Тольятти по самостоятельному обращению за принудительным исполнением вынесенного предписания, нормы права не содержат. Просит учесть, что мэрия г.о. Тольятти не привлечена к участию в деле. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание обстоятельства, что на момент вынесения решения ответчиком оспаривалось предписание истца от 18.08.2014 г. в Арбитражном суде Самарской области. Кроме того, указывает на то, что суд не исследовал документы бухгалтерской и финансовой отчетности ответчика, представленные истцу в рамках контрольных мероприятий, но не принятых по формальным основаниям, которые подтверждают факт целевого использования ответчиком бюджетных средств в спорный период.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МБУ «Новости Тольятти» - ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти - ФИО2 просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вместе с тем, указанным критериям решение суда не отвечает.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ.

Согласно ст. 8 Положения "О контрольно-счетной палате городского округа Тольятти" утвержденного решением Думы г.о. Тольятти от 22.01.2014 г. N 169, контрольно-счетная палата осуществляет полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю: контроль за исполнением бюджета г.о. Тольятти; аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертиза проектов муниципальных правовых актов г.о. Тольятти о бюджете, иных нормативных правовых актов Думы, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; внешняя проверка годового отчета об использовании бюджета.

Согласно ст. 17 Положения "О контрольно-счетной палате городского округа Тольятти" в случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контрольно-счетной палатой составляются представления и предписания.

Предписание - это обязательный для исполнения акт контрольного органа, который выдается по результатам контрольных мероприятий при выявлении: а) грубейших нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, наносящих прямой ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения; б) необходимости по результатам контрольного мероприятия возврата в соответствующий бюджет средств, использованных не по целевому назначению; в) несоблюдения сроков и порядка рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты, в том числе в случаях ненаправления в установленные сроки уведомления о рассмотрении представления; г) создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, включая непредставление документов в объеме и сроки, которые установлены Контрольно-счетной палатой.

В пунктах 6 и 7 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации", пунктами 9, 10 ст. 17 Положения "О контрольно-счетной палате городского округа Тольятти", утвержденного решением Думы г.о. Тольятти от 22.01.2014 г. N 169 указано, что предписание должно быть исполнено в установленные в нем сроки, неисполнение (ненадлежащее исполнение) предписания влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Самарской области.

Согласно п. 10 ст. 17 Положения "О контрольно-счетной палате городского округа Тольятти" неисполнение и ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ и (или) законодательством Самарской области.

Неисполнение предписаний контрольно-счетной палаты о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, ущерба г.о. Тольятти является основанием для обращения мэрии в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

По настоящему делу Контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти избран исковой способ защиты.

Следовательно, в ходе рассмотрения дела следовало установить было ли нарушено ответчиком бюджетное законодательство РФ, а именно положения ч. 17 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010г. № 83 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных) учреждений» в совокупности с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

В соответствии пп.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяются местной администрацией.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 БК РФ. В соответствии с данной статьей бюджетным учреждениям представляются два вида субсидий. Субсидия, в соответствии с абз. 1 п. 1, предоставляется на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а субсидия в соответствии с абз. 2 п.1 — на иные цели.

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

В соответствии с вышеуказанными нормами субсидия на исполнение муниципального задания должна использоваться в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых МБУ создано, а не возвращаться в бюджет. Возврат в бюджет неиспользованной субсидии предусмотрен только в отношении субсидии, предоставленной на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1) и субсидии, предоставленной на основании ст. 78.2 БК РФ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Планом контрольной деятельности по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на I квартал 2014 г. контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти в период с 09.06.2014 г. по 30.06.2014 г. проведена проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания и иные цели МБУ «Новости Тольятти» в 2013 году.

По результатам контрольных мероприятий 02.07.2014 г. составлен акт проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания и иные цели МБУ «Новости Тольятти» в 2013 году.

На основании акта проверки от 02.07.2014 г., отчета по проверке от 10.07.2014 г. выдано предписание от 18.08.2014 , согласно которому МБУ «Новости Тольятти» предписано принять меры по возврату в бюджет г.о. Тольятти остатка не использованной субсидии 2012 года в сумме **** тыс. руб. О выполнении данного предписания и принятых мерах необходимо проинформировать контрольно-счетную палату г.о. Тольятти в срок до 01.09.2014 года.

Из содержания указанного предписания следует, что ответчик нарушил бюджетное законодательство Российской Федерации, а именно ч.17 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

18.08.2014 г. МБУ «Новости Тольятти» представило в адрес контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти письмо (исх. ), в котором указаны причины остатка средств на лицевом счете на 01.01.2013 г. (л.д. 127-128), с приложением копий платежных поручений. Из указанного письма следует, что оставшиеся средства 2012 г. МБУ «Новости Тольятти» по согласованию с мэрией г.о. Тольятти после утверждения изменений Плана финансово-хозяйственной деятельности планирует направить на погашение задолженности по арендной плате. Произвести возврат в бюджет остаток неиспользованной субсидии за 2012 г. в сумме **** тыс. руб. не представляется возможным в связи с отсутствием этих средств на л/с МБУ «Новости Тольятти».

Из обстоятельств дела усматривается, что вышеуказанные документы в виде копий платежных поручений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности, представленные МБУ «Новости Тольятти», контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти не приняты по основанию, указанному в ч. 3 ст. 6 Порядка осуществления контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 19.02. 2014 №197.

Кроме того, отказ в принятии обосновывался тем, что в указанном письме не содержались объективные причины непредставления вышеуказанных копий платежных поручений до вынесения истцом предписания в установленные сроки.

Как следует из решения суда, истец указывал, что ответчиком к письму от 18.08.2014 г. представлены платежные документы на оплату расходов в общей сумме **** тыс. руб. Однако фактически произведенные расходы не соответствуют расходам, утвержденным МБУ «Новости Тольятти» в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2013 г. Использование в 2013 г. остатков субсидии на муниципальное задание не соответствует объемам выплат, предусмотренным в плане финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Новости Тольятти» на 2013 г. Кроме того, МБУ «Новости Тольятти» представлены платежные документы по коду 2001 (расходы за счет средств доходов, поступающих от выполнения платных услуг), что предполагает расходование иных средств, а не предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с абз. 1 ч. 1 ста.78 БК РФ.

Судом установлено, что 01 сентября 2014 года МБУ «Новости Тольятти» обращалось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти о признании недействительным предписания контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 18 августа 2014 года. Определением Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года производство по делу прекращено, поскольку спор, вытекающий из бюджетно-правовых отношений, не является спором, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то есть спором, подведомственным арбитражному суду в силу положений статей 27,29 АПК РФ (л.д. 155-159).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что предписание от 18.08.2014 г. составлено контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, подлежит обязательному исполнению МБУ «Новости Тольятти».

Судебная коллегия не может согласиться с данным решением суда исходя из следующего.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства нарушения ответчиком бюджетного законодательства, изложенного в предписании от 18.18.2014 г.

В соответствии с абз. 1 п. 1 статьи 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные бюджетными учреждениями в текущем финансовом году остатки субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в очередном финансовом году поступают в их самостоятельное распоряжение и используются ими в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Объем субсидии учреждению на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения может быть уменьшен при невыполнении им в полном объеме муниципального задания. Однако при этом обязательным условием такого уменьшения должно являться соответствующее уточнение объемных показателей муниципального задания.

Остатки субсидии на муниципальное задание могут быть направлены учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), на приобретение оборудования, на осуществление приносящей доход деятельности, на повышение заработной платы сотрудникам учреждения при условии, что направления расходов за счет этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе.

При этом законодательством Российской Федерации не установлен запрет на использование остатков субсидии, образовавшихся по итогам выполнения муниципальных заданий прошлых лет.

Субсидии, получаемые муниципальным учреждением из бюджета (в том числе их неиспользованные остатки), средства от оказания платных услуг, а также средства, поступающие из других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в соответствии с положениями статьи 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются учреждениями в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы. Указанная норма права, не предписывает лицу, получившему субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, возвращение (перечисление) этих средств в соответствующий бюджет, в случае их не использования в году предоставления и в очередном финансовом году.

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в установленном порядке.

Кроме того, согласно письму Минфина России, направленного в адрес мэрии г.о. Тольятти от 03.03.2015 обязанность возврата учреждениями остатка субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшегося на начало текущего финансового года и неиспользованного ими в текущем финансовом году, законодательством Российской Федерации не установлена.

Остатки субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания неиспользованные учреждениями на начало текущего финансового года, могут быть использованы ими в текущем финансовом году, а также в очередном финансовом году и последующем периоде в соответствии с Планом.

Таким образом, законодательство, регулирующее предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, не содержит запретов на использование, в данном случае ответчиком, приобретенных в ранее изложенном порядке денежных средств, в 2013, 2014 годах и последующие периоды.

Кроме того, из материалов дела следует, что ответчик использовал по назначению остаток субсидии на сумму **** руб., остаток денежных средств пошел на погашение долгов за 2013 г., что подтверждается, в том числе копиями платежных поручений ( Т.2 л.д. 46-69).

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит не соответствующими закону, считает решение суда подлежащим отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 мая 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти к Муниципальному бюджетному учреждению «Новости Тольятти» о возложении обязанностей по исполнению предписания - оставить без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья: