Судья Пуляева О.В. Дело №
Докладчик Дмитриева Л.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего: Зиновьевой Е.Ю.,
судей: Дмитриевой Л.А., Кузьменка А.В.,
при секретаре: Левицкой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 04 октября 2016 года гражданское дело по апелляционному представлению Новосибирского транспортного прокурора, апелляционной жалобе Общественной организации «Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов» на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «РЖД» удовлетворены частично, признано незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав инвалидов бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов, в удовлетворении иска в остальной части отказано, взыскано с ОАО «РЖД» государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения прокурора Жигаловой Е.А., представителя ОАО «РЖД» Шмаковой С.Н., представителя Общественной организации «Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов» - Перевозчиковой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав инвалидов бездействия ОАО «РЖД», выразившегося в не оборудовании пассажирских платформ четного и нечётного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона следующим образом:
- оборудовать пассажирские платформы четного и нечетного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения;
- оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» пандусами для инвалидов.
В обоснование указано, что в августе 2015 года в результате проведенной поверки исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:
- на кромках посадочных сторон платформ отсутствуют тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения (нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012),
- лестничные сходы с платформ не оборудованы пандусами (нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012).
ОАО «РЖД» является собственником пассажирских платформ, которые находятся на балансе Западно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств.
Указанные пассажирские платформы предназначены для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов.
Отсутствие специальных устройств существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуг по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении Новосибирского транспортного прокурора и апелляционной жалобе ОО «НОО ВОИ» изложена просьба об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона следующим образом:
- оборудовать пассажирские платформы четного и нечетного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения,
- оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» пандусами для инвалидов.
Указывают, что не согласны с выводами суда о том, что с вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» отсутствует порядок и оснований для возложении на ответчика обязанностей по оборудованию пассажирских платформ тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения и пандусами для инвалидов, поскольку такая обязанность предусмотрена исключительно в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанными объектами и средствами и остановочные платформы, указанные в исковом заявлении не являются таковыми.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Новосибирской транспортной прокуратурой в рамках полномочий, предоставленных частью 1 статьи 21, частью 3 статьи 22, статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре РФ» проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на остановочных платформах, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов.
Поименованные в исках платформы находятся на балансе Западно- Сибирской дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД». Целевое назначение объектов - обеспечение неопределенному кругу лиц доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, предоставление возможности осуществить посадку в электропоезд, высадки из электропоезда. Использование юридическим лицом объекта налагает на него обязанность обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством мер, направленных на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать требованиям градостроительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Статья ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.
Правила, предусмотренные СП 59.133330.2012, применяются в совокупности с нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов", "О техническом регулировании", Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" и предполагают "разумное приспособление" объекта для нужд маломобильных граждан. При этом добровольность применения стандартов не исключает обязанности пользователя транспортной инфраструктуры обеспечить исполнение требований федерального законодательства о доступности названной категории граждан к инфраструктуре.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие выполнение им законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ», а также об обоснованности требований истца о признании бездействия незаконным, противоречащим требования законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившимся в не оборудовании пассажирских платформ четного и нечетного направления на указанных остановочных платформах специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов.
Выводы суда первой инстанции в этой части решения не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированны в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанностей устранить выявленные нарушения закона путем оборудования пассажирских платформ четного и нечетного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, оборудования лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п., Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» пандусами для инвалидов, судом первой инстанции установлено, что на дату предъявления исковых требований действовала редакция ст.15 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Новая редакция ст.15 вышеуказанного закона предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
Закон в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортных средств применяется с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанных объектам и средствам.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействия ответчика являются незаконными, однако в момент вынесения решения в связи с вступлением в силу изменений в ст. 15 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ и отсутствием нормативного правового регулирования порядка устранения выявленных нарушений путем оборудования пассажирских платформ специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов, нельзя понудить ответчика устранить выявленные нарушения закона в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
С такой позицией суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в связи с чем, что судом не применен материальный закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены решения суда в этой части в силу ст.330 ГПК РФ.
В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать: устройство пандусов.
В соответствии с положением п.3.14 «СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытии) и яркой контрастной окраски.
Кроме того, в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, изданным в целях повышения качества обслуживания пассажиров, установлены требования к конструктивным материалам, используемым для покрытия пассажирских платформ и прилегающих территорий.
Так, на пассажирских платформах для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения (п.5.4.4), а также пандусами (п.5.2.7).
В соответствии с п.7.1.3 вышеуказанного распоряжения переходы, соединяющие привокзальную площадь, пассажирское здание и платформы, должны быть оборудованы устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения согласно требованиям: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения". СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям".
Истцом заявлены требования с целью обеспечить минимальный стандарт доступности, безопасность инвалидов и возможность самостоятельно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.
Поскольку обязанность обеспечить пассажирские платформы тактильными указателями и пандусами установлена и иными нормативными правовыми актами в их совокупности, которые суд при вынесении оспариваемого решения не учел, напротив, применил в оспариваемой части только положения ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ в новой редакции, а также ч.3 ст.26 Федерального закона №419-ФЗ, сославшись на то, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Однако ограничения, установленные ч.3 ст.26 Федерального закона №419-ФЗ, по применению ст.15 Федерального закона №181-ФЗ действуют лишь в части тех объектов и тех обязанностей, которые прямо поименованы в части 1 данного Закона. Во всем остальном, на иные правоотношения, регулирующие права инвалидов, связанные с использованием объектов транспортных инфраструктур, распространяется действие Федерального закона №419-ФЗ, включая содержащуюся в нем норму (ч. 1 ст.26) об общем сроке вступления в силу закона с 01.01.2016г.
Отношения, связанные с обеспечением доступности транспортной инфраструктуры носят комплексный характер, в связи с чем должны регулироваться, в том числе нормами гражданского законодательства.
Это обосновывается тем обстоятельством, что обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности пассажиров в силу требований ч.1 ст.786 Гражданского кодекса РФ, ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», входит в число обязанностей перевозчика - стороны в договоре перевозки.
Таким образом, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о невозможности возложения обязанности на ответчика оборудовать остановочные пассажирские платформы тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, а также пандусами для инвалидов, в связи с отсутствием нормативного акта компетентного органа, регламентирующего порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, указанных в иске.
ОАО «РЖД» было обязано принять меры к исполнению специального закона с момента получения права собственности на вышеназванные платформы, однако надлежащие меры к исполнению не принимало на протяжении более чем 12 лет.
Перевозчик не исполнил обязательство, предусмотренное действовавшим в период возникновения спорных отношений законодательством, и новый закон не освобождает его от исполнения такой обязанности.
Кроме того, ответчик в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательства того, что действующие пассажирские платформы невозможно приспособить для нужд инвалидов путем устройства пандусов и тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения.
Судебная коллегия полагает, что требования истца в части возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений на остановочных платформах путем оборудования наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения и пандусами для инвалидов подлежат удовлетворению, учитывая, что по делу не требуется установления новых обстоятельств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, постановить новое, которым удовлетворить исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «РЖД» в части возложения обязанности устранить выявленные нарушения закона и оборудовать пассажирские платформы четного и нечетного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п. «Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения; оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п. «Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» пандусами для инвалидов.
Возложить на ОАО «РЖД» обязанность оборудовать пассажирские платформы четного и нечетного направления о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п. «Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения;
- оборудовать лестничные сходы с пассажирских платформ о.п. «Буготак», о.п. «Юбилейная», о.п. «Обской залив», о.п. «65 км», о.п. «Барлак», о.п. «Морозово», о.п. «Нижняя Ельцовка», о.п. «Посевная», о.п. «Звездная», о.п. «Юность», о.п. «Совхоз Бердский», о.п. «3429 км», о.п. «Дорогино», о.п. «Чебула» пандусами для инвалидов.
Апелляционное представление Новосибирского транспортного прокурора и апелляционную жалобу Общественной организации «Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов» удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: