Судья Шамхалова Т.М. Дело № 33-9983
25RS0035-01-2017-001645-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2018 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Александровой М.В., Власенко И.Г.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании права на получение надбавки, взыскании заработной платы по апелляционной жалобе администрации городского округа Большой Камень Приморского края на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил: признать право ФИО1 на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада муниципального служащего - с ДД.ММ.ГГГГ;
обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО1, в части размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада - с ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с администрации городского округа Большой Камень в пользу ФИО1 надбавку к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 161437,32 рублей, компенсацию за задержку оплаты труда в сумме 37049,26 рублей, материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9244,8 рублей, всего – 207731,38 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения ФИО1, представителей администрации городского округа Большой Камень – Пикуля А.В., ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа Большой Камень, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности главного специалиста 1 разряда администрации городского округа Большой Камень, с выполнением трудовой функции по осуществлению деятельности по реализации Закона Приморского края от 08.11.2005 г. № 294-КЗ «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». Сторонами заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. Пунктом 4.1 трудового договора определена оплата труда в размере должностного оклада 5 778 рублей в месяц, ежемесячного денежного поощрения в размере 200% должностного оклада, надбавки за выслугу лет на муниципальной службе в размере 30%, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 17 % должностного оклада (в редакции соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.), надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока 30%, районный коэффициент 30%. Положением об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы в администрации городского округа для главного специалиста 1 разряда установлен в пределах от 90% до 120 % должностного оклада. Истец ссылается на допущенные работодателем нарушения трудового законодательства в части установления ей надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 17 % согласно трудовому договору, что противоречит муниципальному правовому акту и требованиям статей 22, 129 и 135 Трудового кодекса РФ. Кроме того, названным Положением предусмотрена материальная помощь в размере одного должностного оклада один раз в год, в выплате которой истице было отказано работодателем за период ДД.ММ.ГГГГ. Просила признать за ней право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 120 % должностного оклада ежемесячно и обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в части размера этой надбавки; взыскать недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы исходя из размера 120 % должностного оклада в общей сумме 158082,37 рублей, денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат согласно ст. 236 ТК РФ в сумме 32006,76 рублей; взыскать с работодателя материальную помощь за 2017 год в размере 9244,8 рублей.
В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования.
Представитель администрации городского округа Большой Камень не согласился с исковыми требованиями по тем основаниям, что истец исполняет свои должностные функции в подразделении органа местного самоуправления по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочия которого переданы городскому округу субъектом РФ на основании Закона Приморского края, и оплату труда такому муниципальному служащему следует финансировать за счет бюджета Приморского края; заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласна администрация городского округа Большой Камень Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить по основаниям неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители администрации городского округа Большой Камень поддержали апелляционную жалобу.
ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части.
Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности главного специалиста 1 разряда администрации городского округа Большой Камень, с выполнением трудовой функции по осуществлению деятельности по реализации Закона Приморского края от 08.11.2005 г. № 294-КЗ «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
По условиям трудового договора и дополнительных соглашений оплата труда ФИО1 составляет: должностной оклад - 5778 руб. в месяц, ежемесячное денежное поощрение - 200% должностного оклада, надбавки: за выслугу лет на муниципальной службе - 30%, за особые условия муниципальной службы - 17 % должностного оклада, за работу в южных районах Дальнего Востока - 30%, районный коэффициент 30%, материальная помощь в размере одного должностного оклада один раз в год.
Решением Думы городского округа Большой Камень от 28.08.2007 №57 утверждено Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень.
Решением Думы городского округа Большой камень от 28.01.2016 № 398 в указанное Положение внесены изменения, согласно которым установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы для главного специалиста 1 разряда в размере от 90 до 120% (л.д. 64).
Поскольку установленный трудовым договором размер надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 17 % должностного оклада, не соответствует размеру, установленному локальным нормативным актом учреждения (90-120%), суд правильно признал право ФИО1 на получение надбавки согласно действующим у ответчика локальным нормативным актам. Суд обоснованно исходил из минимального размера надбавки в 90 %, поскольку право на установление конкретного размера надбавки в пределах от 90 до 120% принадлежит работодателю, такая надбавка в судебном порядке подлежит определению по минимальной гарантированной ставке (90%).
Отклоняя ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права суд указал на то, что истец не был ознакомлен с вышеуказанным Положением в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, что установлено в ходе внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Приморском крае в ДД.ММ.ГГГГ.
Такой вывод нельзя признать обоснованным.
В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Решения Думы городского округа Большой Камень, включая решение об увеличении надбавки, публикуются как в средствах массовой информации (газета ЗАОТ), так и в электронном формате, в связи с чем указанные сведения находятся в широком доступе и могли быть известны истцу с даты их публикации, до проведения проверки инспекцией по труду.
Этот факт подтверждается материалами дела, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ работники администрации городского округа Большой Камень, в том числе ФИО1 обратились в администрацию с заявлением о приведении условий трудового договора в части выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за особые условия муниципальной службы, в соответствие с муниципальным правовым актом - Положением об условиях оплаты труда в редакции решения Думы городского округа от 28.01.2016 № 398. Работодатель письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказался внести изменения в трудовой договор в части увеличения размера надбавки, сославшись на то, что в силу ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование не вправе направлять собственные денежные средства на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ, в том числе по финансовому обеспечению выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (л.д.90-92).
При указанных обстоятельствах, исходя из даты обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ), истец имеет право на получение надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период указанный в исковых требованиях), сумма надбавки исчисленная за указанный период с учетом 90% размера составляет 88056, 72 рублей (7338,06 х 12 мес.).
Оснований для взыскания надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имелось, поскольку истцом пропущен срок для обращения в суд, о чем обоснованно ссылался представитель ответчика в судебном заседании. Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене, с принятием решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы об отсутствии субвенции для реализации полномочий на такое финансирование не может являться основанием для отказа истцу в признании права на такую надбавку, поскольку Положение об условиях оплаты труда выборных должностных лиц, органов местного самоуправления и муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Большой Камень, штатное расписание не содержат ограничений в отношении группы должностей, одну из которых занимает истец.
Довод жалобы о том, что в указанном споре подлежит применению ч.1 ст. 392 ТК РФ, основан на неверном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям.
Признавая за истцом право на выплату надбавки за прошлое время, суд исходил не из условий трудового договора, а их недействительности, поскольку условия трудового договора не должны ухудшать положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
Удовлетворяя исковые требования в части процентов за задержку выплаты заработной платы, суд неверно истолковал положения ст. 236 ТК РФ, из содержания которой следует, что ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат наступает только в том случае, если такие выплаты установлены трудовым договором либо признаны ответчиком в досудебном порядке. При наличии спора, когда право на такие выплаты является предметом спора, работодатель не может нести ответственность, предусмотренную указанной нормой. Поэтому решение суда в этой части также подлежит отмене, и в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.
Решение суда в части взыскания материальной помощи ДД.ММ.ГГГГ в размере 9244, 80 рублей ответчиком не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части взыскания с администрации городского округа Большой Камень в пользу ФИО1 надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за задержку оплаты труда в сумме 37049,26 рублей.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень о взыскании надбавки к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за задержку оплаты труда в сумме 37049,26 рублей отказать.
В остальной части решение суда изменить.
Признать за ФИО1 право на получение надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада муниципального служащего.
Обязать администрацию городского округа Большой Камень внести соответствующие изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО1 в части размера надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 90 % должностного оклада.
Взыскать с администрации городского округа Большой Камень в пользу ФИО1 надбавку к заработной плате за особые условия муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 88056,72 рублей, материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9244, 80 рублей, всего - 97301,52 рублей.
Председательствующий
Судьи