Судья Щипицина Т.А.
N 33-9990
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Овчинниковой Н.А., Степанова П.В.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 сентября 2017г. дело по апелляционной жалобе Гуляевой З.А. на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 26 июня 2017 г., которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Гуляевой З.А. к Администрации Ленинского сельского поселения о признании незаконным распоряжения от 28.04.2017 года № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения» отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения административного истца Гуляевой З.А., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Гуляева З.А. обратилась с административным исковым заявлением к Администрации Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края о признании незаконным распоряжения от 28.04.2017 № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения». В обоснование требований указала, что 28.04.2017 года вновь избранный глава поселения - глава администрации Ленинского сельского поселения М., не вступивший в должность, издал распоряжение № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения», которое противоречит требованиям Конституции РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края. На дату принятия оспариваемого распоряжения 28.04.2017 г. полномочия главы сельского поселения осуществлялись Гуляевой З.А. В соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава Ленинского сельского поселения полномочия Главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сельского поселения - главы администрации Ленинского сельского поселения. Следовательно, полномочия для принятия распоряжения у М. отсутствовали, так как М. 28.04.2017 г. в должность еще не вступил. 28.10.2012г. главой Ленинского сельского поселения избрана Гуляева З.А., которая приступила к исполнению обязанностей 07.11.2012 г., срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет. Решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения от 21.04.2017 № 9, которое вступило в силу со дня опубликования 27.04.2017 г., главой сельского поселения - главой администрации Ленинского сельского поселения был избран М. День вступления в должность после избрания не установлен ни Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах оорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом Ленинского сельского поселения и никакими другими нормативными правовыми актами. Считает, что М., не имея на то полномочий, сам единолично установил день вступления в должность, чем нарушил требования Конституции РФ, законодательства РФ и её права. Пунктом 2 оспариваемого распоряжения признано недействующим распоряжение администрации Ленинского сельского поселения от 07.11.2012 № 45 «О вступлении в должность главы Ленинского сельского поселения Гуляевой З.А.», что означает, что глава поселения
Гуляева З.А. с 07.11.2012 г. осуществляла свою деятельность незаконно. С 30.04.2017 г. она находится в ежегодном очередном отпуске, соответственно, в соответствии с нормами ТК РФ, М. может вступить в должность только после истечения ее отпуска. Следовательно, М. незаконно осуществляет полномочия Главы сельского поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения. Просит признать распоряжение от 28.04.2017 г. № 20 «О вступлении в должность главы поселения – главы администрации Ленинского сельского поселения» незаконным, поскольку данным распоряжением нарушаются ее права на труд, на участие в управлении делами государства и право быть избранным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Гуляева З.А. Указывает, что на момент принятия оспариваемого распоряжения М. в должность еще не вступил, поскольку из этого распоряжения следует, что он вступает в должность с 01.05.2017 г. Следовательно, оспариваемое распоряжение издано неуполномоченным лицом. Суд не учел, что процедура вступления в должность главы в сельском поселении отсутствует, Уставом сельского поселения порядок вступления в должность главы не определен. Согласно Уставу срок полномочий главы – 5 лет, следовательно вновь избранный глава вступает в должность по истечении 5 лет исполнения полномочий действующим главой. Согласно ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" если порядок избрания главы менялся, он применяется после истечения срока полномочий главы, избранного до дня вступления закона в силу. Часть 2 ст.29 Устава сельского поселения применяется после истечения полномочий действующего главы. Суд пришел к неверному выводу, что срок её полномочий истек второго воскресенья марта 2017 года. Считает, что срок её полномочий – до 07.11.2017 г., поскольку она вступила в должность 07.11.2012 года. Административный ответчик не доказал, что оспариваемое распоряжение основано на законе. Суд не учел, что она находилась в отпуске. Суд лишил её права на пенсию по выслуге лет.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, по делу не установлено.
Из материалов дела следует, что Гуляева З.А. была избрана главой Ленинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района на прямых выборах в 2012 году (решение Территориальной избирательной комиссии Кудымкарского муниципального района от 02.11.2012 г. № **).
М. избран главой администрации Ленинского сельского поселения решением Совета депутатов Ленинского сельского поселения от 21.04.2017 № 9. Решение опубликовано 27.04.2017 г.
Из распоряжения главы администрации Ленинского поселения № ** от 28.04.2017 года - М., с учетом отмененного п.2 распоряжения, следует, что он вступил в должность главы поселения с 01.05.2017 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемое распоряжение от 28.04.2017 г. прав административного истца не нарушает, поскольку срок, на который была избрана Гуляева З.А., окончен второго воскресенья марта 2017 г. (12.03.2017 г.)
Сроки, на которые избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления регламентированы в ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В период избрания Гуляевой З.А. на должность главы часть 1 статьи 8 указанного Федерального закона действовала в следующей редакции:
Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов…
Суд первой инстанции правильно применил указанную норму права, и пришел к обоснованному выводу, что днем окончания срока, на который была избрана Гуляева З.А., является второе воскресенье марта 2017 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда. Доводами апелляционной жалобы он не опровергается.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Гуляева З.А. была избрана в соответствии с Уставом сельского поселения на 5-ти летний срок полномочий, в должность вступила 07.11.2012 года, не указывают на то, что днем окончания срока её полномочий является 07.11.2017 года.
Как указано выше, срок полномочий лица, занимающего выборную должность в органе местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не может составлять менее двух и более пяти лет. Этой же нормой определен календарная дата окончания срока, на который было избрано выборное должностное лицо орган - второе воскресенье марта года, в котором истекает срок его полномочий. С учетом принципа непрерывности избирательного процесса, срок фактического исполнения полномочий выборного лица может незначительно отклоняться в ту или иную сторону.
Таким образом, определение дня окончания срока, на который была избрана глава сельского поселения Гуляева З.А. путем отчета 5 лет со дня вступления в должность не основано на нормах подлежащего применению закона.
Тот указанный в жалобе факт, что после избрания на должность
Гуляевой З.А. Уставом сельского поселения изменен порядок избрания главы, и этот порядок не может быть применен до истечения срока её полномочий, не влекут отмену решения суда.
Согласно положениям ч. 3.1 ст. 36 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на которые ссылается автор апелляционной жалобы, в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В действующей редакции ч. 2 ст. 29 Устава Ленинского сельского поселения определено, что Глава сельского поселения – глава администрации поселения избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Изменения в Устав внесены в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 26.11.2014 г. № 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края". Редакция закона вступила в силу в начале апреле 2015 года.
Поскольку ко дню избрания главой М. (21.04.2017 г.) срок, на который избиралась Гуляевой З.А. истек (12.03.2017 г.), не имеется оснований считать, что новый глава избран преждевременно.
Избрание М. главой сельского поселения никем, включая административного истца, не оспорено.
В силу ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
По изложенным мотивам не имеется оснований считать, что у
М., как у вновь избранного должностного лица органа местного самоуправления, отсутствовали полномочия на издание 28.04.2017 г. оспариваемого распоряжения, в том числе полномочия определить дату своего вступления в должность, поскольку иного регулирования порядка вступления в должность главы поселения на сегодняшний день в муниципальном образовании нет.
Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Те обстоятельства, что Гуляева З.А. с 30.04.2017 г. находилась в очередном отпуске, не продляют срок её избрания, поскольку день окончания этого срока определен в законе конкретной календарной датой, в данном случае это
12 марта 2017 года. Что касается возникшей у Гуляевой З.А. неясности по окончанию срока её полномочий, этот день определяется в соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и аналогичным положением ч. 3 ст. 29 Устава сельского поселения.
Доводы о нарушении оспариваемым распоряжением прав административного истца на пенсию, не обоснованы, с учетом того, что доказательств существования таких нарушенных прав (отказа в назначении пенсии) не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 26 июня 2017 г. оставить без изменения,апелляционную жалобуГуляевой З.А.-без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -