Судья <данные изъяты> Дело № 33-999/2017
Докладчик Марьенкова А.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 мая 2017 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Костромцовой Е.И., Минькиной И.В.,
при секретаре: Филимоновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Южно-Сахалинска к ФИО1 об изъятии земельного участка для муниципальных нужд,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2 на решение Южно-Сахалинского городского суда от <данные изъяты>, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2, действующей на основании доверенности от <данные изъяты>, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<данные изъяты> администрация г. Южно-Сахалинска обратилась в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. В обоснование заявленных требований указано, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <1>. В целях осуществления реконструкции автомобильной дороги, истцом принято решение об изъятии у ответчика земельного участка с кадастровым номером <2>, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером <1>. Ответчик заключить соглашение об изъятии земельного участка не согласился, в связи с чем инициирован иск об изъятии земельного участка с кадастровым номером <2>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, установлении суммы выкупа земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, прекращении права собственности ФИО1 на данный земельный участок и признании права собственности на него за администрацией г. Южно-Сахалинска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управление Росреестра по Сахалинской области представило письменные возражения, в которых указано, что истцом неверно сформулированы требования.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос представитель администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2 в апелляционной жалобе и дополнениях к ней. Оспаривает выводы суда о необходимости предоставления генерального плана ГО «Город Южно-Сахалинск», проекта планировки территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» и выводы суда о необходимости направления собственнику изымаемого земельного участка письменного уведомления о государственной регистрации решения об изъятии земельного участка. Указывает на противоречие действующему законодательству выводов суда о преждевременности требований администрации г. Южно-Сахалинска о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок. Приводит доводы о том, что дело было рассмотрено в рамках одного судебного заседания, дополнительные документы судом запрошены не были, администрация г. Южно-Сахалинска была лишена возможности представить дополнительные доказательства. По мнению автора жалобы, процедура изъятия земельного участка была соблюдена и проведена в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Южно-Сахалинска ФИО2 настаивает на доводах апелляционной жалобы.
Ответчик ФИО1, представитель Управления Росреестра по Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> от <данные изъяты>ФИО1 является собственником земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <1>, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>, с разрешенным использованием под жилой дом. На основании постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером <1>, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>, разделен на земельный участок с кадастровым номером <3> площадью <данные изъяты> кв. м и земельный участок с кадастровым номером <2> площадью <данные изъяты> кв. м.
Предметом рассмотрения судом первой инстанции явились требования администрации г. Южно-Сахалинска об изъятии для муниципальных нужд у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <2>, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером <2>, определении суммы его выкупа в размере <данные изъяты> рублей, прекращении права собственности за ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <2> и признании на него права собственности за администрацией г. Южно-Сахалинска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела генерального плана и проекта планировки территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», в связи с чем не усмотрел правовых оснований для изъятия земельного участка с кадастровым номером <2> для муниципальных нужд, для прекращения права собственности ФИО1 на данный земельный участок и признании права собственности на него за администрацией г. Южно-Сахалинска.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для изъятия у ФИО1 земельного участка по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
При этом к государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
На основании п.3 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления – в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ).
Решением городского собрания г. Южно-Сахалинска №603/38-12-4 от 04.07.2012 утвержден генеральный план городского округа «Город Южно-Сахалинск» в составе карт (схем) территориального планирования, в том числе карты планируемого размещения объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры, в котором улица <данные изъяты> г. Южно-Сахалинска обозначена как дорога общегородского значения, подлежащая реконструкции в 1-ю очередь. При этом указано, что территориальное планирование территории осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области (далее - область), муниципальными правовыми актами городского округа "Город Южно-Сахалинск" и направлено на комплексное решение задач развития городского округа и решение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение городского собрания г. Южно-Сахалинска №603/38-12-4 от 04.07.2012 опубликовано в установленном законом порядке в газете "Южно-Сахалинск сегодня", №55(901), 24 июля 2012 года, имеется в информационно-правовой системе «Консультант», в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, обоснованный отсутствием в материалах дела генерального плана и проекта планировки территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» является необоснованным.
Поскольку ст.56.12 Земельного кодекса РФ, устанавливающая особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления, введена с 01 января 2017 года, судебная коллегия считает необходимым руководствоваться положениями главы VII.1 Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2014 №499-ФЗ и подлежащей применению при разрешении требований, обоснованных постановлением администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты>.
В силу п.1 и п.4 ст.56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Согласно п.10 ст.56.6 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 01 января 2017 года, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п.11 и п.13 ст.56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В соответствии с п.21 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
Судебной коллегией установлено, что пунктом 18 постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> предписано изъять земельный участок с кадастровым номером <1>, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>, для муниципальных нужд. При этом указанный земельный участок подлежит образованию в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд в границах реконструкции улицы <данные изъяты>. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска предписано в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии направить его копию правообладателям изымаемых земельных участков письмами с уведомлениями о вручении; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области. Администрации г. Южно-Сахалинска в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом в целях подготовки соглашений об изъятии предписано выступить заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков, осуществить переговоры с правообладателями изымаемых земельных участков относительно условий их изъятия, осуществить подготовку проектов соглашений об изъятии земельных участков и их направление правообладателям для подписания. Администрации г. Южно-Сахалинска предписано в соответствии с условиями соглашений о размерах и порядке выплаты возмещения за изымаемые земельные участки произвести возмещение за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» (пункты 21-26 постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты>).
Приведенное постановление опубликовано на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и газете «Южно-Сахалинск сегодня» №42 (1114) от 16.07.2015; <данные изъяты> произведена государственная регистрация ограничений (изъятие для муниципальных нужд) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копия постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> направлена Департаментом землепользования г. Южно-Сахалинск ФИО1 заказной корреспонденцией <данные изъяты> по адресу места нахождения изымаемого земельного участка – г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>. Материалы дела не содержат сведений о получении ФИО1 юридически значимого сообщения, а равно как и сведений о наличии у администрации г. Южно-Сахалинска информации о почтовом адресе ответчика (месте его нахождения как пользователя услугами почтовой связи и правообладателя изымаемой недвижимости) или адресе его электронной почты, в том числе по сведениям о месте нахождения ФИО1, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> об изъятии у ФИО1 земельного участка в границах реконструкции улицы <данные изъяты> г. Южно-Сахалинска для муниципальных нужд принято уполномоченным на то органом, на момент рассмотрения судом первой инстанции дела не оспорено, недействительным не признано. Порядок уведомления ответчика о принятии решения об изъятии земельного участка администрацией г. Южно-Сахалинска соблюден – ФИО1 в силу п.11 ст.56.6 Земельного кодекса РФ считается уведомленным об указанном решении со дня опубликования постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> в установленном законом порядке, т.е. с <данные изъяты>.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, обращено внимание на то, что с 01 апреля 2015 года установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ). Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (п.2 ст.282 ГК РФ, п.10 ст.56.10 ЗК РФ).
Судебной коллегией установлено, что сопроводительным письмом <данные изъяты> в адрес ФИО1 направлены три соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером <2> для муниципальных нужд на 9 листах и отчет <данные изъяты> на 28 листах. Дополнительно сообщено, что после подписания проект соглашения необходимо направить в адрес Департамента по управлению муниципальным имуществом. Приведенные документы сданы в органы почтовой связи <данные изъяты>, заказной корреспонденции присвоен идентификационный <данные изъяты>. Копией почтового уведомления подтвержден факт получения ФИО1 указанного юридически значимого сообщения <данные изъяты>, в связи с чем на основании п.6 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным ее правообладателем.
Поскольку на момент обращения в суд с иском (<данные изъяты>) соглашение об изъятии земельного участка не подписано ответчиком, судебная коллегия на основании п.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований администрации г. Южно-Сахалинска и принудительного изъятия для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения в границах реконструкции улицы <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <2>, образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером <1>, принадлежащего ФИО1.
На основании п.1 ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (п.4 ст.281 ГК РФ).
Согласно п.6 ст.279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п.5 ст.56.8 Земельного кодекса РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В материалы дела истцом представлен отчет ИП ФИО3. <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <2> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, юго-западнее дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, по состоянию на <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей; убытки, связанные с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости составляют <данные изъяты> рублей. На запрос Департамента по управлению муниципального имущества <данные изъяты> от <данные изъяты> ИП ФИО3 подтвердил актуальность сведений о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <2>, указанной в отчете <данные изъяты> от <данные изъяты>.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости; не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО №3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Судебной коллегией установлено, что представленный истцом отчет ИП ФИО3 №<данные изъяты> содержит: анализ рынка объекта оценки с 2014 года по 2015 год с учетом социально-экономического положения; анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложения и цены сопоставимых объектов недвижимости, с указанием конкретных цифр по каждому из представленных в отчете сведений и источнике полученной экспертом информации; описание объекта оценки и анализ таких ценообразующих факторов как вид разрешенного использования земельных участков, их местонахождение и площадь. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Таким образом, при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <2> судебная коллегия принимает во внимание отчет ИП ФИО3 №<данные изъяты>, поскольку он составлен в соответствии с нормами действующего законодательства, с исследованием вопроса о процедуре и методах проведения оценки, сложившейся на территории Сахалинской области, обстановке на рынке недвижимости – земельных участков, со сравнительным анализом и сопоставлением их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, на основании п.1 ст.281 ГК РФ размер возмещения ФИО1 за земельный участок с кадастровым номером <2>, изымаемый для муниципальных нужд, составляет <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п.1 ст.56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств (п.2 ст.56.11 Земельного кодекса РФ).
В силу п.13 ст.56.10 Земельного кодекса РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.
Учитывая факт отсутствия в материалах дела сведений о расчетном счете ФИО1 как собственника изымаемого объекта недвижимого имущества, судебная коллегия считает необходимым на основании п.1 и п.2 ст.56.11 Земельного кодекса РФ и ст.204 ГПК РФ установить порядок и сроки исполнения апелляционного определения в указанной части, определив, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей подлежат внесению администрацией г. Южно-Сахалинска за счет средств бюджета муниципального образования Городской округ «Город Южно-Сахалинск» в депозит нотариуса не позднее <данные изъяты>.
На основании п.3 и пп.3 п.4 ст.56.11 Земельного кодекса РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
Из содержания искового заявления следует, что истцом заявлены требования о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <2> и признании права собственности на этот земельный участок за администрацией г. Южно-Сахалинска.
Судебной коллегией установлен факт регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <1>, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>, в отношении которого на основании постановления администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты><данные изъяты> были зарегистрированы ограничения (обременения), связанные с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Приведенные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <2> Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит, в связи с чем в силу п.1 и п.2 ст.8.1 ГК РФ судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не является собственником указанного земельного участка, в связи с чем не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части прекращения за ФИО1 права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Более того, учитывая положения п.2 ст.212 ГК РФ о том, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а администрация г. Южно-Сахалинска муниципальным образованием не является, судебная коллегия полагает, что требования о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <1> за администрацией г. Южно-Сахалинска также удовлетворению не подлежат.
Между тем, согласно п.3 и п.5 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п.2 и п.3 ст.41 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
На основании п.1 и п.10 ст.60 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что настоящее апелляционное определение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <1>, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием под жилой дом; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером <3>; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности за муниципальным образованием Городской округ «Город Южно-Сахалинск» на земельный участок с кадастровым номером <2>.
С учетом того, что постановление администрации г. Южно-Сахалинска <данные изъяты> об изъятии у ФИО1 земельного участка принято во исполнение решения городского собрания г. Южно-Сахалинска №<данные изъяты>, направленного на комплексное развитие территории, судебная коллегия считает необходимым на основании п.10 ст.56.12 Земельного кодекса РФ обратить апелляционное определение к немедленному исполнению.
В соответствии с п.13 ст.56.12 Земельного кодекса РФ решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.328, ст.329, ст.204 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Южно-Сахалинского городского суда от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение.
Изъять для муниципальных нужд в целях размещения автомобильной дороги местного значения в границах реконструкции улицы <данные изъяты> города Южно-Сахалинска Сахалинской области земельный участок с кадастровым номером <2>, образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером <1>, расположенного по адресу: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица <данные изъяты>, дом №<данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1.
Установить возмещение ФИО1 за земельный участок с кадастровым номером <2>, изымаемый для муниципальных нужд, в размере <данные изъяты>.
Денежные средства в размере <данные изъяты> подлежат внесению администрацией города Южно-Сахалинска за счет средств бюджета муниципального образования Городской округ «Город Южно-Сахалинск» в депозит нотариуса не позднее <данные изъяты>.
В удовлетворении требований администрации города Южно-Сахалинска о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <2>, о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <2> за администрацией города Южно-Сахалинска отказать.
Настоящее апелляционное определение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <1>, расположенного по адресу: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием под жилой дом; для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации за ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером <3>; государственного кадастрового учета и регистрации права собственности за муниципальным образованием Городской округ «Город Южно-Сахалинск» на земельный участок с кадастровым номером <2>.
Апелляционное определение обратить к немедленному исполнению.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее апелляционное определение может быть оспорено в Президиум Сахалинского областного суда в части размера компенсации за изъятые земельные участки.
Председательствующий: Марьенкова А.В.
Судьи: Костромцова Е.И.
ФИО2