ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 3343/20 от 25.01.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-545/2021 (33-6589/2020)

Номер дела в суде первой инстанции № 3343/2020

УИД 72RS0025-01-2020-001888-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тюмень 25 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Елфимова И.В.,

судей: Пуминовой Т.Н., Чесноковой А.В.,

при секретаре Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.О.Г. на решение Центрального районного суда города Тюмени Тюменской области от 05 августа 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» к С.О.Г. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт удовлетворить частично.

Взыскать со С.О.Г. в пользу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 июня 2016 года по 31 января 2020 года в сумме 47 633 руб. 25 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11 августа 2016 года по 14 февраля 2020 года в сумме 6 107 руб. 05 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 812 руб. 21 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Елфимова И.В. об обстоятельствах дела, о принятом по делу судебном постановлении, доводах апелляционной жалобы, возражениях на апелляционную жалобу со стороны Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области», выслушав объяснения представителя ответчика С.О.Г. – ФИО1, действующего на основании прав по доверенности № <.......>1 от <.......>, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме, судебная коллегия Тюменского областного суда

установила:

Заявитель Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» / далее по тексту - НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области»/ обратилась в суд с иском к ответчику ФИО2 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01 июня 2015 года по 31 января 2020 года в сумме 62034 рублей, пени за несвоевременную и (или) не полную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 11 января 2016 года по 14 февраля 2020 года в сумме 9935 рублей 19 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 2359 рублей.

Требования мотивированы тем, что С.О.Г. является собственником квартиры <.......>, общей площадью 147,7 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, <.......>. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Тюмень, <.......>, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 – 2044 годы, утвержденную распоряжением Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 года № 2224-рп. Истец осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области в качестве регионального оператора на основании постановления Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 года № 580-п «О создании регионального оператора» в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области. Пунктом 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. С мая 2015 года, собственникам помещений в многоквартирных домах города Тюмени и Тюменской области, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Тюмень, <.......>, ОАО «ТРИЦ» на основании заключенного с региональным оператором договора, ежемесячно представляет платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Помещение, принадлежит ответчику на праве собственности, общая площадь составляет 147,7 кв.м. Ежемесячный взнос на капитальный ремонт за указанное помещение у ответчика составляет в размере 1107 рублей 75 копеек. Задолженность в размере 62034 рубля за период с 01 июня 2015 года по 31 января 2020 года без каких-либо уважительных причин ответчиком не оплачивается. Общая сумма пени ответчика за несвоевременную и (или) не полную уплату взносов на капитальный ремонт по указанному выше помещению за период с 11 января 2016 года по 14 февраля 2020 составляет 9935 рублей 19 копеек. Истец ранее обращался в адрес суда с заявлением о вынесении судебного приказа, мировым судьей судебного участка № 8 Центрального судебного района города Тюмени по делу был вынесен судебный приказ, который в дальнейшем был отменен.

Представитель истца Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.

Ответчик С.О.Г., её представитель ФИО1, действующий на основании прав по доверенности от <.......>, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать в полном объеме.

Судом принято изложенное выше судебное постановление.

С вышеуказанным решением не согласна ответчик С.О.Г. В апелляционной жалобе просит решение отменить и постановить новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что дом, в котором ответчик имеет жилое помещение в собственности, не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2020 годы. Считает, что судом удовлетворены незаконные требования истца о взыскании задолженности по взносам на капительный ремонт, выходящие за пределы полномочий Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области», установленных Правительством Тюменской области и уставом организации. Считает, что истцом не соблюден порядок, установленный законом. Также указывает, что субъект осуществляющий капительный ремонт обязан не просто собирать и распределять денежные средства, а обосновать необходимость их оплаты и размер, то есть выполнить определенные законом действия, а именно это лицо представляет таким собственникам предложения о сроке начала капительного ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капительного ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капительного ремонта. Иными слова собственники должны иметь возможность получить информацию о необходимости проведения капительного ремонта, конкретный объем обоснованных предполагаемых работ по их конкретному дому размере средств, необходимых для осуществления капитального ремонта, и максимально необходимую сумму собираемых средств, при достижении которой взимание взносов на капительный ремонт прекращается. Между тем, по мнению ответчика, ни одно из указанных мероприятий истцом выполнено не было, следовательно, нарушено требование ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что поскольку ни от одного из возможных субъектов, ответственных за капительный ремонт, собственникам <.......> города Тюмени не поступало никаких предложений, то собственники данного дома были лишены возможности определить существенные условия, а именно выбрать лицо, ответственное за капительный ремонт, определить его объем и необходимый размер средств. Ссылается на то, что в связи с невыполнением истцом, управляющей компанией и строительной организацией условий ч. 3 и ч. 4 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, невозможно определить субъект, который вправе предъявить требования по оплате взносов на капитальный ремонт, максимально допустимый размер стоимости услуг, при достижении которого взимание взносов прекращается выполнение ч. 5 или ч. 5.1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает незаконным удовлетворение требований за период с 01 июня 2016 года по 03 марта 2017 года в связи с необходимостью применения срока исковой давности. Кроме того, указывает, что поскольку Устав НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 2017 года, полномочия регионального оператора возникли у него с октября 2020 года, истец вправе рассчитывать и предъявлять требования только с 19 октября 2017 года. Полагает, взыскание пени незаконно, поскольку в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 424, предусматривающего прямой запрет на взыскание неустоек до 01 января 2021 года за просрочку оплаты взносов на капительный ремонт. Отмечает, что услугой в данном случае является выполнение капительного ремонта, который не выполнялся, следовательно, и взыскание пени не может быть произведено. Считает, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» не является по отношению к ответчику кредитором в соответствии с требованиями ст. 213.17 Гражданского кодекса Российской Федерации. Утверждает, что код вида деятельности 64.99 не предоставляет истцу права заявлять требования, изложенные в исковом заявлении, также указанный в п. 5.1 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит полномочий по осуществлению обеспечения и организации капительного ремонта в многоквартирных домах.

В возражениях на апелляционную жалобу Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» указывает на законность принятого судом первой инстанции решения и просит оставить его без изменения.

Представитель истца НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области», ответчик С.О.Г. надлежащим образом были извещены о месте и времени рассмотрения данного дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились и не представили сведений о причине своего отсутствия.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, дав оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании постановления Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 года № 580-п Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (дата регистрации- 28 февраля 2014 года) осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области в качестве регионального оператора по обеспечению проведения капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах <.......>. (л.д. 16-20)

Как следует из материалов дела, С.О.Г. является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Тюмень, <.......>. (л.д. 23-24)

<.......> города Тюмени включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тюменской области, на 2015-2044 годы в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 года «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, <.......> на 2015-2050 гг.».

Ежемесячный взнос на капитальный ремонт за указанное жилое помещение у С.О.Г. составляет 1107 рублей 75 копеек.

Согласно представленному истцом расчету, задолженность по взносам на капитальный ремонт у ответчика за период с 01 июня 2015 года по 31 января 2020 года составляет в размере 62034 рубля, пени за период с 11 января 2016 года по 14 февраля 2020 года составляет 9935 рублей 19 копеек. (л.д. 9-10)

Также из материалов дела следует, что 14 января 2020 года мировым судьей Судебного участка № 8 Центрального судебного района города Тюмени в отношении С.О.Г. был отмен судебный приказ от 16 апреля 2019 года. С заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился 12 апреля 2019 года. Судебный приказ о взыскании с ответчика взносов на капитальный ремонт отменен 14 января 2020 года. С иском Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» обратилась в суд 03 марта 2020 года. (л.д. 4, л.д. 26, л.д. 43-44)

В силу действия части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.

В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Согласно части 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Данные положения согласуются с положениями статьи 6.10 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области».

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, являясь собственником квартиры в многоквартирном доме, и отказываясь оплачивать взнос на капитальный ремонт жилого помещения, нарушает действующее законодательство.

При этом, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт за спорный период, принимая во внимание положения статьи 196, статьи 200, статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»; суд первой инстанции, признав, что истцом пропущен срок исковой давности по взносам, срок уплаты по которым наступил до 01 июня 2016 года, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания со С.О.Г. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01 июня 2016 г. по 31 января 2020 года в сумме 47633 рубля 25 копеек, пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт за период с 11 августа 2016 года по 14 февраля 2020 года в сумме 6107 рублей 05 копеек.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и правомерными.

Правила оценки доказательств в гражданском процессе приведены в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, убеждение, к которому приходит суд, должно основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оценка доказательств производится в отдельности на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства и в совокупности на предмет их достаточности и взаимосвязи. Мотивированные результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции с соблюдением процессуальных правил дана полная оценка представленным доказательствам, решение постановлено на основании вышеприведенных норм материального права, правильно примененных судом при разрешении спора.

Принимая во внимание вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что невозможно определить субъект, который вправе предъявить требования по оплате взносов на капитальный ремонт, о том, что дом, в котором ответчик имеет жилое помещение в собственности, не включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2020 годы; являются необоснованными, поскольку противоречат положениям Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 года № 580-п «О создании регионального оператора Тюменской области», распоряжения Правительства Тюменской области от 15 декабря 2014 года «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, Тюменской области на 2015-2050 гг.».

Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что поскольку Устав Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 2017 года, полномочия регионального оператора возникли у него с октября 2020 года, истец вправе рассчитывать и предъявлять требования только с 19 октября 2017 года; является несостоятельным, так как согласно выписке из Единого государства реестра юридических лиц Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» имеет регистрацию в качестве юридического лица с 28 февраля 2014 года. (л.д. 18-19)

Довод апелляционной жалобы о незаконности взыскания пени в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 424, предусматривающего прямой запрет на взыскание неустоек до 01 января 2021 года за просрочку оплаты взносов на капительный ремонт, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06 апреля 2020 года до 01 января 2021 года. При этом, судом первой инстанции удовлетворены требования истца в части взыскания пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 11 августа 2016 года по 14 февраля 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения. В связи с чем, апелляционная жалоба С.О.Г. удовлетворению не подлежит, а принятое по делу судебное постановление суда первой инстанции необходимо оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени Тюменской области от 05 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.О.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии: