ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-0918/2016 от 08.02.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

судья Липкин Ю.Г. стр. 62 г/п 0 руб.

докладчик Гудушин Н.Б. №33а-0918/2016 08 февраля 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Вершинина А.В., Гудушина Н.Б.,

при секретаре Пустошной Е.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по апелляционной жалобе администрации Мирного на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Барчук А.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение главы администрации Мирного, изложенное в письме от 15 октября 2015 года, об отказе в предоставлении Барчук А.Н. на состав семьи из двух человек жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Мирный» по договору социального найма.

Обязать администрацию Мирного повторно рассмотреть заявление Барчук А.Н. о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Мирный» по договору социального найма на состав семьи из двух человек с учетом сына Б.Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Взыскать с казны муниципального образования «Мирный» в пользу Барчук А.Н. в возврат государственной пошлины 300 рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг по правовой оценке документов и консультированию 2000 руб., за составление административного искового заявления 5000 рублей и расходы по оплате услуг представителя 5000 рублей, всего взыскать 12300 рублей».

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Барчук А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Мирного муниципального образования «Мирный» Архангельской области о признании незаконным решения главы администрации Мирного от 15 октября 2015 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением главы администрации Мирного от 09 ноября 2012 года она вместе с сыном Б.Н.Е. была признана малоимущей для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма. На основании постановления того же органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В сентябре 2014 года получила письмо главы администрации Мирного, в котором сообщалось, что жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено в порядке очередности на состав семьи из двух человек. Однако ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Мирного, рассмотрев ее заявление, отказал в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из двух человек. В качестве причины отказа указано отсутствие решения органа местного самоуправления о признании ее семьи малоимущей перед предоставлением жилого помещения. Отказ считала незаконным, поскольку в соответствии с законодательством Архангельской области ее семья ранее признана малоимущей, соответствующее решение органа местного самоуправления сохраняет свое действие.

В судебном заседании Барчук А.Н., ее представитель Кузнецов А.И. поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика Федорова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что в соответствии с требованиями Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» граждане для предоставления им жилого помещения по договору социального найма обязаны предоставить решение органа местного самоуправления о признании их малоимущими именно в целях предоставления жилого помещения, а не решение о признании малоимущими для постановки на учет. Решение о признании Барчук А.Н. и членов семьи малоимущими в целях предоставления жилого помещения отсутствует, поэтому в предоставлении жилого помещения было отказано правомерно.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласна администрация Мирного, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились: Барчук А.Н. и представитель администрации Мирного.

На основании ст. 150, ч. 1 ст. 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308 КАС РФ).

Заслушав представителя административного истца Кузнецова А.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено по делу, постановлением администрации Мирного от ДД.ММ.ГГГГ признаны малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования «Мирный» по договору социального найма Барчук А.Н. и ее сын Б.Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ

Указанные лица признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставлены на учет с 19 ноября 2012 года под номером общей очереди 272, о чем администрацией Мирного было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано в письме главы администрации Мирного Соколова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в ответ на поступившее заявление Барчук А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для предоставления заявителю на состав семьи однокомнатной квартиры. Из содержания ответа следует, что жилые помещения могут быть предоставлены гражданам, которые признаны малоимущими как на момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, так и на момент предоставления таких помещений. Решение органа местного самоуправления о признании семьи Барчук А.Н. малоимущей перед предоставлением жилого помещения по договору социального найма отсутствует.

Разрешая административное дело, суд руководствовался ст. ст. 49, 51, 52, 57, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 5, п. 9 ст. 8 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», ст. 2 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области».

Суд исходил из того, что на дату принятия главой администрации Мирного оспариваемого решения состав семьи Барчук А.Н. не изменился, нуждаемость в получении жилого помещения социального найма сохраняется.

Обсуждая вопрос о признании семьи Барчук А.Н. малоимущей, суд руководствовался п. 2 ст. 2 Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 663-39-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» и пришел к выводу, что ранее принятое органом местного самоуправления решение о признании семьи заявителя малоимущей сохраняет свое действие, поэтому довод администрации Мирного о необходимости принятия и предоставления нового решения по данному вопросу не основан на законе.

Правильность решения суда сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Как предусмотрено п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.ч. 1,2 и 7 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что федеральным законодательством непосредственно не регулируются вопросы порядка принятия решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения по договору социального найма, отсутствуют нормы, предписывающие принятие отдельных (самостоятельных) решений как для целей принятия на учет, так и при предоставлении жилого помещения, не установлен срок действия таких решений.

Таким образом, решения о признании граждан малоимущими для целей, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, принимаются органами местного самоуправления, такие решения принимаются в порядке, установленном законами субъекта Российской Федерации.

Такой порядок в Архангельской области установлен Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ (действующим редакции от 21 апреля 2014 года) «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области».

Названным Областным законом в статьях 6 и 7 установлены единый порядок, основания признания граждан малоимущими как для принятия на учет, так и для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и основания отказа в этом.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ в статье 8 установлен срок действия решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Предусмотрено, что граждане признаются малоимущими со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления в течение трех лет. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, решения о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма утрачивают силу. При этом граждане вправе вновь обращаться с заявлениями о признании их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

В Областной закон «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области» вносились изменения и дополнения Законом Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 663-39-ОЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 663-39-ОЗ граждане, признанные малоимущими до вступления в силу настоящего закона, считаются малоимущими в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего закона.

Следовательно, органы местного самоуправления не могут произвольно устанавливать срок действия своих решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, предлагать гражданам вновь (повторно) обращаться с заявлениями о признании их малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до истечения срока ранее принятого решения.

Установление в законе субъекта Российской Федерации срока действия решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма обеспечивает стабильность жилищный отношений, направлено на то, чтобы их участники могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав.

Анализ вышеприведенных законодательных норм не свидетельствует, что до истечения срока действия решений о признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма таким гражданам непосредственно перед предоставлением жилых помещений необходимо повторно подтвердить статус малоимущих, получив соответствующие решения органов местного самоуправления.

Не свидетельствуют об обратном и положения Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии с п. 9 ст. 8 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 настоящего закона.

В числе таких документов указано решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет.

Очевидно, что под решением, подтверждающим признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет, следует понимать решение, срок действия которого не истек (ст. 8 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ, п. 2 ст. 2 Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 663-39-ОЗ). Такое решение сохраняет свою силу и порождает правовые последствия и при решении вопроса о предоставлении жилого помещения.

Как установлено по делу, срок действия решения администрации Мирного о признании членов семьи Барчук А.Н. малоимущими в целях принятия их на учет и предоставления им жилого помещения в силу переходных положений Закона Архангельской области от 22 апреля 2013 года № 663-39-ОЗ не истек.

Нет данных, что постановление администрации Мирного от 9 ноября 2012 года № 2175 в установленном законе порядке признано незаконным или отменено.

Следовательно, по изложенным в письме главы администрации Мирного от 15 октября 2015 года основаниям Барчук А.Н. не могло быть отказано в предоставлении жилого помещения.

Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих приведенные выше выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи А.В. Вершинин

Н.Б. Гудушин