ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10010/2021 от 26.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Исакова Н.Н. 38RS0032-01-2021-006337-56

Судья-докладчик Махмудова О.С. № 33а-270/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2022 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Абрамчика И.М., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4413/2021 по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Романовой Н.В., УФССП России по Иркутской области об освобождении от исполнительского сбора,

по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Романовой Н.В. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 8 ноября 2021 г.,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование административного искового заявления указано, что министерство имущественных отношений Иркутской области является должником по исполнительному производству Номер изъят-ИП от Дата изъята , возбужденному постановлением ответчика на основании исполнительного листа от Дата изъята № ФС Номер изъят предмет исполнения - обязать министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска общей площадью не менее 33 (+/- 5 кв.м.). Дата изъята судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительного сбора в размере (данные изъяты) рублей. ФИО1 включен в список, жилое помещение общей площадью 33 кв.м. (+/- 5 кв.м.) будет предоставлено в хронологической последовательности, постановленной списком после его приобретения отнесении его к специализированному жилищному фонду. Министерством право истца на предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено. Министерством принимаются все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Министерство осуществляло полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп. Для реализации Подпрограммы в 2021 году были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов (данные изъяты) тысяч рублей, обеспечено (данные изъяты) человек. В 2020 году предоставлено (данные изъяты) жилых помещений детям сиротам по договорам найма специализированного жилого фонда на Дата изъята (данные изъяты), оставшихся (данные изъяты) жилых помещений, будут предоставлены детям – сиротам в течение 1 квартала 2021 года. В 2020 году министерством было предоставлено детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения (данные изъяты) – жилых помещений, приобретенных за счет средств 2019 года, а всего в 2020 году было предоставлено (данные изъяты) жилых помещения. В 2021 году планируется предоставить (данные изъяты) жилых помещения, в 2022 году (данные изъяты) жилых помещений.

Административный истец просил суд освободить министерство от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от Дата изъята по исполнительному производству Номер изъят-ИП от Дата изъята полностью в размере (данные изъяты) рублей.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 8.11.2021 г. административный иск министерства имущественных отношений Иркутской области удовлетворен.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера России по Иркутской области Романова Н.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии у министерства прямого умысла, невозможности исполнения решения суда по объективным причинам ввиду отсутствия финансирования. Считает, что должник не понес ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, в то время как вынесение исполнительского сбора несет обязывающий, принудительный характер. Кроме того, министерство обратилось в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, а не о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Дата изъята Межрайонным отделом судебных приставов УФССП России по Иркутской области, на основании исполнительного листа ФС Номер изъят, выданного Кировским районным судом г.Иркутска, по гражданскому делу Номер изъят по иску прокурора Кировского района г.Иркутска в интересах ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП, по которому в министерство имущественных отношений Иркутской области является должником. Данным постановлением, которое вручено должнику Дата изъята , предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Также судом первой инстанции установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от Дата изъята с министерства имущественных отношений Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере (данные изъяты) % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме (данные изъяты) рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ министерством имущественных отношений Иркутской области не исполнен без уважительных причин, доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Разрешая административный иск по существу и удовлетворяя требования министерства имущественных отношений Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что министерство не уклонялось от исполнения решения суда, в предоставленный судебным приставом-исполнителем срок реально исполнить решение суда не могло вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения для ФИО1 возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить исполнительный документ в пятидневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, при этом злой умысел на неисполнение судебного решения в данном случае отсутствует.

Суд соглашается с выводами суда первой инстанции, так как решение принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, и имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими всем требованиям закона.

Выводы, изложенные судом первой инстанции в решении, подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденными относимыми и допустимыми доказательствами, и доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.

Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-ОЗ) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (статья 5 Закона Иркутской области № 164-ОЗ). Таким органом по управлению имуществом является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.

Приобретение жилых помещений осуществляется государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного Федерального закона.

Формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп.

Ответственным исполнителем по программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы» является министерство имущественных отношений Иркутской области.

Согласно пункту 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.

Пунктом 4 Порядка предусмотрены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот: приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном рынке жилья; участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области; строительство жилых помещений на территории Иркутской области.

Во исполнение обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Министерство имущественных отношений в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в специализированный жилищный фонд Иркутской области жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после чего не позднее пятнадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, включенному в список на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности, установленной данным списком.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Судом первой инстанции установлено, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у министерства отсутствовала.

Суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, истцом в рамках полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда.

Кроме того, министерство реализует полномочия за счет средств федерального и областного бюджета, следовательно, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.

Из материалов дела следует, что полномочия по обеспечению жильем осуществлялось в рамках государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, государственной программы «Доступное жилье» 2019-2024 годы, подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 годы, для реализации которой денежные средства выделяются из областного и федерального бюджетов. За период действия программы с 2013 по 2020 годы жилыми помещениями обеспечен 4 507 человек.

Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

Доводы жалобы о том, что должник обратился в суд об освобождении от уплаты исполнительского сбора, а не о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не принимаются судебной коллегией во внимание.

В силу положений части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник имеет право как на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, так и на предъявление требования об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Право выбора способа защиты принадлежит должнику. При этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от взыскания исполнительского сбора, могут быть установлены независимо от того, как сформулированы требования (соответствующие разъяснения даны в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда надлежащую оценку.

Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 08 ноября 2021 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Г.Г.Бутина

Судьи

И.М.АбрамчикО.С. Махмудова