Судья: Соловьева Н.В. Дело [номер]а-10016/2020
(дело [номер]а-269/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 14 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ефимовой Е.О.
судей: Ворониной Т.А.,Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания - Корниенко В.В., с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Поляковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тоншаевского района к администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
установила:
административный истец Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области обратился в Тоншаевский районный суд Нижегородской области с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 29.01.2018 [номер] и решения сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2017 [номер]; обязать администрацию Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу решения администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 29.01.2018 [номер] и решения сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 25.10.2017 [номер]. В соответствии с ч.ч. 3, 9 ст.227 КАС РФ прокурор просил установить административному ответчику 10-дневный срок для совершения указанных действий.
В обоснование требования указано, что прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, решением администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 29.01.2018 [номер] утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ложкинского сельсовета на 2018-2020 годы», которой на 2020 год предусмотрено финансирование из местного бюджета. Кроме того, решением сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 25.10.2017 [номер] утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Ложкинский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей.
Однако, антикоррупционную экспертизу данные нормативные правовые акты уполномоченным органом местного самоуправления не прошли. Таким образом, со стороны администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области допущены нарушения требований федерального законодательства, в части непроведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Непринятие мер по проведению антикоррупционной экспертизы в установленном законом порядке ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует закону, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года постановлено:
административное исковое заявление прокурора Тоншаевского района к администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 29.01.2018 [номер], которым утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ложкинского сельсовета на 2018-2020 годы», и решения сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 25.10.2017 [номер], которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Ложкинский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 29.01.2018 [номер], которым утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ложкинского сельсовета на 2018-2020 годы», и решения сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 25.10.2017 [номер], которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Ложкинский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы».
Обязать администрацию Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору.
В апелляционной жалобе администрация Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области просит решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года изменить в части установленного срока его исполнения, считая установленный срок явно недостаточным для проведения антикоррупционной экспертизы.
Помощником прокурора Тоншаевского района Нижегородской области поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца – прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Полякова А.А. пояснила, что возражает против отмены (изменения) решения Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года, просит оставить его без изменения.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия приходил к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 данного закона предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В статье 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 [номер]-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Решением Ложкинского сельского Совета от 28.12.2009 [номер] утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ложкинского сельсовета Тоншаевского района Нижегородской области и их проектов.
Согласно пункту 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Ложкинского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 29.01.2018 [номер] утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ложкинского сельсовета на 2018-2020 годы», которой на 2020 год предусмотрено финансирование из местного бюджета в сумме <данные изъяты>. Кроме того, решением сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 25.10.2017 [номер], утверждена программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Ложкинский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей. Однако, данные нормативные правовые акты не прошли антикоррупционную экспертизу, что не оспаривалось административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства и удовлетворяя административное исковое заявление, правомерно исходил из того, что требования прокурора основаны на положении пункта 38 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Закона Нижегородской области от 07.03.2008 [номер]-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области», решения Ложкинского сельского Совета от 28.12.2009 [номер] «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ложкинского сельсовета Тоншаевского района Нижегородской области и их проектов».
Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, его проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы. Однако, поскольку вышеуказанные нормативные правовые акты не прошли антикоррупционную экспертизу, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области.
При этом, суд правомерно установил, что постановление администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 29.01.2018 [номер] «Об утверждении муниципальной программы по энергоснабжению и повышении энергетической эффективности на территории Ложкинского сельсовета на 2018-2020 годы», а также решение сельского Совета Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 25.10.2017 [номер] «Об утверждении комплексного развитие социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Ложкинский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», рассчитаны на неоднократное применение, содержат правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть явно обладают признаками нормативного правового акта, а потому, подлежали антикоррупционной экспертизе.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения судебного решения в установленный решением суда десятидневный срок, основанием для отмены или изменения судебного акта не являются.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере законодательства о противодействии коррупции, а также принципов разумности и справедливости. Десятидневный срок исполнения возложенной на администрацию Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области обязанности является достаточным для проведения необходимых процедур по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 05 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ложкинского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: