ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1003/2021 от 30.11.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Богзыкова Е.В. 33а-1003/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 30 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Панасенко Г.В.,

рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частную жалобу представителя административного истца – Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королёва Ю.В. на определение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 октября 2021 г. об оставлении административного искового заявления без движения,

у с т а н о в и л а :

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, министру названного министерства Батырову К.Г. о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Определением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 октября 2021 г. указанное административное исковое заявление оставлено без движения с предоставлением административному истцу срока для устранения недостатков - до 8 ноября 2021 г.

Основанием для оставления административного искового заявления без движения явилось то, что административным истцом к нему не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В частной жалобе представитель административного истца ФИО1 ставит вопрос об отмене определения судьи первой инстанции как незаконного ввиду нарушения норм процессуального права. Считает, что поскольку административный иск подан в интересах неопределенного круга лиц, на общественное объединение не может быть возложена обязанность уплаты государственной пошлины.

Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении обжалуемого определения судьи без изменения.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска (часть 5 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно приложенному к административному иску Уставу, Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является общественным объединением, имеет статус юридического лица и в этом качестве зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Права общественного объединения предусмотрены статьей 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой право общественного объединения на обращение в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц не предусмотрено.

Статьей 27 приведенного Федерального закона установлено, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предусматривает право молодежных и детских объединений обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации только за защитой своих прав (статья 17).

Таким образом, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», иные законодательные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» не относят общественные объединения к лицам, имеющим безусловное право обращения в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц, в связи с чем довод административного истца, что он, оспаривая бездействие министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, министра, обратился в интересах неопределенного круга лиц, а потому не обязан уплатить государственную пошлину, является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.

Согласно статье 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обстоятельств, в силу которых Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», имеет льготы по уплате государственной пошлины или могло быть освобождено от уплаты государственной пошлины, из материала не усматривается.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организациями государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Поскольку Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» к административному исковому заявлению, с которым он вправе обратиться в суд в защиту своих интересов как общественного объединения, не был приложен документ об уплате государственной пошлины, судья Элистинского городского суда, исходя из приведенных правовых норм, обоснованно пришел к выводу о необходимости оставления административного искового заявления без движения.

Таким образом, правовых оснований для отмены определения судьи Элистинского городского суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении частной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

определение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 октября 2021 г. об оставлении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» без движения оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.В. Панасенко