ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1006/2021 от 24.02.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Рыжов А.Н. УИД 85RS0005-01-2020-000452-06

Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-1006/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,

судей Гусаровой Л.В. и Карнышова А.И.,

при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-293/2020 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района Иркутской области, об обязании установить местоположение береговой линии, границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы указанных водных объектов

по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Аларского районного суда Иркутской области от 26 октября 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска прокурор указал, что согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 19.10.2012 № 569-пп), Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. В сфере водных отношений одной из функций Министерства является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области (п. 27 Положения).

На поднадзорной прокуратуре территории Аларского района имеются следующие водные объекты, находящиеся в федеральной собственности: река Аларь и озеро Аляты, что подтверждается информацией из государственного водного реестра.

Согласно ответу министерства от 19.05.2020 водохозяйственные мероприятия по установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названных водных объектов не реализовывались.

В нарушение требований ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вышеуказанных водных объектов до настоящего времени не установлены.

Кроме того, правовой режим охраны водных объектов прямо предусматривает, что помимо выполнения работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос органами государственной власти обеспечивается установление местоположения береговой линии водных объектов (границ водного объекта).

Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области до настоящего времени не установлено местоположение береговой линии водных объектов - реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района Иркутской области, что подтверждается информацией министерства, согласно которой реализация водоохранных мероприятий, как по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, так и по установлению местоположения береговой линии водных объектов до настоящего времени не осуществлена по причине ограниченного объема бюджетного финансирования, обеспечиваемого в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Из представленных в межрайонную природоохранную прокуратуру Перечней водоохранных мероприятий, согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов, в период с 2014 по 2020 годы мероприятия по установлению местоположения береговой линии, а также по установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении водных объектов - реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района, не включались в названный Перечень, что свидетельствует о том, что министерством не предпринималось мер для обеспечения перечисленных водоохранных мероприятий необходимым финансированием. Непринятие мер по определению береговой линии указанных водных объектов может повлечь нарушение прав Российской Федерации как собственника водных объектов, выразившееся в незаконном использовании земель водного фонда, а также влечет нарушение порядка образования земельных участков в границах береговой полосы водного объекта, предоставления их в аренду, собственность. Указанное, в свою очередь, может повлечь загрязнение водного объекта, являющегося источником питьевого водоснабжения.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в не установлении местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района Иркутской области.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области установить местоположение береговой линии, границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района Иркутской области, в срок до 01.01.2022.

Решением Аларского районного суда Иркутской области от 26.10.2020 административный иск Ангарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО1 просит решение Аларского районного суда Иркутской области от 26.10.2020 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Указывает, что денежные средства в виде субвенций для реализации переданных полномочий не предоставлялись, при этом министерство не бездействует, так как им заключены государственные контракты.

В возражениях и дополнениях к ним на апелляционную жалобу и.о межрайонного природоохранного прокурора Миллер И.Б. и участвующий в деле прокурор Анциферов К.С. с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО2 поддерживает доводы, изложенные в правовой позиции по административному делу, в которой указывает на отсутствие бездействия административного ответчика и просит оставить разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Шергиной Н.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности выявлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – реки Аларь и озера Аляты, расположенных на территории Аларского района Иркутской области.

Несмотря на то, что министерство является уполномоченным органом исполнительной власти, такие зоны и полосы в границах реки Аларь и озера Аляты не установлены, данные о них в государственный кадастр недвижимости, водный реестр не внесены. Названное противоречит закону и создает угрозу нарушения охраняемой зоны водоемов.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией из государственного водного реестра и ответом и.о. министра Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, согласно которому мероприятия по установлению и закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Аларь и озера Аляты не проводились, в связи с ограниченным объемом финансирования, мероприятия по установлению и закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Аларь и озера Аляты на территории Аларского района не включались в перечни мероприятий за прошедшие годы и в перечень мероприятий на 2020 год.

Согласно пояснениям представителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в 2018 году за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, Минприроды Иркутской области выполнено мероприятие по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе реки Аларь. В 2019 году Минприроды Иркутской области предоставило Енисейскому БВУ для внесения в государственный водный реестр материалы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе реки Аларь. Материалы были рассмотрены и возвращены на доработку, по состоянию на 13.10.2020 откорректированные материалы в адрес Енисейского БВУ не поступали. Мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) дополнительно включены в перечень приказом Минприроды России от 25.04.2017 № 198 с 10.07.2017. Бюджетные заявки с приложением обосновывающих документов по мероприятиям: установление местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Аляты, а также установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Аларь в Росводресурсы не поступали. Отредактированные документы по мероприятию: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Аларь также не поступали.

В соответствии с положениями с частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); при этом средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации).

При этом, в целях установления соответствующих границ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).

Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границ водных объектов) в части переданных полномочий Российской Федерации предусматриваются утвержденными в соответствии с частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377 Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.

В полномочия ответчика входит осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, переданные Российской Федерацией ответчику как органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проанализировав положения приведенных правовых актов, суд пришел к правильному выводу о том, что лицом, ответственным за установление на местности водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, является ответчик, что последним не оспаривалось.

В соответствии с п. 27 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, оно осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области.

Таким образом, органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Иркутской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Поскольку река Аларь и озеро Аляты, расположенные в Аларском районе Иркутской области, подпадают под критерии, установленные п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, осуществление мер по охране водных объектов или их частей относится к полномочиям соответствующего органа исполнительной власти Иркутской области.

Доказательств того, что обязанность по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на момент рассмотрения дела исполнена, ответчиком суду не представлено.

Отсутствие обозначения на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, свидетельствует о необеспечении информированности граждан, организаций об ограничении деятельности на водном объекте, его правовом режиме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по охране данных водных объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в том числе по их обозначению на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Субвенция – это межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям (статья 133 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Порядок получения субвенций бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629.

В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п.14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.

Водные объекты – река Аларь и озеро Аляты не включались в Перечень мероприятий, что также подтверждается ответом и.о. министра Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области № 02-66-4890/20 от 20.07.2020.

Таким образом, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Аларь и озера Аляты не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались.

Неисполнение ответчиком своих обязанностей, в том числе не включение объектов в перечни, не истребование субвенций и в связи с этим их неполучение, не освобождало министерство от выполнения перечисленных мероприятий, а также свидетельствует о допущенном бездействии, нарушает права Российской Федерации как собственника этих водных объектов и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Учитывая, что обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границ защитной прибрежной полосы указанных водных объектов не исполнена, сведения о границах водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов в отношении указанных водных объектов до настоящего времени не представлены, на административного ответчика подлежала возложению обязанность по исполнению указанных требований закона, в связи с чем требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные водные объекты не включены в план на текущий год, субвенции на них не выделены, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку само по себе отсутствие денежных средств не освобождает от исполнения указанной обязанности, в свою очередь каких-либо действий административным ответчиком в отношении указанных водных объектов не предпринималось, либо предпринималось недостаточно.

Ссылка на то, что указанные водные объекты не относятся к приоритетным, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на обязанность осуществить действия в отношении водных объектов.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определены судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом первой инстанции дана верная оценка доводам участвующих в деле лиц.

Выводы суда соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов по доводам жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение не подлежит отмене.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Аларского районного суда Иркутской области от 26 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Е.Г. Бутина

Судьи Л.В. Гусарова

А.И. Карнышов