ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10086/2015 от 24.11.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Панарин П.В.

Судья-докладчик Быкова В.Б. Дело № 33а-10086/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 24 ноября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам

Новосибирского областного суда

в составе:

Председательствующего Рытиковой Т.А.

Судей Быковой В.Б., Петруниной И.Н.

При секретаре Елисейкиной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июля 2015 года по иску ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерству юстиции Российской Федерации об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения представителя ФИО1 адвоката Бубенова Р.Н., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском, просил обязать УФМС России по Новосибирской области и Министерство юстиции Российской Федерации снять запрет в отношении ФИО1 на въезд на территорию Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что 06.10.2008 приговором Центрального районного суда города Новосибирска он был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. В феврале 2014 года истец обратился с заявлением в УФМС России по Новосибирской области о разрешении на въезд на территорию Российской Федерации и проживание в г. Новосибирске, однако ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в соответствии с которым истцу запрещен въезд на территорию РФ на основании части 7 статьи 27 ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в связи с принятым ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ распоряжением о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Дзержинского районного суда города Новосибирска удовлетворено ходатайство ФИО1 о снятии судимости с истца, постановление вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области о снятии запрета на въезд в Российскую Федерацию, однако запрет на въезд истцу до настоящего времени не снят.

Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерству юстиции Российской Федерации об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации удовлетворен. На Управление Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерство юстиции Российской Федерации возложена обязанность снять запрет на въезд ФИО1 на территорию Российской Федерации.

С данным решением не согласилось Министерство юстиции Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда в части возложения на Минюст России обязанности по отмене вынесенного распоряжения отменить, принять по делу новое решение об отмене распоряжения Минюста России от 23.09.2010 № 7455-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России полномочиями по отмене (приостановлению) распоряжений о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не наделен, что привело к неправильному применению норм материального права и как следствие - к принятию неправильного решения. Между тем, анализ правоприменительной практики показывает, что в ряде случаев без отмены решений о нежелательности пребывания иностранные граждане не могут реализовать свои конституционные права.

В судебном заседании ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, представитель ФИО1 адвокат Бубенов Р.Н. возражал против доводов жалобы.

Министерство юстиции РФ, УФМС России по Новосибирской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 вышеуказанного закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Как следует из материалов дела, распоряжением № 7455-р от 23.09.2010 Министерства юстиции РФ признано пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО1, являвшегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 05.11.2015 и он обязан покинуть территорию Российской Федерации. Данное распоряжение мотивировано тем, что ФИО1 осужден 06.10.2008 Центральный районным судом города Новосибирска к лишению свободы, до осуждения находился на территории Российской Федерации незаконно, и его пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации (л.д.37).

Таким образом, основанием для принятия решения явилось наличие судимости у ФИО1 и срок установлен был - до погашения судимости – 05.11.2015. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались. При этом судебная коллегия полагает, что вышеуказанное распоряжение было вынесено уполномоченным органом и в установленном законом порядке.

03.03.2015 постановлением Дзержинского районного суда города Новосибирска удовлетворено ходатайство ФИО1 о снятии судимости с истца, постановление вступило в законную силу. 25.03.2015 истец обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области о снятии запрета на въезд в Российскую Федерацию, однако запрет на въезд истцу до настоящего времени не снят.

Судебная коллегия полагает, что с учетом оснований принятия распоряжения о нежелательности пребывания истца в Российской Федерации, после снятия судимости они отпали, иных оснований для нежелательности пребывания ФИО1 не представлено и материалы дела не содержат.

Принимая во внимание вышеизложенное, требование ФИО1 о снятии заперта на въезд в Российскую Федерацию к Министерству юстиции Российской Федерации заявлено обоснованно и оно подлежит удовлетворению.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 33 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в компетенцию Министерства юстиции входит принятие решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом не установлен порядок отмены данных решений непосредственно Министерством юстиции Российской Федерации в случае, если основания к этому отпали, в связи с чем доводы жалобы в данной части с учетом необходимости восстановления нарушенных прав ФИО1 являются обоснованными и в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.

При этом то обстоятельство, что на территории Российской Федерации у ФИО1 проживает супруга – гражданка Российской Федерации, как полагает судебная коллегия, само по себе в силу вышеуказанных норм закона не является основанием к признанию решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации незаконным, поскольку брак с гражданкой Российской Федерации не может быть расценен как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь гражданина, так как наличие семьи, детей, проживающих на территории Российской Федерации не освобождает иностранных граждан и лиц без гражданства от соблюдения законов Российской Федерации и в случае нарушения данных законов – принятие данными гражданам неблагоприятных последствий.

Что касается требований, заявленных к УФМС России по Новосибирской области, поскольку в силу статьи 308 КАС РФ решение суда проверяется в полном объеме, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения иска в данной части у суда первой инстанции не имелось, поскольку никаких действий, направленных на нарушение законных прав и интересов истца, материалы дела не содержат и истцом представлено не было, УФМС России по Новосибирской области при направлении истцу ответа о наличии распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания действовало в пределах своей компетенции и прав истца не нарушало.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения заявленных ФИО1 требований к УФМС России по Новосибирской области следует отменить и в данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к УФМС России по Новосибирской области требований. В части удовлетворения требований, заявленных к Министерству юстиции РФ, решение подлежит изменению с отменой распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 23.09.2010 № 7455-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июля 2015 года в части удовлетворения требований ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области отказать.

В остальной части данное решение изменить, отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 23.09.2010 -рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: