ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10086/2015 от 24.11.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Панарин П.В.

Судья-докладчик Быкова В.Б. Дело № 33а-10086/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 24 ноября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам

Новосибирского областного суда

в составе:

Председательствующего Рытиковой Т.А.

Судей Быковой В.Б., Петруниной И.Н.

При секретаре Елисейкиной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июля 2015 года по иску Джинджолавы Э.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерству юстиции Российской Федерации об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения представителя Джинджолава Э.А. адвоката Бубенова Р.Н., судебная коллегия

установила:

Джинджолава Э.А. обратился в суд с иском, просил обязать УФМС России по Новосибирской области и Министерство юстиции Российской Федерации снять запрет в отношении Джинджолава Э.А. на въезд на территорию Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что 06.10.2008 приговором Центрального районного суда города Новосибирска он был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания. В феврале 2014 года истец обратился с заявлением в УФМС России по Новосибирской области о разрешении на въезд на территорию Российской Федерации и проживание в г. Новосибирске, однако ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в соответствии с которым истцу запрещен въезд на территорию РФ на основании части 7 статьи 27 ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в связи с принятым ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ распоряжением о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Дзержинского районного суда города Новосибирска удовлетворено ходатайство Джинджолавы Э.А. о снятии судимости с истца, постановление вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области о снятии запрета на въезд в Российскую Федерацию, однако запрет на въезд истцу до настоящего времени не снят.

Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ иск Джинджолава Э.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерству юстиции Российской Федерации об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации удовлетворен. На Управление Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области и Министерство юстиции Российской Федерации возложена обязанность снять запрет на въезд Джинджолавы Э.А. на территорию Российской Федерации.

С данным решением не согласилось Министерство юстиции Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение суда в части возложения на Минюст России обязанности по отмене вынесенного распоряжения отменить, принять по делу новое решение об отмене распоряжения Минюста России от 23.09.2010 № 7455-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России полномочиями по отмене (приостановлению) распоряжений о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не наделен, что привело к неправильному применению норм материального права и как следствие - к принятию неправильного решения. Между тем, анализ правоприменительной практики показывает, что в ряде случаев без отмены решений о нежелательности пребывания иностранные граждане не могут реализовать свои конституционные права.

В судебном заседании Джинджолава Э.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, представитель Джинджолава Э.А. адвокат Бубенов Р.Н. возражал против доводов жалобы.

Министерство юстиции РФ, УФМС России по Новосибирской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 вышеуказанного закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Как следует из материалов дела, распоряжением № 7455-р от 23.09.2010 Министерства юстиции РФ признано пребывание (проживание) в Российской Федерации Джинджолавы Э.А., являвшегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 05.11.2015 и он обязан покинуть территорию Российской Федерации. Данное распоряжение мотивировано тем, что Джинджолава Э.А. осужден 06.10.2008 Центральный районным судом города Новосибирска к лишению свободы, до осуждения находился на территории Российской Федерации незаконно, и его пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации (л.д.37).

Таким образом, основанием для принятия решения явилось наличие судимости у Джинджолавы Э.А. и срок установлен был - до погашения судимости – 05.11.2015. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались. При этом судебная коллегия полагает, что вышеуказанное распоряжение было вынесено уполномоченным органом и в установленном законом порядке.

03.03.2015 постановлением Дзержинского районного суда города Новосибирска удовлетворено ходатайство Джинджолавы Э.А. о снятии судимости с истца, постановление вступило в законную силу. 25.03.2015 истец обратился с заявлением в Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области о снятии запрета на въезд в Российскую Федерацию, однако запрет на въезд истцу до настоящего времени не снят.

Судебная коллегия полагает, что с учетом оснований принятия распоряжения о нежелательности пребывания истца в Российской Федерации, после снятия судимости они отпали, иных оснований для нежелательности пребывания Джинджолавы Э.А. не представлено и материалы дела не содержат.

Принимая во внимание вышеизложенное, требование Джинджолавы Э.А. о снятии заперта на въезд в Российскую Федерацию к Министерству юстиции Российской Федерации заявлено обоснованно и оно подлежит удовлетворению.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 33 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в компетенцию Министерства юстиции входит принятие решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, при этом не установлен порядок отмены данных решений непосредственно Министерством юстиции Российской Федерации в случае, если основания к этому отпали, в связи с чем доводы жалобы в данной части с учетом необходимости восстановления нарушенных прав Джинджолавы Э.А. являются обоснованными и в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.

При этом то обстоятельство, что на территории Российской Федерации у Джинджолавы Э.А. проживает супруга – гражданка Российской Федерации, как полагает судебная коллегия, само по себе в силу вышеуказанных норм закона не является основанием к признанию решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации незаконным, поскольку брак с гражданкой Российской Федерации не может быть расценен как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь гражданина, так как наличие семьи, детей, проживающих на территории Российской Федерации не освобождает иностранных граждан и лиц без гражданства от соблюдения законов Российской Федерации и в случае нарушения данных законов – принятие данными гражданам неблагоприятных последствий.

Что касается требований, заявленных к УФМС России по Новосибирской области, поскольку в силу статьи 308 КАС РФ решение суда проверяется в полном объеме, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения иска в данной части у суда первой инстанции не имелось, поскольку никаких действий, направленных на нарушение законных прав и интересов истца, материалы дела не содержат и истцом представлено не было, УФМС России по Новосибирской области при направлении истцу ответа о наличии распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания действовало в пределах своей компетенции и прав истца не нарушало.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения заявленных Джинджолава Э.А. требований к УФМС России по Новосибирской области следует отменить и в данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к УФМС России по Новосибирской области требований. В части удовлетворения требований, заявленных к Министерству юстиции РФ, решение подлежит изменению с отменой распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 23.09.2010 № 7455-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июля 2015 года в части удовлетворения требований Джинджолава Э.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области об обязании снять запрет на въезд на территорию Российской Федерации отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований Джинджолава Э.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области отказать.

В остальной части данное решение изменить, отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 23.09.2010 -рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: