Судья Орлова С.К. Дело № 33а-1010
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 мая 2019 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудрова Е.В., судей Степановой Л.А., Запятовой Н.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.
дело по апелляционным жалобам УМВД России по Ивановской области, ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Ивановской области, начальнику отделения по вопросам миграции ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2, ОМВД России по Фрунзенскому району г.Иваново о признании незаконным отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации и Указания УМВД России по ивановской области от 27 сентября 2018 года № 12/2163,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Фрунзенскому району города Иваново (начальник ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново) ФИО2, Отделу Министерства внутренних дел России по Фрунзенскому району города Иваново (далее – ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново), Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее – УМВД России по Ивановской области), в котором просил: признать незаконным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2 в приеме заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации; обязать административного ответчика – ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново принять у административного истца документы на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для рассмотрения его по существу; признать незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года №12/2163, запрещающие районным отделам принимать заявления на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации; взыскать с административного ответчика понесенные по делу судебные расходы.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец, являясь гражданином Сирийской Арабской Республики, 09 октября 2018 года в сопровождении адвоката обратился в ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново по месту пребывания с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, приложив к нему необходимый пакет документов. В этот же день начальник ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2 отказала в приеме заявления и документов по причине исчерпания квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Административный истец считает отказ в приеме заявления на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным и необоснованным, поскольку по состоянию на 09 октября 2018 года квота не была исчерпана, после указанной даты государственный орган продолжал прием заявлений иностранных граждан на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Кроме того, Указание УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года № 12/2163 не содержит формулировки об исчерпании квоты, а содержит информацию о том, что она распределена. Однако должностное лицо ОВМ ОМВД истолковало данное указание как абсолютный запрет на прием заявлений по причине исчерпания квоты, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2018года административный иск ФИО1 удовлетворен частично. Признан незаконным и необоснованным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2 от 09 октября 2018 года в приеме заявления и документов ФИО1 на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации; на ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново возложена обязанность принять заявления и документы ФИО1 на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для рассмотрения по существу; в пользу ФИО1 с ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей; в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года № 12/2163 отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, УМВД России по Ивановской области, ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение по настоящему делу и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В заседании Судебной коллегии представитель административного ответчика ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново по доверенности ФИО3 поддержала свою апелляционную жалобу, а также согласилась с жалобой УМВД России по Ивановской области по изложенным в них основаниям, просила их удовлетворить.
Административный истец ФИО1 административный ответчик начальник ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2, представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь иностранным гражданином, 09 октября 2018 года обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново с заявлением о предоставлении ему разрешения на временное проживание (далее – РВП) в Российской Федерации, предоставив необходимый пакет документов, перечень которых установлен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891.
Письмом начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново ФИО2 от 09 октября 2018 года №б/н ФИО1 уведомлен об отказе в принятии его заявления на основании пункта 44.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891, а именно исчерпание квоты.
Поводом для отказа в приеме соответствующих документов послужила информации от начальника УВМ УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года №12/2163 о распределении в полном объеме квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 год для Ивановской области. При этом УМВД России по Ивановской области дано указание не принимать к рассмотрению заявления на выдачу разрешений на временное проживание в пределах квоты.
Указанные действия по возврату заявления и приложенных к нему документов послужили поводом для обращения ФИО1 с административным иском в суд.
Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891, пришел к выводу о том, что действия должностного лица ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново являются незаконными, нарушающими права административного истца, создающими препятствия для обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку на момент обращения административного истца в миграционный орган квота на выдачу РВП не была исчерпана.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьей 84 КАС РФ.
При разрешении спора сторон суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
В апелляционных жалобах административные ответчики приводят доводы о том, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от административного истца не могло быть принято, поскольку на момент его обращения квота была распределена другим иностранным гражданам созданной при УМВД России по Ивановской области Комиссией по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, куда указанные иностранные граждане обратились раньше административного истца.
Данные доводы не могут быть приняты Судебной коллегией в качестве оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 14 данного Федерального закона, закрепляющей требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).
Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее – Административный регламент).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации и услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, порядок их представления установлены в пункте 30 Административного регламента.
Пунктом 21 Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги подразделениям по вопросам миграции запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно приказу УМВД России по Ивановской области от 19 января 2018 года № 27 была создана Комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 год для Ивановской области (далее – Комиссия), и утверждено Положение о данной Комиссии, согласно которому (в редакции до 11 июля 2018 года) решение указанной Комиссии о выделении квоты являлось основанием для приема у иностранного гражданина заявления о выдаче РВП в Российской Федерации, таким образом, была установлена необходимость первоначального обращения иностранных граждан в Комиссию с анкетой на выделение квоты.
Суд верно оценил указанный порядок распределения квоты на выдачу РВП как несоответствующий действующему нормативному регулированию.
В силу пункта 44.6 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание.
Согласно представленному в материалы дела журналу учета заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в 2018 году после 09 октября 2018 года (даты обращения административного истца с заявлением) миграционным органом продолжалась регистрация соответствующих заявлений от иностранных граждан вплоть до 08 ноября 2018 года. При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что все иностранные граждане, чьи заявления были зарегистрированы в указанном журнале после 09 октября 2018 года, обращались в Комиссию, и им уже была выделена квота на выдачу РВП, также не представлено.
При этом согласно пункту 5 Положения о Комиссии, с учетом внесенных в него приказом начальника УМВД России по Ивановской области от 11 июля 2018 года № 773 изменений, решение комиссии носит рекомендательный характер. По результатам рассмотрения Анкет, с учетом всех имеющих значение обстоятельств, Комиссия принимает одно из следующих решений: рекомендовать обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание либо рекомендовать заявителю обратиться с Анкетой в более поздний срок в пределах законного нахождения в Российской Федерации.
Таким образом, доказательств того, что, на момент подачи 09 октября 2018 года заявления о выдаче разрешения на временное проживание, квота уже была исчерпана, административными ответчиками не представлено, принимая во внимание, что согласно данным, изложенным в упомянутом журнале, регистрация заявлений на выдачу РВП производилась вплоть до ноября 2018 года. При этом представитель УМВД России по Ивановской области в суде первой инстанции пояснила, что квоты были исчерпаны 24.10.2018г.
В силу пункта 83 Административного регламента единственным основанием для начала предоставления государственной услуги является личная подача заявления на бумажном носителе в подразделение по вопросам миграции с приложением всех необходимых документов, после чего должностным лицом устанавливаются основания для его принятия или отказа в принятии его к рассмотрению.
Принимая во внимание указанные положения закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в принятии у административного истца заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств, Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы жалобы, указывающие на то, что при принятии оспариваемых решений должностное лицо миграционного органа руководствовалось письмом УВМ УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года № 12-2163.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 27 сентября 2018 года №12/2163, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный документ не обладает властно-распорядительными признаками.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку обжалуемое административными истцами Указание по своей правовой природе не может выступать предметом обжалования в порядке главы 22 КАС РФ.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, они были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении.
Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УМВД России по Ивановской области, ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново – без удовлетворения.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Степанова Л.А.
Запятова Н.А.