Судья Меньшикова И.В. Дело № 33а-10128/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тишковой Н. И. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению
Тишковой Н. И. об оспаривании бездействия и решения органа местного самоуправления, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тишкова Н.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Администрации г. Бийска в лице муниципального бюджетного учреждения «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» (далее – МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска»), муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» (далее по тексту – МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска»), выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости – индивидуального капитального гаража на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>; признать незаконным решение Администрации г. Бийска об отмене постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка в границах кадастрового квартала <номер> муниципального образования г. Бийск»; устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на Администрацию г. Бийска в лице МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» обязанности принять решение о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, и предварительном согласовании размещения на указанном выше участке индивидуального капитального гаража в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года); предоставить в аренду указанный земельный участок для строительства индивидуального капитального гаража сроком на три года.
В обоснование требований Тишкова Н.И. указала на то, что ДД.ММ.ГГ она обратилась в МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» с заявлением о рассмотрении вопроса возможности выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства индивидуального капитального гаража по адресу: <адрес>.
В процессе рассмотрения заявления ею подготовлена и ДД.ММ.ГГ постановлением Администрации г. Бийска <номер> утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в границах кадастрового квартала <номер> муниципального образования г. Бийск, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства индивидуального капитального гаража (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок).
В отношении испрашиваемого земельного участка Тишковой Н.И. заказаны и оплачены кадастровые работы, подготовлен межевой план, осуществлен кадастровый учет с присвоением данному участку кадастрового номера <номер>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным ДД.ММ.ГГ<номер>.
ДД.ММ.ГГ в газете «Муниципальный вестник» <номер> опубликовано информационное сообщение о наличии земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, предлагаемого для передачи в аренду для строительства индивидуального капитального гаража.
ДД.ММ.ГГТишковой Н.И. в муниципальное бюджетное учреждение «Управление «Единое окно» администрации г. Бийска» подано заявление о предоставлении данного земельного участка для строительства капитального гаража в аренду сроком на 3 года с приложением необходимых документов.
Между тем из письма МКУ «Управление имуществом Администрации г. Бийска» от ДД.ММ.ГГ<номер> Тишковой Н.И. стало известно о том, что работы по исполнению поданного ею заявления прекращены ввиду поступившей из МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» информации, содержащей сведения об отмене постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <номер> в границах муниципального образования г. Бийск», а также об отзыве информационного сообщения о наличии земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Принятие таких решений обусловлено тем, что новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 01 марта 2015 года, не предусматривает возможность предоставления в аренду земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов, поскольку ст.ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, ранее регламентировавшие данную процедуру предоставления земельных участков, утратили силу.
Бездействие Администрации г. Бийска, выразившееся в непринятии решений о предварительном согласовании места размещения объекта и относительно предоставления земельно участка, а также действия по отмене постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер>, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления норм материального права (ст.ст. 28-32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в связи с чем должны быть признаны незаконными.
Решением Бийского городского суда от 20 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Тишкова Н.И. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что судебное постановление не соответствует требованиям процессуального законодательства, поскольку в описательной части решения не отражено содержание заявленных требований, не соответствует изложенным в заявлении требованиям также резолютивная часть решения. Указание на то, что при рассмотрении заявления суд не вправе выходить за пределы рассматриваемых требований, не основано на законе, принимая во внимание то обстоятельство, что дело было рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В нарушение требований ч. 7 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт относимости спорного земельного участка к подзоне ЖЗ-3 не доказан, на представленном Администрацией г. Бийска фрагменте карты, являющейся приложением к правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Бийска, испрашиваемый земельный участок отнесен к подзоне ЖЗ-1. Вывод суда об отсутствии объекта недвижимости, относящегося к основному виду использования земельного участка, в непосредственной близости от участка, испрашиваемого для размещения индивидуального капитального гаража как объекта, относящегося к вспомогательному виду разрешенного использования земельного участка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку Тишкова Н.И. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом указанный дом находится в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка. Кроме того, суд неправомерно сослался в своем решении на постановление Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер>, которым отменено, в том числе, постановление Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка в границах кадастрового квартала <номер> в границах муниципального образования г. Бийск», поскольку оно было вынесено после обращения Тишковой Н.И. в суд (ДД.ММ.ГГ) с вышеуказанным заявлением.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация г. Бийска и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» просят оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Администрации г. Бийска, иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Бийска Пачину А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст.ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ).
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из положений п.п. 2 и 5 - 7 ст. 31 этого же Кодекса следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое, в свою очередь, служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГТишкова Н.И. обратилась в МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» с заявлением о выборе земельного участка и согласовании размещения индивидуального капитального гаража по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из протокола <номер> заседания Градостроительного совета при Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ, датированной ДД.ММ.ГГ<номер>, было принято решение провести выбор земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, для строительства индивидуального капитального гаража.
Согласно акту <номер> выбора земельного участка ДД.ММ.ГГ произведено обследование указанного земельного участка.
Постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> утверждена схема расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в границах кадастрового квартала <номер> муниципального образования город Бийск, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального капитального гаража (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок).
ДД.ММ.ГГТишкова Н.И. обратилась в МБУ «Единое окно» Администрации г. Бийска» с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <номер>, в аренду сроком на три года для строительства индивидуального капитального гаража.
В газете «Муниципальный вестник» <номер> от ДД.ММ.ГГ опубликовано информационное сообщение о наличии земельного участка с кадастровым номером <номер>, предлагаемого для передачи в аренду для строительства индивидуальных капитальных гаражей.
ДД.ММ.ГГ МБУ «Управление «Единое окно» Администрации города Бийска» на имя заместителя начальника МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» по земельным вопросам направлено письмо <номер>, согласно которому МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» подготовлен проект об отмене, в том числе, постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка в границах кадастрового квартала <номер> в границах муниципального образования г. Бийск». По этой причине письмо также содержало просьбу об отмене публикации в газете «Муниципальный вестник» от ДД.ММ.ГГ<номер> о наличии в числе прочих земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, предлагаемого для передачи в аренду для строительства индивидуальных капитальных гаражей.
В связи с изложенным в газете «Муниципальный вестник» <номер> от ДД.ММ.ГГ опубликовано информационное сообщение об отзыве сообщения о наличии спорного земельного участка, предлагаемого для передачи в аренду для строительства индивидуальных капитальных гаражей.
В соответствии с письмом МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» от ДД.ММ.ГГ<номер> Управление отказывает в согласовании проектов постановлений о предварительном согласовании мест размещения индивидуальных капитальных гаражей, актов выбора земельных участков, схем расположения земельных участков, в том числе по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала <номер> по причине вступления в силу ДД.ММ.ГГ новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов, и утратой силы положений ст.ст. 30,31,32 Земельного кодекса РФ, ранее регламентировавших данную процедуру предоставления земельных участков.
ДД.ММ.ГГ МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска» в адрес Тишковой Н.И. направлен ответ на заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании размещения индивидуального капитального гаража, согласно которому выполнение заявки не представляется возможным по причинам, изложенным в вышеуказанном письме.
Аналогичный ответ в адрес заявителя был направлен Администрацией г. Бийска ДД.ММ.ГГ за <номер>.
ДД.ММ.ГГТишкова Н.И. вновь обратилась в МБУ «Управление «Единое окно» Администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду сроком не менее 3-х лет для строительства индивидуального капитального гаража.
В этот же день (ДД.ММ.ГГ) в адрес заявителя МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» направлено сообщение <номер>, согласно которому ДД.ММ.ГГ в Управление поступило письмо МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г. Бийска с информацией об отмене постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер>, с просьбой об отзыве информационного сообщения о наличии земельного участка с кадастровым номером <номер> и прекращении работы по исполнению заявления Тишковой Н.И.
Кроме того, ДД.ММ.ГГ в адрес Тишковой Н.И. направлено письмо <номер>, согласно которому ДД.ММ.ГГ вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 171-ФЗ, предусматривающие заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукциона (ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), за исключением ряда случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи. В результате изучения представленных документов, выявлено, что основания для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка без проведения торгов отсутствуют. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта до 01 марта 2015 года не принималось, в связи с чем в выполнении заявки Тишковой Н.И. отказано.
Действительно, Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.ст. 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу (п. 18 ст. 1); Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (п. 21 ст. 1). В указанной части Федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2015 года (п. 1 ст. 35).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регламентированы ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которая включена в главу V.1 данного Кодекса. При этом пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно п.п. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Принимая во внимание положения вышеприведенных правовых норм и установленные по делу обстоятельства того, что постановление Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ<номер> об утверждении схемы расположения спорного земельного участка было принято до 01 марта 2015 года, а извещение о наличии спорного земельного участка, предлагаемого для передачи в аренду для строительства индивидуального капитального гаража, было опубликовано 11 февраля 2015 года, то есть до вступления в законную силу изменений, внесенных в Земельных кодекс Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок должен был быть предоставлен в аренду в соответствии со ст.ст. 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления Тишковой Н.И. без проведения торгов.
Между тем изложенные выше обстоятельства, как верно отмечено судом, не свидетельствуют о бездействии Администрации г. Бийска относительно принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке, ввиду рассмотрения названным органом местного самоуправления соответствующего заявления Тишковой Н.И. и утверждения им схемы расположения земельного участка ДД.ММ.ГГ, вопреки заявленным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд мог выйти за пределы заявленных требований, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений суд не связан лишь основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), но указаний на то, что суд может выйти за пределы заявленных требований гл.гл. 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по правилам которых рассматривалось заявление, не содержали.
Вместе с тем, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления, поскольку установлено наличие обстоятельства, препятствующего предоставлению земельного участка Тишковой Н.И. для строительства гаража, и, как следствие, являющееся основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГ<номер> об утверждении схемы расположения земельного участка. Таким обстоятельством является нахождение испрашиваемого земельного участка в границах зоны, основной вид разрешенного использования земель в которой не позволяет осуществлять строительство гаражей.
Доводы жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования находится в зоне ЖЗ-1, а не в зоне ЖЗ-3, как на то указал суд, не влияют на законность судебного решения, поскольку зона ЖЗ-1 также не предполагает возможность строительства индивидуального капитального гаража в качестве основного или условно-разрешенного вида использования участка, тогда как вспомогательный вид разрешенного использования в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается только в качестве дополнительного по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними.
Доказательств намерения возвести индивидуальный капитальный гараж в непосредственной близости от объекта, относящегося к основному либо условно-разрешенному виду использования земельного участка, суду не представлено; свидетельство о праве собственности супруга на квартиру <номер> в доме <номер> по <адрес> таким доказательством не является, учитывая, что испрашиваемый участок находится по иному адресу – <адрес>.
Ссылки на несоответствие описательной и резолютивной частей решения суда требованиям процессуального законодательства подлежат отклонению, поскольку опровергаются содержанием данного решения. То обстоятельство, что в резолютивной части решения дословно не перечислены все заявленные Тишковой Н.И. требования, не свидетельствует о его незаконности, учитывая, что судом отказано в удовлетворении заявления в полном объеме, а в описательной части решения заявленные требования приведены дословно.
Указание Тишковой Н.И. в жалобе на то, что обращение с заявлением в суд имело место ДД.ММ.ГГ, не может свидетельствовать о недопустимости ссылки суда на постановление Администрации г. Бийска, принятое позднее названной даты.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тишковой Н. И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: