ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1012/2016 от 19.04.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Екония Г.К. Дело № 33а-1012/2016

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная инстанция Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.

судей Бажанова А.О. Михеева О.С.

при секретаре Косолаповой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Бажанов А.О., апелляционная инстанция

установила:

АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в суд с административным иском к Госкомимуществу Республики Мордовия и ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование административного иска указало, что по договору аренды земельного участка от 23 апреля 2009 г. администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия передала ОАО «Мордовгаз» в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 12 817 кв. м, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта», расположенный по адресу: <адрес>.

С 08 октября 2013 г. ОАО «Мордовгаз» переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Саранск», а с 18 июня 2015 г. изменило организационно-правовую форму на АО «Газпром газораспределение Саранск».

Указанный в договоре вид разрешенного использования земельного участка соответствует 13-му виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. №39.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 августа 2009 г. по делу №А39-2646/2009 установлен 13-ый вид разрешенного использования земельного участка.

Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия.

Согласно строке №280524 приложения 1 к настоящему приказу земельный участок имеет 17-ый вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии». Удельный показатель кадастровой стоимости участка составляет «562,73 руб./кв. м» и кадастровая стоимость участка определена в размере 7 212 510,41 руб.

АО «Газпром газораспределение Саранск» считает недостоверными сведения о 17-м виде разрешенного использования земельного участка, использованные при определении его кадастровой стоимости, и полагает, что кадастровая стоимость участка должна быть пересмотрена.

Согласно приложению 2 к приказу Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале <данные изъяты> с 13-м видом разрешенного использования составляет «303,56 руб./кв. м», и кадастровая стоимость земельного участка должна составлять 3 890 728,52 руб.

АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия с заявлением от 15 декабря 2015 г. №12/2225 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии от 23 декабря 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

АО «Газпром газораспределение Саранск» просило суд признать недостоверными сведения о 17-м виде разрешенного использования земельного участка, использованные при определении его кадастровой стоимости; изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с «562,73 руб./кв. м» на «303,56 руб./кв. м» и кадастровую стоимость участка с «7 212 510,41 руб.» на «3 890 728,52 руб.»; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости.

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик Госкомимущества Республики Мордовия просит решение суда отменить. Считает, что вывод суда о недостоверности сведений о 17-ом виде разрешенного использования участка, использованных при определении его кадастровой стоимости, не соответствует исследованным по делу обстоятельствам, поскольку установлено, что производственная база, расположенная на земельном участке, используется для размещения органов управления и специальных служб, иных объектов на земельном участке не имеется. Утверждает об отсутствии на земельном участке трубопроводов, в суде не исследовались вопросы о месте прохождения трубопроводов, и каким образом, кроме как в административных и управленческих функциях используется сама производственная база для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта устройств транспорта. Обращает внимание на то, что технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152, на основе которых построены выводы Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 августа 2009 г. по делу №А39-2646/2009, где установлен 13-ый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, признаны утратившими силу приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 июля 2012 г. № П/276 «О признании утратившими силу отдельных приказов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости». В суде не исследовался вопрос о том, в какой территориальной зоне располагается земельный участок в то время как указанное обстоятельство имеет принципиальное значение для рассмотрения настоящего судебного дела, что подтверждается судебной практикой по аналогичным делам. Земельный участок не используется для «осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта», и, соответственно, к нему, как к земельному участку из «земель населенных пунктов» неправомерно применяется вид разрешенного использования ««для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта». Административным истцом не представлено доказательств того, что на земельном участке проводятся вышеназванные работы. Указанное обстоятельство не было исследовано в суде, в том числе по причине того, что к настоящему делу не применялись положения земельного законодательства.

Управлением Росреестра по Республике Мордовия представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой представитель Управления по доверенности Спирин В.А. поддерживает доводы апелляционной жалобы.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Газпром газораспределение Саранск» через представителя по доверенности Макарову А.В., указывая о несостоятельности доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Госкомимущества Республики Мордовия Панькова Ю.В., действующая по доверенности, просила отменить решение суда первой инстанции и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия ФГБУ Казанцев Р.О. просил удовлетворить апелляционную жалобу ввиду обоснованности изложенных в ней доводов.

Представитель административного ответчика «ФКП Росреестра» Сухарников И.Д. просил суд апелляционной инстанции принять решение по апелляционной жалобе по своему усмотрению.

Представитель административного истца АО «Газпром газораспределение Саранск» Кручинкина Е.П. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов, законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В судебное заседание заинтересованное лицо Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не явилось. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просило, о причине неявки не сообщило.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и апелляционная инстанция пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, апелляционная инстанция приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, использование которого является платным, затрагивают права и обязанности административного истца АО «Газпром газораспределение Саранск» как арендатора земельного участка, и указанное юридическое лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно абзацу второму части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. №316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 23 апреля 2009 г. администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия передала ОАО «Мордовгаз» в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 12 817 кв. м, категория земель «земли поселений», расположенный по адресу: <адрес>. Участок предоставлен в аренду для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (л.д. 37-41, том 1).

Как установил суд первой инстанции ОАО «Мордовгаз», переименованное в ОАО «Газпром газораспределение Саранск», изменило организационно-правовую форму на непубличное акционерное общество – АО «Газпром газораспределение Саранск» (л.д. 8-13, том 1), которое является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком.

В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка, идентичные предназначению участка, – «для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта» (л.д. 42, 117-122, 123-191, том 1).

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, передавались в электронном виде государственному заказчику для проведения государственной кадастровой оценки (л.д. 116, том 1).

Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. №42 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия.

Согласно строке №280524 приложения 1 к настоящему приказу земельный участок имеет 17-ый вид разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости участка составляет «562,73 руб./кв. м» и кадастровая стоимость участка определена в размере 7 212 510,41 руб.

Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, утвержденные настоящим приказом, применяются с 01 января 2015 г.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 декабря 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка в размере 7 212 510,41 руб. определена по состоянию на 01 января 2012 г. на основании настоящего приказа. Сведения о кадастровой стоимости участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01 января 2015 г. (л.д. 55, том 1).

15 декабря 2015 г. АО «Газпром газораспределение Саранск» подало в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Заявление мотивировано тем, что вид разрешенного использования участка соответствует 13-му виду разрешенного использования и при определении кадастровой стоимости участка использованы недостоверные сведения о 17-ом виде разрешенного использования. Просило комиссию пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости участка (л.д. 45-46, том 1).

Решением комиссии от 23 декабря 2015 г. №13/04/2015-18 заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено (л.д. 47-49, том 1).

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, установленного статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о недостоверности сведений о виде разрешенного использования земельного участка, использованных при определении его кадастровой стоимости, и об искажении данных об участке, допущенном при проведении государственной кадастровой оценки.

Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции, основанном на фактических обстоятельствах дела и правильном применении закона.

Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания по государственной кадастровой оценке), которые, согласно пункту 1.2, позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем пункте.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, при определении кадастровой стоимости земельного участка использованы сведения о том, что участок имеет 17-ый вид разрешенного использования.

Согласно пункту 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке к 17-му виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок предназначен для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, и согласно сведениям об этом участке, внесенным в государственный кадастр недвижимости, вид разрешенного использования данного участка идентичен его предназначению, что согласуется с пунктом 1.213 Методических указаний по государственной кадастровой оценке, в соответствии с которым земельные участки с названным предназначением относятся к 13-му виду разрешенного использования.

Оценивая представленные доказательства, судом первой инстанции констатировано, что на земельном участке находится принадлежащая АО «Газпром газораспределение Саранск» производственная база, что установлено решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 августа 2009 г. по делу №А39-2646/2009 (л.д. 16-36, том 1). Данная производственная база используются филиалом АО «Газпром газораспределение Саранск» в р.п. Чамзинка для размещения органов управления и различных служб в целях осуществления уставных видов деятельности юридического лица, связанных с транспортировкой газа по трубопроводам и осуществлением функций газораспределительной организации (л.д. 203-254, том 1).

При этом судом первой инстанции обоснованно обращено внимание на то, что исключительно для размещения административных зданий и связанных с ними объектов недвижимости, необходимых для осуществления административных, управленческих и подобных им функций, земельный участок не предназначен, а иное суждение противоречит предназначению участка и сведениям о виде его разрешенного использования, внесенным в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция выводы суда о том, что, результаты определения кадастровой стоимости участка могут быть пересмотрены в связи с недостоверностью сведений о виде разрешенного использования земельного участка, использованных при определении его кадастровой стоимости, считает правильными.

С выводами суда апелляционная инстанция соглашается, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.

Довод апелляционной жалобы о несоответствии установленным по делу обстоятельствам вывода о недостоверности сведений о 17-ом виде разрешенного использования участка, использованных при определении его кадастровой стоимости, отклоняется, т.к. сводится к несогласию с суждениями суда, правильность которых не вызывает сомнений.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда об использовании земельного участка исключительно для осуществления уставных видов деятельности, связанных с транспортировкой газа, ввиду того, что на земельном участке отсутствуют трубопроводы, и судом не исследовался вопрос о том, как расположенная на земельном участке производственная база используется для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта устройств транспорта, отклоняются как несостоятельные. Отсутствие непосредственно на земельном участке газового трубопровода не означает невозможность использования производственной базы исключительно для осуществления уставной деятельности предприятия, а именно: для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта устройств транспорта.

Довод апелляционной жалобы о том, что утратили силу правовые основания решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 августа 2009 г. по делу №А39-2646/2009, установившего 13-ый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, ввиду издания приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 июля 2012 г. № П/276 «О признании утратившими силу отдельных приказов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», прекратившего действие технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152, на основе которых построены выводы вышеназванного судебного акта, отклоняются как ошибочные. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 августа 2009 г. не отменялось, не пересматривалось, в государственном кадастре недвижимости сведения о 13-ом виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не изменялись.

Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок не используется для «осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта», в связи с чем, к нему, как к земельному участку из «земель населенных пунктов» неправомерно применен вид разрешенного использования «для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта», противоречит сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, которые недействительными не признавались и не изменялись, и отклоняется по вышеназванным основаниям.

Довод апелляционной жалобы о противоречии вывода суда о 13-ом виде разрешённого использования земельного участка сведениям о категории земельного участка, относящегося к землям населённого пункта, сведениям о территориальной зоне, в которой он располагается, и тому обстоятельству, что на земельном участке не осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, отклоняется так как сводится к игнорированию сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, которые недействительными не признавались, не изменялись, и означает применение при установлении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о виде разрешенного использования.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что на земельном участке осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, отклоняется как не имеющий правового значения.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция

определила:

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи А.О. Бажанов

О.С. Михеев