ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10256/19 от 22.07.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Захарова Н.В. Дело 33а-10256/2019

3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.,

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации прокурора г. Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Норильска Красноярского края о признании не соответствующими статье 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:

Административный иск прокурора г. Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Норильска удовлетворить.

Признать Административный регламент оказания услуги по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов, утвержденный постановлением Администрации г.Норильска от 22 июля 2011 года №370, Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденный постановлением Администрации г.Норильска от 02 декабря 2011 года №561, не соответствующими требованиям ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обязать Администрацию города Норильск в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести вышеуказанные административные регламенты в соответствие с требованиями ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

и апелляционному представлению старшего помощника прокурора г. Норильска Красноярского края Образцовой А.В.

на дополнительное решение Норильского городского суда Красноярского края от 22 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска о признании не соответствующим статье 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Административного регламента предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, услуги по зачислению в муниципальные общеобразовательные учреждения, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска от 02 декабря 2011 года №561, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора г. Норильска Красноярского края Гутаев Х.А. обратился с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Норильска Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении муниципальных услуг, установлено, что постановлением администрации г. Норильска Красноярского края от 22 июля 2011 года №370 утвержден Административный регламент оказания услуги по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов.

Постановлением администрации г.Норильска Красноярского края от 2 декабря 2011 года №561 утверждены административные регламенты предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуг в электронном виде, в том числе услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также услуги по зачислению в муниципальные общеобразовательные учреждения.

Три административных регламента по своей структуре не соответствуют требованиям ст.12 ФЗ РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, отсутствуют обязательные элементы регламентов, установленные п.п. 2,4,5 ст.12 Закона, поскольку ни стандарт, ни формы контроля, ни порядок досудебного обжалования действий (бездействий) органов и должностных лиц при предоставлении муниципальных услуг в вышеперечисленных сферах не урегулированы.

Бездействие администрации г.Норильска по неприведению административных регламентов в соответствие с законом приводит к нарушению прав граждан. По указанным основаниям прокуратурой г.Норильска руководителю администрации г.Норильска внесено представление, которое оставлено без удовлетворения.

И.о. прокурора г. Норильска Красноярского края Гутаев Х.А просил признать не соответствующими требованиям ст.12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

- постановление Администрации г.Норильска от 22 июля 2011 года №370 «Об утверждении Административного регламента оказания услуги по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов»,

- постановление Администрации г.Норильска от 02 декабря 2011 года №561 «Об утверждении Административных регламентов предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуг в электронном виде, в части услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также услуги по зачислению в муниципальные общеобразовательные учреждения».

Обязать администрацию муниципального образования г.Норильска Красноярского края в трехмесячный срок после вступления решения в законную силу привести вышеуказанные административные регламенты в соответствие с требованиями ст.12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1 просила отменить итоговое решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что услуга по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также услуга по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов не являются муниципальными услугами. Услуга по зачислению детей в образовательную организацию в силу ст.28 ФЗ РФ «Об образовании в РФ» относится к исключительной компетенции образовательной организации, а к полномочиям органа местного самоуправления относится только учет детей, подлежащих обучению. Обе услуги оказываются не органами местного самоуправления, а муниципальными учреждениями, поэтому их предоставление не регулирует ФЗ РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Норильска Красноярского края Образцова А.В. просила отменить дополнительное решение от 22.05.2019 г., принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенные в административном исковом заявлении, которым суд не дал должной оценки и неправильно применил нормы материального права. То обстоятельство, что услуга по зачислению в образовательные учреждения отнесена к услуге, предоставляемой муниципальными учреждениями, не является основанием для исключения ее из муниципальных услуг, поскольку она предоставляется в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных ст. 16 ФЗ РФ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В возражениях на апелляционное представление представитель администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1 просила оставить без изменения дополнительное решение от 22 мая 2019г., как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав представителя администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Смирнову Я.Е., полагавшую дополнительное решение суда подлежащим отмене, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что дополнительное решение суда подлежит отмене, а административные исковые требования прокурора - удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010г. №210-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.(ч.2 ст.1)

В пункте 2 ст.2 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дано понятие муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления, как деятельности по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Пункт 4 ст.2 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет административный регламент как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Часть вторая ст.12 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает, что структура административных регламентов должна содержать разделы, устанавливающие: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

Согласно ст.14 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В соответствии с п.13ч.1 ст.16 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, а в силу пункта 22 этой же части статьи - формирование и содержание муниципального архива.

Пунктом 1 ч.3 ст.4 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года №125-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям муниципального образования в сфере архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек; муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений.

В соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст.24 ФЗ РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.

Согласно п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Абзац 39 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 года №729-р утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), которым установлено что подлежат включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (п.56), а также по предоставлению информации о зачислении в муниципальное образовательное учреждение (п.59).

В соответствии со ст.43 Устава муниципального образования город Норильск, утв. Решением Норильского городского совета Красноярского края от 24 февраля 2000 года №386, Администрация города организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Красноярского края), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт10), формирует и содержит муниципальный архив (пункт 26).

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г.Норильска от 22 июля 2011 года №370 утвержден Административный регламент оказания услуги по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов, которую осуществляет МКУ «Норильский городской архив».

Проанализировав содержание Административного регламента оказания услуги по информационному обеспечению граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе архивных документов, сопоставив взаимосвязанные положения ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об архивном деле в Российской Федерации», п.26 ст. 43 Устава муниципального образования город Норильск, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная услуга является муниципальной и структура Административного регламента должна соответствовать требованиям ст.12 ФЗ РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, но в данном административном регламенте отсутствуют обязательные элементы регламентов, установленные п.п. 2,4,5 ст.12 ФЗ№210, поскольку ни стандарт, ни формы контроля, ни порядок досудебного обжалования действий (бездействий) органов и должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги не урегулированы.

Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 02 декабря 2011 года №561 утвержден Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).

Проанализировав содержание Административного регламента предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуги по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), сопоставив взаимосвязанные положения ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об образовании в РФ», п.10 ст. 43 Устава муниципального образования город Норильск, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная услуга является муниципальной и структура Административного регламента должна соответствовать требованиям ст.12 ФЗ РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, но в данном административном регламенте отсутствуют обязательные элементы регламентов, установленные п.п. 2,4,5 ст.12 ФЗ№210, поскольку ни стандарт, ни формы контроля, ни порядок досудебного обжалования действий (бездействий) органов и должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги не урегулированы.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям указанного выше законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

Доводы административного ответчика о том, что указанные услуги не являются муниципальными в силу того, что оказываются не органом местного самоуправления, а самостоятельными организациями, в частности МКУ «Норильский городской архив» и муниципальными образовательными учреждениями, как на основание к отказу в административном иске признаются судебной коллегией несостоятельными в связи со следующим.

Как указано в ч.2 ст.1 ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг. Поэтому правовое значение имеет не то, каким органом или организацией выполняется соответствующая услуга, а то, что перечисленные услуги являются муниципальными, поскольку отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Само по себе невключение перечисленных услуг в реестр муниципальных услуг не отменяет их статуса как муниципальных услуг.

Ссылки административного ответчика в апелляционной жалобе на необходимость применения к возникшим правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг", по мнению судебной коллегии, также несостоятельна, поскольку данный нормативный акт лишь устанавливает требования к электронной форме муниципальных услуг и не регулирует вопросы, связанные с порядком и содержанием оказываемых услуг, на основе соответствующих административных регламентов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что услуга по зачислению детей в образовательную организацию в силу ст.28 ФЗ РФ «Об образовании в РФ» относится к исключительной компетенции образовательной организации, как на основание к отмене постановленного решения, отвергаются судебной коллегией, поскольку оспариваемый административный регламент регулирует вопросы не зачисления детей в ДОУ, а услугу по приему заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), которая и является муниципальной, так как относится к полномочиям органа местного самоуправления в силу вышеприведенного анализа действующего законодательства.

Поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, обязав администрацию г.Норильска привести указанные административные регламенты в соответствие с требованиями ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок в три месяца, установленный судом первой инстанции для приведения Административных регламентов в соответствие с требованиями закона, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным для исполнения судебного решения.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований прокурора в дополнительном решении суда от 22 мая 2019г. суд первой инстанции пришел к выводу, что Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуги по зачислению в муниципальные образовательные учреждения, утвержденный постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 02 декабря 2011 года №561, не соответствует требованиям, предусмотренным п.п. 2,4,5 ст.12 Федерального закона №210-ФЗ, но по смыслу закона, поскольку данная услуга не является муниципальной, на неё не распространяются требования о предоставлении в соответствии с административными регламентами, соответствующими по структуре положениям ст.12 Федерального закона № 210-ФЗ.

Судебная коллегия считает этот вывод суда первой инстанции ошибочным в связи со следующим.

Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации г.Норильска, услуги по зачислению в муниципальные образовательные учреждения, утвержденный постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 02 декабря 2011 года №561, разработан в целях повышения доступности услуги по зачислению в муниципальные образовательные учреждения, создания комфортных условий для ее получателя и определяет порядок, сроки и условия предоставления услуги(п.1.1 регламента).

Как отмечалось выше, в соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Между тем, согласно п.8 ч.3 ст.28 ФЗ РФ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится только прием обучающихся в образовательную организацию.

По мнению судебной коллегии, понятия прием и зачисление в образовательную организацию не являются тождественными и входят в общее понятие организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, которое в силу п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ч.1 ст.9 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и в случае, когда предоставление данной муниципальной услуги регулируется Административным регламентом, утвержденным органом местного самоуправления, этот регламент должен иметь структуру, соответствующую требованиями ст.12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Такой вывод обусловлен и тем, что в соответствии с подп.ж пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Поэтому отсутствие в оспариваемом административном регламенте предоставления услуги по зачислению в муниципальные образовательные учреждения стандарта предоставления муниципальной услуги, форм контроля за исполнением административного регламента, досудебного(внесудебного) порядка обжалования решений и действий(бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, является коррупциогенным фактором.

Вопреки возражениям на административный иск, поданным администрацией г.Норильска, включение в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р, услуги по зачислению в образовательные учреждения, как услуги, предоставляемой муниципальными учреждениями и организациями, не является основанием для отказа в иске в связи со следующим.

Данное Распоряжение издано еще 17 декабря 2009 г., т.е. появления правового регулирования, введенного ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010г., в части 3 ст.1 которого закреплена норма о том, что действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг и дано четкое и недвусмысленное понятие муниципальной услуги. Поэтому в данном случае действует более поздний нормативный акт, обладающий большей юридической силой, т.е. ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

То обстоятельство, что в Перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 года №729-р, что подлежат включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме услуги по предоставлению информации о зачислении в муниципальное образовательное учреждение (п.59) также, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отказа в иске, так как выделение как отдельной одной из муниципальных услуг в виде предоставления информации о зачислении в муниципальное образовательное учреждение, не отменяет значение услуги по зачислению в образовательные учреждения как муниципальной.

В таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что следует отменить дополнительное решение суда от 22 мая 2019 года, принять по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования прокурора в полном объеме.

Для приведения этого Административного регламента в соответствие с требованиями закона, по мнению судебной коллегии, также необходимо установить срок в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным для исполнения судебного решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2019 года изменить, дополнить абзац второй резолютивной части решения после слова услуг» следующими словами «в части невключения в структуру административного регламента разделов, устанавливающих стандарт предоставления муниципальной услуги, форм контроля за исполнением административного регламента, досудебного(внесудебного) порядка обжалования решений и действий(бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу.»

Отменить дополнительное решение Норильского городского суда Красноярского края от 22 мая 2019 года, принять по делу в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования прокурора г. Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Норильска Красноярского края.

Признать не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, услуги по зачислению в муниципальные общеобразовательные учреждения, утвержденный постановлением Администрации г. Норильска от 02 декабря 2011 года №561, в части невключения в структуру административного регламента разделов, устанавливающих стандарт предоставления муниципальной услуги, форм контроля за исполнением административного регламента, досудебного(внесудебного) порядка обжалования решений и действий(бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Обязать Администрацию города Норильска Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести Административный регламент предоставления муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными Управлению общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, услуги по зачислению в муниципальные общеобразовательные учреждения в соответствие с требованиями ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В остальной части решение Норильского городского суда Красноярского края от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: